СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств.

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств.»

Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Цели

Тип, форма урока, способы контроля

Основные требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся

Теоретико-литературные понятия

Домашнее задание

Дата

9 «А»

9 «В»

Введение (1ч)

1

Вводное занятие. Литература и история


Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы

Лекция с элементами беседы

Уметь строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи

Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы

Стр. 6-9 перечитать «Слово о полку Игореве».

1.09

2.09

Из древнерусской литературы (7 ч)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…»

Урок-беседа

Знать историческую основу «Слова», жанр и композицию произведения,

Уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности

Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.


Стр.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода.

3.09

5.09

3

«Печальная повесть о походе Игореве»

Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительного анализа

Урок систематизации знаний

Уметь работать с текстом.

Психологический параллелизм, рефрен


Стр. 26 В. 6,7

5.09

7.09

4

Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Русская земля

Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме

Комбинированный,

Знать: нравственно-патриоическую идею «Слова».

Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею

произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Психологический параллелизм, рефрен


Стр. 26 В. 3,4

8.09

9.09

5

Образ автора в «Слове…»

Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы

Комбинированный

Знать героев «Слова»

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план

Образ автора

Выучить наизусть «Плач Ярославны…»

10.09

12.09

6

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

Рассмотреть основные этапы работы над сочинением

Практикум

Знать значение образа Ярославны

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план

Образ, выразительные средства языка

Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны

12.09

14.09

7

Р/р Обучение сочинению

Совершенствование ЗУН

Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана

Уметь использовать собранный материал при написании сочинения

Вступление, основная часть,, заключение

Написать сочинение на тему «Родная земля в «Слове о полку Игореве»

15.09

16.09

8

Контрольная работа №1 «Родная земля в «Слове о полку Игореве»






17.09

19.09

Из литературы XVIII века (9 ч)

9

Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм

Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом

Лекция с элементами беседы

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм

стр. 28-37

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.В. Ломоносове, Кантемире, Сумарокове

19.09

21.09

10

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения

Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей»

Изучение нового материала

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды

Уметь вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст

Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм

Стр. 37- 42

Стр. 56-67 Выразительное чтение «Оды на день…». Сообщение о Г.Р. Державине. «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица»

22.09

23.09

11

Г. Р. Державин – поэт-философ. Своеобразие творчества

Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина

Комбинированный

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь логически мыслить. Выразительно читать

Ода

Выучить «Памятник»

24.09

26.09

12

Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для развития русского поэтического слова

Учить анализировать стихотворение, выразительно читать

Комбинированный

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств

Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка

Стр. 42-56

26.09

28.09

13

Рассвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков)

Познакомить с представителями отечественной драматургии

Урок изучения нового

Уметь анализировать, обобщать, комментировать текст

Эпоха Просвещения, театр

Стр. 56-60

Прочитать отдельные главы из книги Радищева «Путешествие…»

29.09

30.09

14

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр


Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева

Изучение нового материала

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Жанр путешествия

Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…».

1.10

3.10

15

«Путешествие…» - классицизм, сентиментализм и реализм

Показать протест против рабства и духовного порабощения

Комбинированный

Уметь доказать протест рабства и духовного порабощения на примере отдельных глав

Жанр путешествия


Индивидуально: сообщение о Н.М. Карамзине


3.10

5.10

16

Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Урок изучения нового материала

Уметь находить примеры сентиментализма как литературном направлении.

Сентиментализм

Устный ответ «Каким я увидел XVIII век на страницах ….»

6.10

7.10

17

Повести Н.М. Карамзина (обзор)

Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок

Составление таблицы «Литература XVIII века», тест

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать

Классицизм, Сентиментализм.

Стр. 84-85

8.10

10.10

Из литературы XIX века (71 ч)

18

Становление и развитие романтизма

Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века.

Изучение нового материала

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Романтизм

Стр. 86-89

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове.

10.10

12.10

19

Важнейшие черты романтизма в творчестве В.А. Жуковского

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Комбинированный

Уметь выполнять тезисную запись лекции.

«школа гармонической личности»

Стр. 90-100

Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», «Лесной царь»

13.10

17.10

20

Воплощение эстетики романтизма в творчестве К. Ф. Рылеева

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Урок закрепления и обобщения знаний

Уметь работать с текстом, анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль

Историческая песня

Устный ответ

Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф. Рылеева

15.10

14.10

21

Анализ элегии «Море»

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

комбинированный

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Романтизм, романтический герой

Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского.

17.10

19.10


22

А.С. Грибоедов

Личность и литературная судьба

Познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С.

