Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской культуры дошкольников»
Формирование читательской культуры дошкольников
Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Понятие о детской литературе:
- Детская литература – неотъемлемая часть культуры и общей литературы
- Детская литература – специфическая область словесного искусства
Понятие о детской литературе:
- Детская литература –произведения, созданные специально для детей
- Детская литература – все произведения, которые читают детям (круг детского чтения)
Круг детского чтения:
- Произведения, написанные специально для детей
- Произведения для взрослых, перешедшие в детскую аудиторию
Специфика детской литературы:
- Детская литература – особая форма общественного сознания (детская субкультура, теория архетипов)
- Детская литература – интеграция художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности
- Специфика детской литературы обусловлена возрастными особенностями и возможностями ребёнка («вместе с ребёнком взрослеют его книги»)
Критерии детской литературы:
- Художественные (детские книги – произведения, созданные по законам настоящего искусства)
- Психолого-педагогические (детские книги ориентированы на возрастные особенности и возможности ребёнка)
Функции детской книги:
- Воспитание личности – главная задача общества
- Человек становится личностью, постигая духовное наследие
- Книга помогает человеку усвоить опыт прошлого, сформировать образ будущего
Функции детской книги:
Познавательная функция:
- Детская книга знакомит ребёнка с различными сторонами действительности
- Детская книга – источник знаний об окружающем мире и человеке
Воспитательная функция:
- Детская книга раскрывает нравственные ценности («Что такое хорошо и что такое плохо?»)
- Детская книга вводит ребёнка в мир человеческих характеров, отношений
- Детская книга учит воспитывать человечность в самом себе
Развивающая функция:
- Детская книга развивает интеллект, логическое мышление
- Детская книга развивает фантазию, воображение
- Детская книга развивает речь
Чтение художественной литературы
Главная миссия — воспитание в ребёнке читателя
Задачи:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Читатель
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
С. Я. Маршак
Чтение как культурный феномен
Типы читателей:
- Грамотный , «талантливый» читатель
- Функционально неграмотный, «ленивый» читатель
Портрет талантливого читателя
- Любовь к книге, постоянное общение с ней
- Понимание идеи произведения, авторской позиции
- Способность воспринимать произведение в единстве содержания и формы
- Понимание метафорического языка искусства
- Способность исторически и критически осмыслить книгу
- Умение эмоционально откликаться на прочитанное
Литературное развитие: общее понятие
Литературное развитие - процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах деятельности
Литературное развитие дошкольника
Психологи выделяют 2 периода
в эстетическом развитии дошкольника:
- Период от 2 до 5 лет (малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства)
- Период после 5 лет (искусство отделяется от иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным)
Компоненты литературного развития:
- Читательский интерес
- Восприятие и интерпретация художественного произведения
- Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности
Читательский интерес
- Широта
- Глубина
- Осознанность
- Избирательность
Восприятие и интерпретация текста
- Восприятие художественных произведений – художественное, эстетическое восприятие
- Эстетическое восприятие - сложная психическая деятельность, сочетающая интеллектуальные, познавательные, эмоцинально-волевые моменты
- Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка (А. В. Запорожец, А. Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Артановская, Н.С. Карпинская)
- Совершается переход от первоначального восприятия к эстетической деятельности, к активному сопереживанию героям
Способность к отражению литературного опыта
Дошкольник воплощает в реальные образы
возникающие в его воображении события,
героев, использует литературный опыт в
разных видах деятельности:
- изобразительной
- игровой
- театрализованной
- в деятельности общения
- в сочинительстве
Особенности восприятия литературы дошкольником
- Жизненный и читательский опыт
- Восприятие жанров
- Восприятие сюжета
- Отношение к героям книги
- Восприятие языка произведения
- Эмоциональный отклик
- Роль иллюстрации в детской книге
Младший дошкольный возраст
- Тесная зависимость понимания текста от личного опыта
- Дети любят стихи, малые фольклорные жанры
- Текст воспринимается, если события логично следуют одно за другим
- В центре внимания –главный персонаж, его действия
- Тяга к ритмической речи, к рифмам
- Эмоциональное отношение ярко выражено
- Без иллюстрации текст не будет понят
Средний дошкольный возраст
- Расширяется круг конкретных представлений
- Ощущение границ сказочного и реального, интерес к игровой авторской поэзии
- Легко устанавливаются причинно-следственные связи в сюжете
- Активное участие в событиях, происходящих с героем
- Ярко выраженная реакция на Слово
- Острая впечатлительность, сопереживание
- Иллюстрация не требуется к каждому повороту сюжета
Старший дошкольный возраст
- Обогащается жизненный и читательский опыт
- Любимые книги –авторские, волшебные сказки, энциклопедии
- Установление многообразных связей в сюжете (популярны «толстые книжки»)
- Привлекают яркие, сильные характеры, осознаются мотивы их поступков
- Формируется умение воспринимать выразительные средства языка, их роль
- В какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность
- Рисунок выполняет вспомогательную роль
Задачи литературного образования дошкольника
- Обогащать жизненный опыт, необходимый для понимания текста
- Ввести ребёнка в мир словесного искусства, показать многообразие жанров
- Формировать интерес к книге, любовь к художественному слову, индивидуальные читательские интересы
- Учить воспринимать произведение в единстве содержания и формы
- Использовать литературный опыт в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения, в сочинительстве
Законы формирования круга детского чтения
- Закон возрастных ограничений
- Закон возрастных соответствий
- Закон возрастной перспективы