СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Цель:

формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения умение работать с текстами знанием книг и умением их самостоятельно выбирать сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения
  • умение работать с текстами
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
 Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:   - узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям; -объяснять поступки героев и давать им оценки; -находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения; - устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения; -объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие; -пересказать подробно небольшое эпическое произведение; -писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов); -читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона; -читать наизусть несколько стихотворений (7-10); -сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

  • - узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
  • -объяснять поступки героев и давать им оценки;
  • -находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
  • - устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
  • -объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
  • -пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
  • -писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
  • -читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
  • -читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
  • -сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Чтение является одним из видов речевой деятельности.

Задачи:

  • коммуникативные,
  • познавательные,
  • воспитательные,
  • эмоционального воздействия.
Современные педагогические технологии : технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев); технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир); технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов); технология обучения чтению вслух и про себя  с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова); технология обучения динамическому чтению  (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Современные педагогические технологии

  • :
  • технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
  • технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
  • технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
  • технология обучения чтению вслух и про себя

с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);

  • технология обучения динамическому чтению

(О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Таблица Шульте

Таблица Шульте

« Зелёная точка»

« Зелёная точка»

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко  ДИКТАНТ №1 Идёт снег. Я иду в лес. Пришла зима. Трещит мороз. Очень холодно. В лесу красиво.

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко ДИКТАНТ №1

  • Идёт снег.
  • Я иду в лес.
  • Пришла зима.
  • Трещит мороз.
  • Очень холодно.
  • В лесу красиво.
Упражнения для развития  навыков чтения чтение вслух; чтение про себя; жужжащее чтение; хоровое чтение; чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу); чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных); динамическое чтение; чтение в темпе скороговорки; бинарное чтение (два ученика одновременно);

Упражнения для развития навыков чтения

  • чтение вслух;
  • чтение про себя;
  • жужжащее чтение;
  • хоровое чтение;
  • чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
  • чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных);
  • динамическое чтение;
  • чтение в темпе скороговорки;
  • бинарное чтение (два ученика одновременно);
Упражнения для развития  навыков чтения « Буксир»; «Очередь»; «Прыжки» (через слово, через строчку); «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену); «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение); «Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове); круговое чтение; «Прятки» (найти слово с определённым признаком);

Упражнения для развития навыков чтения

  • « Буксир»;
  • «Очередь»;
  • «Прыжки» (через слово, через строчку);
  • «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
  • «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
  • «Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);
  • круговое чтение;
  • «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
Упражнения для развития  навыков чтения « Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного); антиципация слов, предложений, пословиц; чтение со счётом слов, строк; чтение через решётку (из полосок бумаги); вертикальным движением глаз; «Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд); «Разведка»; «Спринт».

Упражнения для развития навыков чтения

  • « Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
  • антиципация слов, предложений, пословиц;
  • чтение со счётом слов, строк;
  • чтение через решётку (из полосок бумаги);
  • вертикальным движением глаз;
  • «Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);
  • «Разведка»;
  • «Спринт».
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; выделение голосом различных слов в предложении; работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); чтение одного предложения с разной интонацией; «Эхо» (за учителем); чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

  • выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
  • выделение голосом различных слов в предложении;
  • работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
  • чтение одного предложения с разной интонацией;
  • «Эхо» (за учителем);
  • чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения «Голоса» (подражая кому-либо); чтение с изменением голоса героя; по ролям; разметка текста (паузы, логическое ударение); работа по памятке; дикторское чтение; инсценирование; работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения); конкурс чтецов.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

  • «Голоса» (подражая кому-либо);
  • чтение с изменением голоса героя;
  • по ролям;
  • разметка текста (паузы, логическое ударение);
  • работа по памятке;
  • дикторское чтение;
  • инсценирование;
  • работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
  • конкурс чтецов.
Технология  продуктивного чтения технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения

  • технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Этапы работы с текстом 1.Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. 3. Работа с текстом после чтения.

Этапы работы с текстом

1.Работа с текстом до чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

3. Работа с текстом после чтения.

1-й этап Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Виды работы: - чтение имени автора -чтение заглавия произведения - чтение ключевых слов -рассматривание иллюстраций -высказывание предположений о героях , теме, содержании текста ↓ мотивирование чтения

1-й этап Работа с текстом до чтения

Цель:

прогнозирование будущего чтения.

Виды работы:

- чтение имени автора

-чтение заглавия произведения

- чтение ключевых слов

-рассматривание иллюстраций

-высказывание предположений о героях , теме, содержании текста

мотивирование чтения

2-й этап  Работа с текстом во время чтения. Виды работы: - чтение текста по частям  с коментированием; - диалог с автором; - словарная работа - озаглавливание частей текста - выборочное чтение - беседа по содержанию текста - сравнивание содержания текста со своими предположениями

2-й этап Работа с текстом во время чтения.

Виды работы:

- чтение текста по частям

с коментированием;

- диалог с автором;

- словарная работа

- озаглавливание частей текста

- выборочное чтение

- беседа по содержанию текста

- сравнивание содержания текста со своими предположениями

Приёмы работы 2 этапа Комментированное чтение это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Приёмы прерывания чтения: рефрен( повтор слова) «включение» воображения  «Представьте себе…»  «Увидели?...»  «Представили?...»

Приёмы работы 2 этапа

Комментированное чтение

это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Приёмы прерывания чтения:

  • рефрен( повтор слова)
  • «включение» воображения

«Представьте себе…»

«Увидели?...»

«Представили?...»

