№ | Тема урока | Цели | Тип, форма урока, способы контроля | Основные требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся | Теоретико-литературные понятия | Домашнее задание | Дата |
9 «А» | 9 «В» |
Введение (1ч) |
1 | Вводное занятие. Литература и история | Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы | Лекция с элементами беседы | Уметь строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи | Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы | Стр. 6-9 перечитать «Слово о полку Игореве». | 1.09 | 2.09 |
Из древнерусской литературы (7 ч) |
2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…» | Урок-беседа | Знать историческую основу «Слова», жанр и композицию произведения, Уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности | Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. | Стр.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода. | 3.09 | 5.09 |
3 | «Печальная повесть о походе Игореве» | Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительного анализа | Урок систематизации знаний | Уметь работать с текстом. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В. 6,7 | 5.09 | 7.09 |
4 | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Русская земля | Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме | Комбинированный, | Знать: нравственно-патриоическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В. 3,4 | 8.09 | 9.09 |
5 | Образ автора в «Слове…» | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы | Комбинированный | Знать героев «Слова» Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Образ автора | Выучить наизусть «Плач Ярославны…» | 10.09 | 12.09 |
6 | Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» | Рассмотреть основные этапы работы над сочинением | Практикум | Знать значение образа Ярославны Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Образ, выразительные средства языка | Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны | 12.09 | 14.09 |
7 | Р/р Обучение сочинению | Совершенствование ЗУН | Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана | Уметь использовать собранный материал при написании сочинения | Вступление, основная часть,, заключение | Написать сочинение на тему «Родная земля в «Слове о полку Игореве» | 15.09 | 16.09 |
8 | Контрольная работа №1 «Родная земля в «Слове о полку Игореве» | | | | | | 17.09 | 19.09 |
Из литературы XVIII века (9 ч) |
9 | Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм | Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом | Лекция с элементами беседы | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | стр. 28-37 Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.В. Ломоносове, Кантемире, Сумарокове | 19.09 | 21.09 |
10 | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения | Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей» | Изучение нового материала | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды Уметь вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | Стр. 37- 42 Стр. 56-67 Выразительное чтение «Оды на день…». Сообщение о Г.Р. Державине. «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица» | 22.09 | 23.09 |
11 | Г. Р. Державин – поэт-философ. Своеобразие творчества | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина | Комбинированный | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь логически мыслить. Выразительно читать | Ода | Выучить «Памятник» | 24.09 | 26.09 |
12 | Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для развития русского поэтического слова | Учить анализировать стихотворение, выразительно читать | Комбинированный | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств | Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка | Стр. 42-56 | 26.09 | 28.09 |
13 | Рассвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков) | Познакомить с представителями отечественной драматургии | Урок изучения нового | Уметь анализировать, обобщать, комментировать текст | Эпоха Просвещения, театр | Стр. 56-60 Прочитать отдельные главы из книги Радищева «Путешествие…» | 29.09 | 30.09 |
14 | А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр | Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева | Изучение нового материала | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Жанр путешествия | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…». | 1.10 | 3.10 |
15 | «Путешествие…» - классицизм, сентиментализм и реализм | Показать протест против рабства и духовного порабощения | Комбинированный | Уметь доказать протест рабства и духовного порабощения на примере отдельных глав | Жанр путешествия | Индивидуально: сообщение о Н.М. Карамзине | 3.10 | 5.10 |
16 | Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина | Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении. | Урок изучения нового материала | Уметь находить примеры сентиментализма как литературном направлении. | Сентиментализм | Устный ответ «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» | 6.10 | 7.10 |
17 | Повести Н.М. Карамзина (обзор) | Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок | Составление таблицы «Литература XVIII века», тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать | Классицизм, Сентиментализм. | Стр. 84-85 | 8.10 | 10.10 |
Из литературы XIX века (71 ч) |
18 | Становление и развитие романтизма | Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века. | Изучение нового материала | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Романтизм | Стр. 86-89 Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове. | 10.10 | 12.10 |
19 | Важнейшие черты романтизма в творчестве В.А. Жуковского | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Комбинированный | Уметь выполнять тезисную запись лекции. | «школа гармонической личности» | Стр. 90-100 Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», «Лесной царь» | 13.10 | 17.10 |
20 | Воплощение эстетики романтизма в творчестве К. Ф. Рылеева | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь работать с текстом, анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль | Историческая песня | Устный ответ Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф. Рылеева | 15.10 | 14.10 |
21 | Анализ элегии «Море» | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | комбинированный | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, романтический герой | Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского. | 17.10 | 19.10 |
