СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и  для учителей средних и старших классов.  В работе показана система методов и приёмов, которая помогает формировать читательскую компетентность у учащихся. Приводятся примеры положительного опыта, научная терминология, статистические данные.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции»


на конкурс методических разработок, направленных на формирование читательской компетенции у учащихся











Автор: Ирина Васильевна Литвинова, 35 лет,

учитель русского языка и литературы,

тел.: 89529279864;

aleks_irina78@mail.ru


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петраковская средняя общеобразовательная школа














Лучшая методика, направленная на формирование читательской компетенции учащихся










с. Петраки, 2020г

АННОТАЦИЯ


Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и для учителей средних и старших классов. В работе показана система методов и приёмов, которая помогает формировать читательскую компетентность у учащихся. Приводятся примеры положительного опыта, научная терминология, статистические данные.







































Пояснительная записка

Введение


На сегодняшний день, т.е. в век внедрения компьютерных инноваций, у

школьников не остается времени на чтение даже школьной программы, не говоря уже о том, что дети не читают другую художественную литературу. А раз ребёнок не читает, то это уже проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции стоит очень остро. Данной теме посвящаются научные конференции, вебинары, семинары в которых участвуют учителя и другие заинтересованные специалисты. А что такое читательская компетентность?

Читательская компетентность-совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Цель методической разработки: проанализировать свою работу по формированию читательской компетентности и поделиться опытом.


Статистика

В рамках международного исследования PISA 1 раз в три года проверяется читательская грамотность 15-летних школьников. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Результаты исследований PISA таковы: средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран-участников. За последние 9 лет, прошедших после первых результатов тестов PISA, в нашей стране нет положительных изменений. Хотя в таких странах, как Перу, Чили, Бразилия, Латвия, Германия, Польша, после результатов PISA-2000 провели реформу образования и значительно улучшили его качество. Не принимать в расчёт исследование PISA мы не можем, на это прямо указано в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": «Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах».

Научный материал и личный опыт

Трудно не согласиться с утверждением ученого-методиста Р. И. Альбетковой: «Задача учителя-словесника — воспитание компетентного читателя».

Необходимо изменить преподавание литературы в школе, чтобы повысить читательскую грамотность, чтобы учащиеся на классической литературе, персонажах учились преодолевать трудности, находить выход из любой ситуации, оставаясь при этом человеком. Для этого необходимо формировать читательскую компетенцию, чем я и хочу поделиться.

Мне как учителю литературы необходимо приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведение литературы и отраженные в них явления жизни, а на этой уже основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Назову предметные компетенции, которые должен формировать учитель литературы в процессе освоения учебного материала: умение понимать слово, текст, язык искусства; читать текст, адекватно понимать написанное; вступать в диалог; задать вопрос; определять авторскую позицию; формулировать свою позицию и высказывать ее; организовывать монолог, диалог; использовать термины и определять  функциональное назначение художественных средств.


Недаром 2007 год был объявлен Годом русского языка, 2015 годом литературы, а с 2007-2020г была запущена «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. К 2020 году ее создатели планировали существенным образом изменить отношение к книжной и читательской культуре, как в обществе, так и в государственных структурах, а также повысить уровень культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран. В Европе вопросы образования стоят на приоритетном месте, и одной из ключевых дисциплин, обеспечивающих качество образования, является грамотность. И.В. Вальдман, ссылаясь на резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005 ЮНЕСКО, отмечает: «Грамотность – решающее средство для овладения другими дисциплинами и один из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования успеваемости учащихся. Чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды». Важно обучать не только техническим навыкам чтения и письма, но и умению пользоваться данными навыками и умениями в определенных жизненных ситуациях.


Если человек не будет читать, то он не сохранит тот накопленный опыт прошлого и настоящего, российского и зарубежного, который был приобретён ранее? Ведь некоторые источники являются мимолётными, например, сеть Интернет, телевидение, радио, повседневное общение и другое, они несут только поверхностную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего. Многие ученики отвечают на вопрос: «кто прочитал произведения, заданные на лето?» следующее: «…а зачем, если есть краткое содержание…», или «…я кино посмотрю и всё запомню…». Вот если бы летом прочли произведения объёмного содержания, например, М.А. Шолохова «Тихий Дон», Л.Н. Толстого «Война и Мир», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая Гвардия» и другие, а потом бы ещё и фильм посмотрели, перечитали бы отдельные эпизоды, то тогда у ребят было бы хоть какое-то представление о произведении, его героях, сюжетах, могли бы сопоставить увиденное с прочитанным и т.д. Кто-то к этому прислушивается, но понимают это только будучи студентами.