Изучение нового материала

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).


Стр. 110-113

Прочитать 1 действие,


20.10

21.10

23

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта

Дать понятие о конфликте. Уметь определить в чем суть конфликта в комедии.

Изучение нового материала

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Конфликт.


Прочитать 2-е действие

22.10

24.10

24

Тема ума в комедии

Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении

Комбинированный

Знать сюжет комедии.

Уметь определять элементы сюжета в драматическом произведении, анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Стр. 128 В. 1,2 Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова

24.10

2.11

25

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 века


Учить анализировать драматическое произведение

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Элементы классицизма в комедии


Стр. 113-120

Прочитать 4-е действие.


3.11

7.11

26

Идеалы и антиидеалы Чацкого

Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин

Комбинированный

Знать развитие конфликта Чацкий – Софья – Молчалин

Уметь выступать с монологическую речь, анализировать эпизод.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Словесный портрет гостей

5.11

9.11

27

Чацкий и Молчалин

Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу

Семинар

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Комедия

Стр. 120-127

В. 8 Стр. 128

7.11

11.11

28

Образ Софьи

Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума

Комбинированный

Уметь выступать монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).


Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев.

10.11

14.11

29

Проблематика «Горе от ума»

Уметь видеть истинные ценности жизни

Комбинированный урок

Знать характеристику героев

Уметь анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы

Монолог, конфликт.

Статья Гончарова «Мильон терзаний».

12.11

16.11

30

Особенности создания характеров и специфика языка комедии

Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление

Практикум

Знать основные положения статьи. 

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». 

Конспект, компрессия

Закончить работу по заполнению таблицы

14.11

18.11

31

Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума»





Написать сочинение

17.11

21.11

32

Контрольная работа №2

Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Знать содержание комедии.
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 3-18

19.11

23.11

33

Вн.чт. Поэты пушкинской поры





Выучить наизусть одно стихотворение

21.11

25.11

34

А. С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина

Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина

Заочная экскурсия

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма



Стр. 19-22

24.11

28.11

35

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Выучить наизусть «Я памятник…»

26.11

30.11

36

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Выучить наизусть «Пророк»

28.11

2.12

37

Тема любви и дружбы в лирике поэта

Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 22-27


1.12

5.12

38

Вольнолюбивая лирика Пушкина («К Чаадаеву», «Во глубине Сибирских руд»)

Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Изучение нового материала

Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Выучить наизусть одно из стихотворений

3.12

7.12

39

Философская лирика («Бесы», «Вновь я посетил»)

Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер

Практикум, самостоятельный анализ лирики

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Выразительные средства языка


Стр. 37-43


5.12

9.12

40

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный

Уметь анализировать текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 43-49 Выучить наизусть одно из стихотворений о любви

8.12

12.12

41

Романтическая поэма «Кавказский пленник». Проблематика и художественное своеобразие

Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы

Изучение нового материала

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта


Стр. 49-53


10.12

14.12

42

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание

Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев

Комбинированный

Уметь анализировать драматическое произведения, выделять ключевые сцены, уметь давать критическую оценку поступков и слов героев

Маленькие трагедии


Стр.63-69

Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина»

12.12

16.12

43

«Евгений Онегин»: творческая история создания романа

Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта

Изучение нового материала

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

Стр. 94 В. 16 Прочитать главу 1.


15.12

19.12

44

Автор и его герой в образной системе романа

Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа

Комбинированный

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Образ автора


17.12

21.12

45

Тема онегинской хандры





Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину»

19.12

23.12

46

Ленский и Онегин.

Раскрыть типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Комбинированный

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Антитеза


Стр. 87-90 Составить сравнительную характеристику Ленского и Онегина.

22.12

26.12

47

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа

Комбинированный

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Реализм, сравнительная характеристика




24.12

11.01

48

Картина жизни русского дворянства

Проследить, как в романе отражается жизнь русского дворянства

Комбинированный

Уметь сопоставить петербуржский, московский и провинциально-дворянский быт

Роман. Связь с историей, лирические отступления.

Устный ответ столичное и провинциальное дворянство

26.12

13.01

49

Нравственно-философская проблематика романа

Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом

Урок закрепления и обобщения знаний

Уметь работать с текстом, конспектировать.

Проблематика

Составить тезисы статьи Белинского.

12.01

16.01

50

Роман «Евгений Онегин» как «Энциклопедия русской жизни».

Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе

Комбинированный

Знать основные положения статьи. 

Уметь отбирать материал из статьи «Энциклопедия русской жизни» Белинский и Писарев о романе.