22 | А.С. Грибоедов Личность и литературная судьба | Познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С. | Изучение нового материала | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 110-113 Прочитать 1 действие, | 20.10 | 21.10 |
23 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта | Дать понятие о конфликте. Уметь определить в чем суть конфликта в комедии. | Изучение нового материала | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Конфликт. | Прочитать 2-е действие | 22.10 | 24.10 |
24 | Тема ума в комедии | Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении | Комбинированный | Знать сюжет комедии. Уметь определять элементы сюжета в драматическом произведении, анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 128 В. 1,2 Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова | 24.10 | 2.11 |
25 | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 века | Учить анализировать драматическое произведение | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Элементы классицизма в комедии | Стр. 113-120 Прочитать 4-е действие. | 3.11 | 7.11 |
26 | Идеалы и антиидеалы Чацкого | Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин | Комбинированный | Знать развитие конфликта Чацкий – Софья – Молчалин Уметь выступать с монологическую речь, анализировать эпизод. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Словесный портрет гостей | 5.11 | 9.11 |
27 | Чацкий и Молчалин | Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу | Семинар | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Комедия | Стр. 120-127 В. 8 Стр. 128 | 7.11 | 11.11 |
28 | Образ Софьи | Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума | Комбинированный | Уметь выступать монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев. | 10.11 | 14.11 |
29 | Проблематика «Горе от ума» | Уметь видеть истинные ценности жизни | Комбинированный урок | Знать характеристику героев Уметь анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы | Монолог, конфликт. | Статья Гончарова «Мильон терзаний». | 12.11 | 16.11 |
30 | Особенности создания характеров и специфика языка комедии | Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление | Практикум | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | Конспект, компрессия | Закончить работу по заполнению таблицы | 14.11 | 18.11 |
31 | Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума» | | | | | Написать сочинение | 17.11 | 21.11 |
32 | Контрольная работа №2 Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 3-18 | 19.11 | 23.11 |
33 | Вн.чт. Поэты пушкинской поры | | | | | Выучить наизусть одно стихотворение | 21.11 | 25.11 |
34 | А. С. Пушкин Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина | Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина | Заочная экскурсия | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 19-22 | 24.11 | 28.11 |
35 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Выучить наизусть «Я памятник…» | 26.11 | 30.11 |
36 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Выучить наизусть «Пророк» | 28.11 | 2.12 |
37 | Тема любви и дружбы в лирике поэта | Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 22-27 | 1.12 | 5.12 |
38 | Вольнолюбивая лирика Пушкина («К Чаадаеву», «Во глубине Сибирских руд») | Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Изучение нового материала | Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Выучить наизусть одно из стихотворений | 3.12 | 7.12 |
39 | Философская лирика («Бесы», «Вновь я посетил») | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Выразительные средства языка | Стр. 37-43 | 5.12 | 9.12 |
40 | Анализ стихотворения А.С. Пушкина | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Уметь анализировать текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 43-49 Выучить наизусть одно из стихотворений о любви | 8.12 | 12.12 |
41 | Романтическая поэма «Кавказский пленник». Проблематика и художественное своеобразие | Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы | Изучение нового материала | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | Стр. 49-53 | 10.12 | 14.12 |
42 | Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание | Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев | Комбинированный | Уметь анализировать драматическое произведения, выделять ключевые сцены, уметь давать критическую оценку поступков и слов героев | Маленькие трагедии | Стр.63-69 Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина» | 12.12 | 16.12 |
43 | «Евгений Онегин»: творческая история создания романа | Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта | Изучение нового материала | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | Стр. 94 В. 16 Прочитать главу 1. | 15.12 | 19.12 |
44 | Автор и его герой в образной системе романа | Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа | Комбинированный | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Образ автора | | 17.12 | 21.12 |
45 | Тема онегинской хандры | | | | | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину» | 19.12 | 23.12 |
46 | Ленский и Онегин. | Раскрыть типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского | Комбинированный | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Антитеза | Стр. 87-90 Составить сравнительную характеристику Ленского и Онегина. | 22.12 | 26.12 |
47 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа | Комбинированный | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Реализм, сравнительная характеристика | | 24.12 | 11.01 |
48 | Картина жизни русского дворянства | Проследить, как в романе отражается жизнь русского дворянства | Комбинированный | Уметь сопоставить петербуржский, московский и провинциально-дворянский быт | Роман. Связь с историей, лирические отступления. | Устный ответ столичное и провинциальное дворянство | 26.12 | 13.01 |
49 | Нравственно-философская проблематика романа | Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь работать с текстом, конспектировать. | Проблематика | Составить тезисы статьи Белинского. | 12.01 | 16.01 |