Порой бывает обидно, когда к уроку литературы в старших классах, в котором всего 2-3 ученика, никто не приготовил домашнее задание. Тогда встаёт вопрос: а как работать, с кем анализировать произведение, на которое даётся мало часов?

Задача школы на сегодняшний день: сделать всё возможное, чтобы обучающиеся были заинтересованы чтением и полюбили читать, или хотя бы понимали необходимость чтения. Как заинтересовать ребят читать произведения по литературе? Как привить любовь к чтению? А чтение художественной литературы подразумевает метапредметную связь с историей, географией и другим предметами. Учитель, прежде всего, должен владеть методикой преподавания предмета, знать предметы «история», «география»; перечитывать неоднократно произведения школьной программы, а также пополнять свой багаж современными произведениями.

Думаю, многие учителя-словесники сталкиваются с такой проблемой и я не исключение.

Мы можем сказать, что дети читают, находясь в социальных сетях, кто-то пользуется электронными книгами, но это всё не то.

Что приходится делать, чтобы обучающиеся полюбили чтение?

Я провожу вводный урок по ознакомлению с автором объёмного произведения, стараюсь заинтересовать биографией жизни и творчества автора, чтобы ребятам захотелось узнать подробности о нём и его творчестве, найти интересные факты, или попросить выполнить данную работу лучшего ученика. Презентации детям уже стали неинтересны, сейчас ребятам нравится просматривать небольшие видеоролики, которые доступно рассказывают о писателе или о поэте, многие ребята сами предлагают выполнить подобную работу. Если учащийся самостоятельно приготовит видеоролик об авторе, то ему также предстоит перечитать несколько источников, чтобы отобрать интересный и нужный материал для урока, что является пользой. Ученик познакомится с личностью, узнает и расскажет о самом интересном всему классу. Чтобы даром время не прошло, приходится заставлять начинать читать в классе, но это, как известно, мало положительного результата приносит, а вот если ребятам пересказать интересный момент из произведения, или показать фрагмент из фильма, то результат будет более положительным из моего опыта. У ребят на протяжении всего урока возникают вопросы о героях, их поступках, значит, ученик заинтересовался произведением и есть надежда, что произведение будет дочитано до конца.

Если произведение начинается с описания природы, или в подобном, как многие считают, скучном стиле, то оно отталкивает от дальнейшего прочтения ученика. Из моемого опыта видно: не важно, какое это произведение в 350-600 страниц или в 2-5 страниц, если ребёнку интересна литература, то он прочитает любое произведение, если нет, то и короткое он не подготовит к уроку, но таких детей единицы. В нашей школе наполняемость в классах с 5 по 11 класс от 2 до 7 человек в классе.

Произведения объемных текстов, на которые выделяется по ФГОС малое количество часов, чем в то время, как раньше отводилось намного больше, привлекать внимание к прочтению приходится по-разному. Призываю к просмотру фильма после уроков или дома, чтобы сопоставить сценарий фильма и сам текст автора, иногда ребята приходят с книгой, чтобы сравнить слово автора со словом с экрана. После просмотра у старшеклассников появляется интерес и называют эпизоды, которые бы с удовольствием перечитали бы ещё раз, но понятно, что это не тот результат, который хотелось бы учителю, зато есть существенный результат работы на уроке над анализом текста, работа над характеристикой героев.

Обучающиеся ленятся ходить в библиотеку за источником информации, который потребуется для анализа на уроке. Своё знание содержания объясняют тем, что читали в сети Интернет, или слушали произведения через аудиозапись. Сотрудничаю с сельской библиотекой - устраиваем инсценировки фрагментов интересных и известных произведений, посещаем выставки, договариваемся о просмотре фильма на большом мультимедийном экране.

На сегодняшний день одной из важной причиной снижения читательской компетенции становится отсутствие в школьной программе современных авторов, современных произведений, идеи которых были бы близки современному «мобильному» ребёнку. Мы (взрослые) одно поколение, они (школьники) другое новое поколение. А для нового поколения, всё вокруг становится новым и мы, учителя, должны идти в ногу со временем, чтобы привить детям навыки самостоятельной жизни и уроки литературы не исключение. Советую школьникам прочитать те, произведения, которые рекомендует, например, «Живая классика», в перечне представлена современная литература.




