СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе»

Насибуллина Елена Мирсатовна,

преподаватель МОУ СОШ №9 г. Тюмень


Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе

Народ создаёт сам свою систему воспитания

и что наибольшего внимания

заслуживают его духовные ценности.

К.Д.Ушинский

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Для молодежной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Новая эпоха в истории России - это эпоха духовно-нравственной политики государства, эпоха формирования нового человека. Видные деятели Российской науки и культуры Д.С. Лихачёв, Г.В. Осипов и другие заявляли о грозящей потере национальной самобытности культуры народов России, призывая к возрождению культуры традиции этносов России.

Не является исключением социокультурная традиция Западной Сибири, где проживают более 100 национальностей. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей. Исторический поворот в судьбах народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. Важнейшим источником изменений во всех сферах жизни и творчества людей явилась ставшая для них личностно и социально значимая система ценностей.

Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития российского общества, отражаются и на развитии системы образования. Именно система образования способна позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. Педагогическая наука стоит перед необходимостью разработки образовательных стратегий XXI века. Построение образовательной системы многонационального общества на поликультурной основе призвано стать в педагогике приоритетным направлением, не имеющим в настоящее время механизмов полноценного решения этой многогранной проблемы. Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики воспитания культуры межнациональных отношений, способствующей стабилизации социальной жизни, критическому анализу накопленного ранее опыта с учётом сложившихся ситуаций в сфере межэтнических отношений, сегодня не теряет актуальности. Формы, методы воспитания духовно-нравственной культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, которые в своё время считались эффективными, на современном этапе часто себя не оправдывают. Интенсивный процесс перестройки этнического сознания ещё острее ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма в тесной увязке их с национальными и общечеловеческими ценностями.

Национальное самосознание играет большую роль в жизни государства, нации, индивида. От его структуры зависит, каким образом в дальнейшем будут определены те ценностные качества и ориентации, которые укажут путь жизнедеятельности субъекта личности.

Процессы обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях требуют изучения всех социальных факторов, влияющих на становление человеческой личности. Общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями современной жизни, на них воздействуют традиции, обычаи, идеи, понятия, идеалы, которые выработаны человечеством в прошлом. Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки для исследования традиционной народной культуры.

Духовная нравственная культура поведения людей разных национальностей, толерантное существование этносоциумов включает не только гражданское согласие в сфере непосредственного материального производства, но и охватывает всю систему социального бытия, как способа жизнедеятельности и показателя уровня развития этико-этнической культуры полиэтнического общества и коллектива, характеризует экономическое, социальное здоровье общества.

Самореализация личности невозможна без национального самосознания, поскольку по своему рождению каждый человек принадлежит к тому или иному этносу. Вступая с другими во взаимодействие через общение, личность осознает свою индивидуальность, неподвижность или наоборот, находит общее с другими. И тогда сам процесс национального самосознания происходит в социализации личности, в ее воспитании и самовоспитании.

Станет ли XXI век веком согласия и отказа от насилия? Это во многом зависит от стратегии образования и что одним из важнейших инновационных средств решения данной глобальной проблемы является поликультурное образование. Идеи согласия и толерантности в обществе, гуманистическая культура межнационального общения имеют особое значение для многонациональной России, они глубоко связаны с историческими традициями народов, уходящими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствует наша тысячелетняя история. Этим идеям созвучны принимаемые государством документы по обеспечению взаимопонимания между народами как в нашей многонациональной, поликонфессиональной стране, так и за ее пределами Национально-региональные традиции воспитания позволяют детально разобраться в общности народных педагогических культур, в их духовно-нравственных взаимосвязях. Чтобы сформировать культуру межнационального общения, нужно знать традиционную культуру воспитания всех народностей, населяющих регион (обычаи, язык, искусство, историю и т.д.). Именно в контексте всего богатства традиционной педагогики и морально-этнической культуры народов представляется возможным демократическим путем регулировать иерархию гуманистических взаимосвязей: национальная политика, межнациональные отношения, общение, национальное воспитание, межнациональное воспитание, межнациональное сотрудничество, национальное согласие, общенациональная гармония (Волков,1999: 80).

Одной из важнейших предпосылок возникновения теории поликультурного образования является теория гуманизма (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.). Практические истоки поликультурного образования молодёжи рассматривались в недрах «педагогики сотрудничества», связанной с рассматриваемым феноменом проблемами межличностного общения, построенного на признании чужого мнения, уважительного отношения к нему, доверии (Ю.К. Бабанский, И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, В.А.Караковский).

Воспитание в духе дружбы народов, интернационально-патриотическое воспитание растущей молодёжи - этап в становлении и развитии интерсоциального образования. Разработкам их основ посвящены работы З.Т. Гасанова, В.В. Дьяченко, О.В. Лешер, М.Г. Тайчинова и др.; роли учебного процесса в формировании интернациональных чувств и сознания учащихся, значимости неформального общения в формировании толерантности - A.A. Бодалёва, Э.И. Сокольниковой, A.A. Шаталова и др.

В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться индифферентное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося. В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.

Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. Формирование у учащихся этнического сознания, культуры межэтнических отношений может быть решена на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических
групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников. Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ. Тем самым условия многообразия и многокультурности российского общества выдвигают требование его консолидации и интеграции, что порождает предпосылки поликультурного воспитания населения.