Реализм, критическая статья


Составление плана сочинения и отбор материала.

14.01

18.01

51

Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина

Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования

Урок закрепления и обобщения знаний

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

Реализм, критическая статья


Написать черновик сочинение

16.01

23.01

52

Контрольная работа №3 Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр.97-105 Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

19.01

20.01

53

М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь М.Ю Лермонтова

Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике


Изучение нового материала

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы.

Уметь находить их в тексте

Романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.


Стр.110-115.

21.01

25.01

54

Темы и мотивы лирики. Назначение художника





Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк»

23.01

27.01

55

Мотив свободы и одиночества

Способствовать пониманию основных мотивов творчества Лермонтова М. Ю.

Комбинированный

Знать понятия: мотив, лирический герои, романтизм,

скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической

интонации, жанровые особенности;

Уметь анализировать стихотворения 

Романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.


прочитать стихотворения «Пророк», «Скучно и грустно », «Парус»

26.01

30.01

56

Судьба поэта и его поколения

Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Адресата любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина.


28.01

1.02

57

Патриотическая тема лирики

Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение

Комбинированный

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне  

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 114-121 Выучить одно из стихотворений о любви наизусть.

30.01

3.02

58

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в прозе

Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина

Изучение нового материала

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Психологический роман

Композиция романа, глава «Бэла»

2.02

6.02

59

Своеобразие композиции и образной системы романа.

Подвести учащихся к пониманию и значения композиции и роли рассказчика в романе в раскрытии идейного замысла .

Изучение нового материала.

Знать историю создания романа, его идеи и роль композиции.

Психологический роман

Устный ответ «Каким я увидел лермонтовского героя»

4.02

8.02

60

Автор и его герой





Что сближает Печорина и Вернера

6.02

10.02

61

Индивидуализм Печорина и его истоки

Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями

Комбинированный

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Психологический роман

Стр.130-132, перечитать главу «Тамань».

9.02

13.02

62

Печорин в ряду других персонажей

Раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать текст повести;

понимать: 

художественные

особенности повести, способы создания психологического портрета.

Уметь анализировать повесть с учётом особенностей

художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

Психологический роман

Отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой

11.02

16.02

63

Печорин в ряду других персонажей

Раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой

Комбинированный

Знать понятие «двойник», содержание повести.

 Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой».

Психологический роман

Подготовить анализ эпизода по плану.

13.02

18.02

64

Мастерство психологической обрисовки характеров

Дать представление о психологическом портрете героя

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать содержание

«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Психологический роман

Грушницкий, Вулич, Вернер - Печорин.

16.02

20.02

65

Черты романтизма и реализма в романе





Подобрать материал к сочинению

18.02

24.02

66

В.Г. Белинский о романе

Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования

Урок закрепления и обобщения знаний

Уметь конспектировать статьи, работа с цитатами, составлять связный рассказ

Конспект

Подготовка к сочинению.

20.02

27.02

67

Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Учить анализировать эпизод

Практикум, самостоятельный анализ эпизода

Знать роль эпизода.

Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами

Выразительные средства языка


Законспектировать статью Белинского в романе.

25.02

29.02

68

Контрольная работа №4 Сочинение роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 143-149 Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души»

27.02

2.03

69

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Обобщить и систематизировать ранее изученный материал.

Изучение нового материала

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Повесть

Прочитать главы 4-6. «Мёртвые души»

1.03

5.03

70

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника

Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Развитие реализма.

Стр. 152-156 Стр. 170 В. 3,4


3.03

9.03

71

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ»

Обратить внимание на особенности жанра и композиции, смысла названия 7поэмы.

Изучение нового материала

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Поэма, композиция, образ

Стр. 157-164 В. 5 стр. 170

5.03

12.03

72

Образ Чичикова

Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать характеристику Чичикова, давать оценку его поступкам.

Уметь составлять план, характеристику персонажа, работа в группах

Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция

Какими вы увидели отцов города в изображении Гоголя?


10.03

14.03

73

Тема «живой и мертвой» души

Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану

Комбинированный

Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения

действительности

Образ

Составить портретную характеристику помещиков

12.03

16.03

74

Тема «живой и мертвой» души

Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану

Комбинированный

Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения

действительности

Образ

Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?»

15.03

19.03

75

Народная тема в поэме

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения

Комбинированный

Знать текст произведения.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Образ

Групповые задания:

1гр. – образ Родины в поэме;

2 гр. Характеристика крестьян.