Психологические особенности обучающихся

Вспомним психологические особенности обучающихся. Например, средние и старшие классы – переходные и сложные периоды в жизни ребенка. В первом случае наличествует подростковый кризис («потребность в самоидентификации»), во втором – переход от подросткового к раннему юношескому возрасту, для которого характерно самоопределение, самоориентация и зачастую, как следствие, чувство одиночества. Подростковый и юношеский возраст – это время поиска ответов на самые сокровенные, волнующие вопросы, попыток выработать свою жизненную позицию. Именно литература в этот период должна стать духовным ориентиром в жизни каждого школьника, показать варианты решений жизненных проблем и стать незримой духовной поддержкой на выбранном пути. «В предельно обобщенном виде художественная литература предстает перед нами, во-первых, как аккумулированный опыт переживания личностью экзистенциально значимых ситуаций. Во-вторых, художественные тексты представляют собой иерархическую систему моделей конкретно-исторических «срезов» реальной действительности, контаминированной с индивидуальным сознанием авторов этих текстов. В-третьих, архетипическую основу литературы составляет совокупность типов личностей, мотивов человеческого поведения, ситуативных и сюжетных конструкций»


Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций. Приведу их классификацию данную доктором педагогических наук А.В. Хуторским.

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурные компетенции. Ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, организации и самооценки учебно-познавательной деятельности.

  4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  5. Коммуникативные компетенции включают знание родного и иностранного языка, необходимых знаковых систем, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки общения в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  6. Личностные компетенции. Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.


Как же всё-таки развивать читательскую компетентность у подростков? Думаю, над этой проблемой придётся много ещё трудиться как учителям начальных классов, так и учителям литературы средних и старших классов.


Выпускникам 9 класса без знаний содержаний произведений русской или зарубежной литературы трудно будет написать сочинение-рассуждение по русскому языку с 9.1 по 9.3 заданий, а выпускникам 11 класса нелегко получить допуск к экзаменам итогового сочинения и выполнить 27-е задание ЕГЭ. Многие обучающиеся это понимают и берутся за чтение, но это чтение «потому что надо», а «не потому что нравится и люблю читать».


Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы он включал не только литературный, но более общий, культурологический комментарий. Что редко, но получается сделать на своих уроках, приглашая, провести урок учителя истории совместно со мной.

Если проводить уроки литературы по одному и тому же шаблону, то это однообразно, скучно, как самому учителю, особенно творческому, вечно ищущему что-то новое, так и обучающимся.


Современная российская педагогическая и методическая литература до сих пор неточно определяет содержание термина «читательская компетенция». В методике не выделены четко конкретные критерии и показатели для определения уровня сформированности читательской компетентности школьников. В ряде исследований (Е. Г. Гализина, М. А. Мосина) уровень сформированности читательской компетентности определяется на основе только одного критерия - полноты понимания текста. А над этим помогают работать приёмы разных методов, которые мною применяются на уроке и не важно сколько человек у меня в классе.


Педагог И.Я. Лернер выделяет и обосновывает следующие общедидактические, т.е. охватывающие всю систему школьного обучения, методы:

1) объяснительно-иллюстративный, или информационно – рецептивный;

2) репродуктивный;

3) метод проблемного изложения;

4) эвристический, или частично-поисковый;

5) исследовательский.

Применяю наиболее традиционные методы, характерные для преподавания уроков литературы:

  1. Метод творческого чтения.

Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.

Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:

  • выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по компьютеру, телевизору);

  • обучение выразительному чтению учащихся;

  • чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;

  • беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

  • постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

  • творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

  1. Эвристический метод.

На этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся.

На этой ступени углубляется первоначальное эмоциональное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Для эвристического (частично-поискового) метода характерны следующие приемы:

  • построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний;

  • построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно);

  • постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

  1. Исследовательский метод.

Цель исследовательского метода – раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Исследовательский метод близок к эвристичесекому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.

Приемы проявления исследовательского метода:

  • выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально;

  • подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

  • самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе;

  • выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.

  1. Репродуктивный метод.

Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях.

Развитию мысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению.

Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новой информации, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед ними перспектив развития искусства и науки.

Приемы репродуктивного метода:

  • рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

  • обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств;

  • задания по учебнику, по учебным пособиям.

Рассмотренные методы и приемы являются основными в программах по литературе В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и В.Г. Маранцмана.

Цель изучения литературы в школе, с точки зрения В.Я. Коровиной, – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. В связи с этим основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимых для понимания включенных в программу произведений. Можно выделить основные методы и приемы формирования читательской компетенции по В.Я. Коровиной в средних и старших классах.

Средние классы:

  • Объяснение учителя (репродуктивный метод).

  • Самостоятельное изучение биографии автора (эвристический /частично-поисковый метод).

  • Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический /частично-поисковый метод).

  • Выразительное чтение (метод творческого чтения).

  • Анализ текстов (эвристический/частично-поисковый метод).

  • Конкурс рисунков (репродуктивный метод).