50 | Роман «Евгений Онегин» как «Энциклопедия русской жизни». | Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе | Комбинированный | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи «Энциклопедия русской жизни» Белинский и Писарев о романе. | Реализм, критическая статья | Составление плана сочинения и отбор материала. | 14.01 | 18.01 |
51 | Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Реализм, критическая статья | Написать черновик сочинение | 16.01 | 23.01 |
52 | Контрольная работа №3 Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр.97-105 Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова | 19.01 | 20.01 |
53 | М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь М.Ю Лермонтова | Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике | Изучение нового материала | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы. Уметь находить их в тексте | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Стр.110-115. | 21.01 | 25.01 |
54 | Темы и мотивы лирики. Назначение художника | | | | | Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» | 23.01 | 27.01 |
55 | Мотив свободы и одиночества | Способствовать пониманию основных мотивов творчества Лермонтова М. Ю. | Комбинированный | Знать понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности; Уметь анализировать стихотворения | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | прочитать стихотворения «Пророк», «Скучно и грустно », «Парус» | 26.01 | 30.01 |
56 | Судьба поэта и его поколения | Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Адресата любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина. | 28.01 | 1.02 |
57 | Патриотическая тема лирики | Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на лексическом уровне | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 114-121 Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. | 30.01 | 3.02 |
58 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в прозе | Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина | Изучение нового материала | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Психологический роман | Композиция романа, глава «Бэла» | 2.02 | 6.02 |
59 | Своеобразие композиции и образной системы романа. | Подвести учащихся к пониманию и значения композиции и роли рассказчика в романе в раскрытии идейного замысла . | Изучение нового материала. | Знать историю создания романа, его идеи и роль композиции. | Психологический роман | Устный ответ «Каким я увидел лермонтовского героя» | 4.02 | 8.02 |
60 | Автор и его герой | | | | | Что сближает Печорина и Вернера | 6.02 | 10.02 |
61 | Индивидуализм Печорина и его истоки | Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями | Комбинированный | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Психологический роман | Стр.130-132, перечитать главу «Тамань». | 9.02 | 13.02 |
62 | Печорин в ряду других персонажей | Раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать текст повести; понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета. Уметь анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода | Психологический роман | Отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой | 11.02 | 16.02 |
63 | Печорин в ряду других персонажей | Раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой | Комбинированный | Знать понятие «двойник», содержание повести. Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой». | Психологический роман | Подготовить анализ эпизода по плану. | 13.02 | 18.02 |
64 | Мастерство психологической обрисовки характеров | Дать представление о психологическом портрете героя | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Психологический роман | Грушницкий, Вулич, Вернер - Печорин. | 16.02 | 20.02 |
65 | Черты романтизма и реализма в романе | | | | | Подобрать материал к сочинению | 18.02 | 24.02 |
66 | В.Г. Белинский о романе | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь конспектировать статьи, работа с цитатами, составлять связный рассказ | Конспект | Подготовка к сочинению. | 20.02 | 27.02 |
67 | Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Учить анализировать эпизод | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Знать роль эпизода. Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Законспектировать статью Белинского в романе. | 25.02 | 29.02 |
68 | Контрольная работа №4 Сочинение роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 143-149 Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души» | 27.02 | 2.03 |
69 | Н.В. Гоголь Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | Обобщить и систематизировать ранее изученный материал. | Изучение нового материала | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Повесть | Прочитать главы 4-6. «Мёртвые души» | 1.03 | 5.03 |
70 | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника | Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Развитие реализма. | Стр. 152-156 Стр. 170 В. 3,4 | 3.03 | 9.03 |
71 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» | Обратить внимание на особенности жанра и композиции, смысла названия 7поэмы. | Изучение нового материала | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Поэма, композиция, образ | Стр. 157-164 В. 5 стр. 170 | 5.03 | 12.03 |
72 | Образ Чичикова | Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать характеристику Чичикова, давать оценку его поступкам. Уметь составлять план, характеристику персонажа, работа в группах | Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция | Какими вы увидели отцов города в изображении Гоголя? | 10.03 | 14.03 |
73 | Тема «живой и мертвой» души | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ | Составить портретную характеристику помещиков | 12.03 | 16.03 |
74 | Тема «живой и мертвой» души | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ | Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?» | 15.03 | 19.03 |
75 | Народная тема в поэме | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения | Комбинированный | Знать текст произведения. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Образ | Групповые задания: 1гр. – образ Родины в поэме; 2 гр. Характеристика крестьян. | 17.03 | 21.03 |
76 | Автор и роль лирических отступлений поэме | Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки» | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать текст произведения; причины незавершенности поэмы; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, вы являя проблема тику, авторскую позицию. | Лирические отступления | Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…» | 19.03 | 23.03 |