Б Использование антиципации   по темам: о детях о животных о природе о Родине о приключениях , о фантастике по жанрам: стих сказ ка рассказ УНТ

Б

Использование антиципации

по темам:

о детях

о животных

о природе

о Родине

о приключениях , о фантастике

по жанрам:

стих

сказ

ка

рассказ

УНТ

Приёмы работы 2 этапа диалог с автором -Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) -Прогнозировать О тветы на эти вопросы - П роверять свои прогнозы, по ходу чтения интерпретация текста

Приёмы работы 2 этапа

диалог с автором

-Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы

(выход на подтекстовый смысл)

-Прогнозировать О тветы на эти вопросы

- П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

3-й этап  Работа с текстом после чтения Цель: Достижение понимания текста на уровне смысла. Виды работы: -постановка проблемного вопроса к тексту -беседа о личности писателя -повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации -высказывание и аргументация отношения к прочитанному -характеристика событий, места действия -анализ поступков героев -выполнение творческих заданий

3-й этап Работа с текстом после чтения

Цель:

Достижение понимания текста на уровне смысла.

Виды работы:

-постановка проблемного вопроса к тексту

-беседа о личности писателя

-повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации

  • -высказывание и аргументация отношения к прочитанному
  • -характеристика событий, места действия

-анализ поступков героев

-выполнение творческих заданий

Приёмы организации  продуктивного чтения Отсроченная отгадка Задай вопрос Составь задание Кубик Блума Аналитик Драмогерменевтика Пометка на полях

Приёмы организации продуктивного чтения

  • Отсроченная отгадка
  • Задай вопрос
  • Составь задание
  • Кубик Блума
  • Аналитик
  • Драмогерменевтика
  • Пометка на полях
Пометка на полях Чтение с пометками каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные   пометки «З» - знаю  «Х» - хочу узнать  «У» - узнал новое

Пометка на полях

Чтение с пометками

каждому учащемуся выдается текст

и предлагается сделать условные 

пометки

«З» - знаю

«Х» - хочу узнать

«У» - узнал новое

Упражнения  для понимания смысла текста работа над лексическим значением слов, используя словари; озаглавливание текста; составление плана или нахождение ключевых слов; нахождение кульминационного момента; определение темы, главной мысли; определение типа текста; «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации; предугадывание; предположение; подбор иллюстрации;

Упражнения для понимания смысла текста

  • работа над лексическим значением слов, используя словари;
  • озаглавливание текста;
  • составление плана или нахождение ключевых слов;
  • нахождение кульминационного момента;
  • определение темы, главной мысли;
  • определение типа текста;
  • «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;
  • предугадывание;
  • предположение;
  • подбор иллюстрации;
Упражнения  для понимания смысла текста фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа; составление диафильма; выборочное чтение; восстановление текста (даются фрагменты); вычитывание подтекста; определение авторского замысла, идеи произведения; составление кроссвордов по тексту; викторины по произведениям; мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя; составление ребусов, загадок; подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

Упражнения для понимания смысла текста

  • фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
  • составление диафильма;
  • выборочное чтение;
  • восстановление текста (даются фрагменты);
  • вычитывание подтекста;
  • определение авторского замысла, идеи произведения;
  • составление кроссвордов по тексту;
  • викторины по произведениям;
  • мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
  • составление ребусов, загадок;
  • подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.
Рефлексия ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ Было интересно Было скучно Узнали новое Было не интересно Учились придумывать Было трудно Составляли предложения Ничего не узнали нового

Рефлексия

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

Было интересно

Было скучно

Узнали новое

Было не интересно

Учились придумывать

Было трудно

Составляли предложения

Ничего не узнали нового

"Сочиняли" стихи

Нам это никогда не пригодится

"Дописывали" предложения

Мало спрашивали

Было весело

Не хватило времени сделать больше

Традиционный урок До чтения текста Учитель готовит к восприятию текста 3) После чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданию учителя 2 ) Во время чтения Учитель сам читает вслух, дети слушают

Традиционный урок

  • До чтения текста

Учитель готовит к восприятию текста

3) После чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданию учителя

2 ) Во время чтения

Учитель сам читает вслух, дети слушают

Технология продуктивного чтения   Цель: формирование умения самостоятельно понимать текст. До чтения текста – просмотровое чтение Результат : предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).  Результат: интерпретация текста После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология продуктивного чтения

Цель: формирование умения самостоятельно понимать текст.

До чтения текста

просмотровое чтение

Результат :

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).

Результат: интерпретация текста

После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Внедрение системы работы с текстом 1 класс обучение детей чтению и пониманию  прочитанного текста, его осознанного восприятия 2 класс  обучение детей работать с текстом 3-4 класс обучение находить информацию, интерпретировать  тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

Внедрение системы работы с текстом

1 класс

обучение детей чтению и пониманию

прочитанного текста, его осознанного восприятия

2 класс

обучение детей работать с текстом

3-4 класс

обучение находить информацию, интерпретировать

тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

"Как хорошо уметь читать!"

Цель: формирование у учащихся навыков чтения без насилия над ребенком на основе постоянного роста интереса к чтению

Формирование навыков чтения –

развитие процессов:

Память

Восприятие

Осмысление

Внимание

Тетради для работы с текстом

Тетради для работы с текстом

Первоклассная газета Комплект из 30-ти тематических выпусков для работы с текстом

Первоклассная газета

Комплект из 30-ти тематических выпусков для работы с текстом

Продуктивное чтение – залог успешного обучения.  Спасибо за внимание!

Продуктивное чтение – залог успешного обучения.

Спасибо

за внимание!