  • Контрольная, проверочная работа; сочинение и тестирование (метод контроля).

Старшие классы

  • Лекция, объяснение учителя (репродуктивный метод).

  • Работа с учебником (репродуктивный метод).

  • Самостоятельное изучение биографии автора и подготовка сообщений о нем (эвристический/частично-поисковый метод).

  • Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический/частично-поисковый метод).

  • Анализ, комментирование текста, установление ассоциативных связей (эвристический/частично-поисковый метод).

  • Самостоятельный анализ произведений (исследовательский метод).

  • Чтение наизусть (метод творческого чтения).

  • Сжатый/полный пересказ произведения (эвристический метод).

  • Контрольная работа, проверочная работа; сочинение, тестирование (метод контроля).

Как мы видим, методы и приемы, на основе который формируется читательская компетенция, в программе В.Я Коровиной традиционны. Причем и в средних, и в старших классах они одинаковые, только в 9-11 классах изучение становится более углубленным, детальным. Это обговаривается и в пояснительной записке программы: 5-6 классы активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения; а уже в 7-11 классах ученики более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Я использую также следующие приёмы на уроке:

- Экскурсия в виртуальный мир (Принцип наглядности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности);

- Литературная гостиная (принцип эстетической значимости, культуросообразности);

- Репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (принцип наглядности, эстетической значимости);

- Проверка гипотезы (принцип сознательности и актуализации личностной креативности);

- «Перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком (принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника);

- Литературная, ролевая игра (принцип связи с жизненным опытом школьника, принцип наглядности).

Очень удачно проходят уроки-семинары, уроки-конференции в старших классах, в средних классах – инсценировки произведений, показываем для ребят младших классов и дошкольников. Всем нравятся уроки-игры, которые, к сожалению, учитель не может проводить из урока в урок.



Самый необычный был и остаётся опыт привлечения к чтению ребят – это открытые уроки с приглашением родителей учеников. Родителям давалась определённая роль на уроке, например, читали отрывок из прозы или поэзии, инсценировки, жюри уроков-практикумов. Приглашала родителей 7-8 классов на уроки-семинары, где родители отвечали на вопросы семинара по прочитанному произведению. В конце подобных уроков, как родителями, так и детьми делались выводы о произведении, о том, чему оно учит, какой совет в жизни даёт и многое другое, что вызвало бы у обучающихся интерес к чтению. Родители на такую просьбу реагируют положительно и стараются сотрудничать со мной, чтобы их дети были образованными и своим примером рады помогать ребятам.

Внеурочная деятельность также влияет непосредственно на формирование читательской компетенции. Более 12 лет руковожу кружком «Школьная газета». Ежемесячно издаём школьную газету, что также является положительным результатом для ребят, необходимо перечитывать нужную информацию, редактировать написанные заметки и статьи, очерки, а без чтения художественной литературы, без опыта писателей и поэтом этого идеально сделать нельзя, поэтому ребята заинтересованы в чтении. Много статей написано как мною, так и воспитанниками моего кружка и опубликованы в районной газете. Принимали неоднократно и принимаем участие в конкурсах разного уровня литературно-творческой направленности и занимаем призовые места.

Думаю, любой учитель хочет, чтобы ребята видели в чтении совет, помощь, друга, чтобы многие писатели или поэты для школьников являлись примером для подражания, интересной личностью, поэтому я стараюсь делать всё, что от меня зависит и прислушиваться как к ученикам, так и к их родителям.






Список литературы


  1. Астафьева Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. - [Электронный ресурс] // URL: http://strmggu.ru/doc/5.pdf

  2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. – 2006. - №10.

  3. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - [Электронный ресурс]// URL: http://www.slideshare.net/OPENCU/ss-5677095.

  4. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. – М., 2009.

  5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.

  6. Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования. – [Электронный ресурс]// URL: www.rudocs.exdat.com/docs/index-86895.html

  7. Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5—9 классы/под ред. В.Г. Маранцмана. – М., 2006.

  8. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5—11 классы (Базовый уровень); 10—11 классы (Профильный уровень)/Под ред. В. Я. Коровиной. – М., 2007.

  9. Н.Н. Сметанникова Академия читательского мастерства Методическое пособие, Москва 2018.

  10. Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/




















Приложение

Выступления ребят с сообщениями









О журналистике





Интервью для конкурса





Инсценировки в классе, в ГДО

































Урок-семинар











Урок-игра

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ













Уроки с родителями и учениками

В ыставки и просмотр фильмов в сельской библиотеке СДК



























Моё выступление на РМО учителей-предметников по теме «Формирование читательской компетенции у учащихся»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!