17.03

21.03

76

Автор и роль лирических отступлений поэме

Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки»

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать текст произведения; причины незавершенности поэмы; темы лирических отступлений; понимать: как происходит

эволюция автора - от сатирика к пророку.

Уметь определять темы лирических

отступлений,

анализировать их текст, вы являя проблема тику, авторскую позицию.

Лирические отступления

Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…»

19.03

23.03

77

Художественное мастерство Гоголя-прозаика





Отзыв

22.03

4.04

78

Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Учить собирать материал к сочинению, составлять план

Развитие речи

Знать критическую оценку поэмы В.Г. Белинским.

Уметь составлять цитатный план, работа с текстом


Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Подготовить черновик сочинения.

24.03

6.04

79

Контрольная работа №5 Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Развитие речи

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие  чичиковщина.

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа.

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 181-199

5.04

9.04

80

Развитие русского реализма в литературе 1840-1890-х годов

Дать представление о литературе 2 половины 19 века

Изучение нового материала

Знать традиции отечественного реализма в русской литературе второй половины 19 века.

Уметь конспектировать лекцию.

Реализм, лирика

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору)

7.04

11.04

81

Расцвет социально-демократической прозы

Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчества писателя

Изучение нового материала

Знать содержание романа.

Уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства


Маленький человек в литературе

Устный ответ «Моё представление о главном герое повести «Белые ночи»

9.04

13.04

82

Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова

Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта

Комбинированный

Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности

Философская лирика

Стр. 196-197 прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н.

12.04

16.04

83

Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова

Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта

Комбинированный

Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности

Философская лирика

Стр. 196-197 прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н.

14.04

18.04

84

А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета

Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями

Комбинированный

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Уметь характеризовать героев.

Сюжет

Как раскрыта в пьесе тема любви?

16.04

20.04

85

Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы

Закрепить навыки анализа драматического произведения

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать содержание повести.

Уметь критически оценивать поступки и слова героев произведения

Композиция

Прочитать автобиографию Достоевского.

19.04

23.04

86

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина

Познакомить с содержанием произведения, учить работать с текстом

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Психологизм прозы

Прочитать

главу «Дикий помещик».

21.04

25.04

87

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина

Учить анализировать эпизод

Практикум, самостоятельный анализ эпизода

Знать содержание главы.

Уметь находить прием психологического анализа

Выразительные средства языка


Подготовить творческую биографию Чехова

23.04

27.04

88

А. П. Чехов «Смерть чиновника»

Познакомить с содержанием рассказа, закрепить навыки работы с текстом

Изучение нового материала

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Рассказ

Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника».


26.04

30.04

Из литературы XX века (14 ч)

89

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века

Познакомить со своеобразием литературного процесса первой четверти XX века

Изучение нового материала

Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Авангардизм, модернизм, фольклор и

литература

Стр. 199-202

28.04

4.05

90

Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи


Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века

Изучение нового материала

Знать литературные направления Серебряного века.

Уметь выступать перед аудиторией, анализировать лирический текст

Символизм, акмеизм, футуризм

Выучить наизусть одно из стихотворений.

30.04

7.05

91

Основные темы и мотивы поэзии А. Блока

Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века

Изучение нового материала


Символизм, акмеизм, футуризм

Выучить наизусть одно из стихотворений.

5.05

11.05

92

Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта

Комбинированный

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Авангардизм, модернизм, фольклор и

литература.

Стр. 203-205

7.05

14.05

93

Основные темы и мотивы поэзии В. Маяковского

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.

Символизм, акмеизм, футуризм

Выучить наизусть стихотворение о природе.

10.05

16.05

94

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта

Комбинированный

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Символизм, акмеизм, футуризм

Подготовить сообщение о М. Цветаевой.

12.05

18.05

95

М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы в рассказе

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы

Комбинированный

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Символизм, акмеизм, футуризм

Подготовить сообщение об А. Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями. Выучить стихотворение

14.05

21.05

96

Контрольная работа №6 Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»

Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи.

Урок закрепления и обобщения знаний

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Сюжет, композиция

Судьба Ванюшки до встречи с Соколовым

17.05

23.05

97

Образ праведницы в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа




Прочитать рассказ «Собачье сердце»

19.05

25.05

98

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце»


Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа

Изучение нового материала

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести.


Сатира, сарказм.

Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека»,

21.05


99

Пафос произведения и авторская позиция

Выявить пафос произведения и авторскую позицию

Комбинированный

Уметь использовать разные виды пересказа.



Сатира,

сарказм.

подготовить информацию о новейшей прозе

24.05


100

Поэзия 50-80-х годов XX века








101

Новейшая русская проза








102

Читательская конференция











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!