Современная школа активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

На базе общеобразовательной школы № 9 города Тюмени, где работает автор данной статьи, создается модель обучающихся на основе толерантности, это осуществляет школа на практике - воспитание межличностной толерантности учащихся в поликультурной среде многонациональной школы.

Цель опытно экспериментальной работы коллектива - создать модель преобразования среды в поликультурную толерантную среду в условиях многонациональной школы, обеспечив ее необходимым учебно – методическим комплексом, направленным на воспитание межличностной толерантности. Для достижения цели на своих занятиях и классных часах педагоги школы рассматривают вопросы толерантности. Ожидаемым результатом их деятельности будет личность способная к саморазвитию и самоизменению, высококультурная, бесконфликтная, способная уважать традиции и обычаи других народов.

Перед школьным образованием встаёт задача интеграции научной и народной педагогики. Изучение национальных традиций как социального фактора процесса социализации остаётся актуальной проблемой становления и развития личности. Назрела необходимость в возрождении традиционных видов народного творчества, форме их бытования, приобщение молодёжи к различным жанрам народного искусства. От культурного уровня личности во многом зависят темпы дальнейшего развития каждого народа и общества в целом. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.

Анализ развития показывает, что на всех этапах развития многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими и воспитание культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимали значительное место в трудах педагогов: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Значимость народной культуры и народной педагогики в нравственном воспитании детей традиционно подчёркивали С.А. Рачинский, В.Я. Стоюнин, К.Д.Ушинский, Н.В. Бромлей, И.В. Бестужев-Лада, В.К. Шаповалов, Ш.А. Мирзоев, С.М.Омаров и др.

Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности и национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает и в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. Цель любой школы определяется как подготовка ребёнка к сознательной жизни.


Литература

Адлер Ф. О нравственном воспитании. /Пер. И.Д. Городецкого. - М., 1899;

Адлер Ф. Воспитание обязанностей по отношению к ближнему /Пер. И.Д. Городецкого // Вести, воспитания. - 1896. - № 2. - С. 161-173;

Бассанвиль А. О нравственном воспитании: Заимствовано из кн. А. де Бассанвиль / Подпись: К.М.Л. - М., 1912;

Боголюбов Н. Цель и средства нравственного воспитания //Пед. сб. -1868. -Кн. 4. - С.414-450;

Вентцель К.Н. Некоторые цели нравственного воспитания // Пед. листок. - 1900. - Кн.3,4. - С. 316-329, 476-483;

Виноградов Н.З. Долг и наслаждение в воспитании: Очерк докл. - Воронеж, 5 мая 1912г.; Годимус З.Ж. Значение семьи: Нравственное учение о ее происхождении и влиянии на супруга, супругу, детей и родственников /Пер. В.Г. - М., 1873;

Громеницкий С. О нравственном воспитании детей // Русская школа.-1906.- № 1. - С.104-122;

Дебольский Н.Г. Философские основы нравственного воспитания. - СПб., 1880;

Дебольский Н.Г. Мысли и заметки о нравственном воспитании // Пед. сб. - 1881. - Вып.1, 2,3;

Кейра Ф. Характер и нравственное воспитание /Пер. с фр. под ред. Р.И. Сементковского. - СПб., 1897;

Ковалевская И.В, Вопросы нравственного воспитания // Журн. Министерства нар. просвещения. - 1909, апрель. - С. 49-85;

Коменский Я.А. Правила доброго поведения, собранные для юношества // збр. пед. соч. / Пер. с нем. А. В. Адольфа и С. Любомудрова. - М, 1894;

Компейрэ Г. Умственное и нравственное развитие ребенка /Пер. с фр. С. Исаевой и Л. Макухиной. - СПб., 1896;

Кужба Н.И. О домашнем нравственном воспитании детей. - Кишинев, 1868;

Менгер А. Об улучшении нравственности /Пер. Л.В. Гольденвейзер. - М., 1917;

Оболенский Л.Е. Может ли каждый стать нравственным? Этюд по практической морали //Рус. богатство. - 1888.- № 12. - С.135-172;

Оболенский Л.Е. Нравственное воспитание в связи с эволюционной теорией // Рус. шк. - 1897.- № I. - С. 102-122;

Оболенский Л.Е. Нравственное воспитание ребенка с точки зрения современной науки: Общедоступный этюд. - СПб., 1887;

Осипов С. Нравственное воспитание с русской точки зрения. - СПб., 1881;

Острогорский А.Я. О влиянии умственного развития на нравственное воспитание // Пед. сб. - 1869. - Кн. 1. - С. 23-54;

Скворцов И.П. О воспитании и нравственности. - СПб., 1903;

Соловьев B.C. Аскетическое начало в нравственности // Вопр. философии и психологии. - 18951 - Кн. 26. - С. 68-88;

Толстой Л.Н. Уголок избранных мыслей: О нравственном воспитании // Поли. собр. соч. СПб.: Изд.журн. "Ясная Поляна". - 1909. - Т. 5, ч. 17. - С. 86-98;

Толстой Л.Н. Беседы с детьми по нравственным вопросам // Свободное воспитание. -1907/1908. - № I. - С. 13-22;

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: - СПб., 1894;

Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1893.