77 | Художественное мастерство Гоголя-прозаика | | | | | Отзыв | 22.03 | 4.04 |
78 | Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | Учить собирать материал к сочинению, составлять план | Развитие речи | Знать критическую оценку поэмы В.Г. Белинским. Уметь составлять цитатный план, работа с текстом | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Подготовить черновик сочинения. | 24.03 | 6.04 |
79 | Контрольная работа №5 Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Развитие речи | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина. Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 181-199 | 5.04 | 9.04 |
80 | Развитие русского реализма в литературе 1840-1890-х годов | Дать представление о литературе 2 половины 19 века | Изучение нового материала | Знать традиции отечественного реализма в русской литературе второй половины 19 века. Уметь конспектировать лекцию. | Реализм, лирика | Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору) | 7.04 | 11.04 |
81 | Расцвет социально-демократической прозы | Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчества писателя | Изучение нового материала | Знать содержание романа. Уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства | Маленький человек в литературе | Устный ответ «Моё представление о главном герое повести «Белые ночи» | 9.04 | 13.04 |
82 | Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова | Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта | Комбинированный | Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности | Философская лирика | Стр. 196-197 прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н. | 12.04 | 16.04 |
83 | Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова | Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта | Комбинированный | Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности | Философская лирика | Стр. 196-197 прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н. | 14.04 | 18.04 |
84 | А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета | Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями | Комбинированный | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Уметь характеризовать героев. | Сюжет | Как раскрыта в пьесе тема любви? | 16.04 | 20.04 |
85 | Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы | Закрепить навыки анализа драматического произведения | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание повести. Уметь критически оценивать поступки и слова героев произведения | Композиция | Прочитать автобиографию Достоевского. | 19.04 | 23.04 |
86 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина | Познакомить с содержанием произведения, учить работать с текстом | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Психологизм прозы | Прочитать главу «Дикий помещик». | 21.04 | 25.04 |
87 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина | Учить анализировать эпизод | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Знать содержание главы. Уметь находить прием психологического анализа | Выразительные средства языка | Подготовить творческую биографию Чехова | 23.04 | 27.04 |
88 | А. П. Чехов «Смерть чиновника» | Познакомить с содержанием рассказа, закрепить навыки работы с текстом | Изучение нового материала | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Рассказ | Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника». | 26.04 | 30.04 |
Из литературы XX века (14 ч) |
89 | Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века | Познакомить со своеобразием литературного процесса первой четверти XX века | Изучение нового материала | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература | Стр. 199-202 | 28.04 | 4.05 |
90 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи | Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века | Изучение нового материала | Знать литературные направления Серебряного века. Уметь выступать перед аудиторией, анализировать лирический текст | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить наизусть одно из стихотворений. | 30.04 | 7.05 |
91 | Основные темы и мотивы поэзии А. Блока | Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века | Изучение нового материала | | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить наизусть одно из стихотворений. | 5.05 | 11.05 |
92 | Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Комбинированный | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Стр. 203-205 | 7.05 | 14.05 |
93 | Основные темы и мотивы поэзии В. Маяковского | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить наизусть стихотворение о природе. | 10.05 | 16.05 |
94 | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Комбинированный | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Символизм, акмеизм, футуризм | Подготовить сообщение о М. Цветаевой. | 12.05 | 18.05 |
95 | М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы в рассказе | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы | Комбинированный | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Символизм, акмеизм, футуризм | Подготовить сообщение об А. Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями. Выучить стихотворение | 14.05 | 21.05 |
96 | Контрольная работа №6 Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» | Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Сюжет, композиция | Судьба Ванюшки до встречи с Соколовым | 17.05 | 23.05 |
97 | Образ праведницы в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа | | | | Прочитать рассказ «Собачье сердце» | 19.05 | 25.05 |
98 | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа | Изучение нового материала | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести. | Сатира, сарказм. | Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», | 21.05 | |
99 | Пафос произведения и авторская позиция | Выявить пафос произведения и авторскую позицию | Комбинированный | Уметь использовать разные виды пересказа. | Сатира, сарказм. | подготовить информацию о новейшей прозе | 24.05 | |
100 | Поэзия 50-80-х годов XX века | | | | | | | |
101 | Новейшая русская проза | | | | | | | |
102 | Читательская конференция | | | | | | | |