План-конспект по теме: Формирование единых государств в Европе и России
Класс:7
Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства.
Планируемые результаты:
предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, презентация, тетради
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Проверка Д/З
п.2, стр. 14-21, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 19, работа с картой на стр. 60-61
Изучение нового материала
Тема: Формирование единых государств в Европе и России
План:
1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.
2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.
3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.
4. Роль сословий в европейских странах и России.
5. Военная революция в Европе.
Проблемный вопрос:
Вспомним
Задание 1:
Прочитать п. 1 «Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России» стр. 21-22, занести в таблицу особенности формирование единых государств.
особенности формирования единых государств
Развитие рыночных отношений
Открытие новых морских путей
Рост производства (кораблестроение)
Быстрое развитие городского ремесла
Городам необходима поддержка
и защита со стороны государства
Города – главная сила в объединении страны
Феодалы заинтересованы в сильной центральной власти, которая поможет подавлять крестьянские выступления
Крестьяне выкупали свободу
Натуральное хозяйство – не основа экономики
Совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости
Расширение территорий страны, рост земельных владений великого князя, поиск путей закрепощения крестьян на земле
Господство натурального хозяйства
Отсутствие тесных хозяйственных связей между районами страны
Задание 2:
Прочитать п. 2 «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России» стр. 22-23, занести в таблицу особенности формирование единых государств.
усиление власти
Новая система управления.
Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха.
Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.
Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.
Рост доходов.
Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.
Расцвет культуры.
Великий князь и государь всея Руси Иван III (1462-1505) – безграничная власть.
1497 г. принят общероссийский свод законов – Судебник.
Государство вмешивалось во все сферы жизни, определяло их развитие.
Новая система управления (старомосковское боярство + бывшие удельные князья + литовские князья и татарские ханы).
Герб государства двуглавый орел – символ Византийской империи (объединение под властью Рюриковичей огромного многонационального государства)
Задание 3:
Прочитать п. 3 «Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия» стр. 23-24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.
абсолютизм и самодержавие
В XVI формируется абсолютизм – неограниченная власть монарха.
Правитель – помазанник Божий, ни от кого не зависит, издает единые законы, чеканит монету, ведет политику с иностранными государствами, имеет право изъять собственность феодалов за гос.измену, соблюдает традиции своих предшественников королей.
Над монархом существовал контроль со стороны папы римского.
Абсолютизм возник в условиях отмирания натурального хозяйства.
Самодержавная власть великого князя (большая самостоятельность и сильная власть)
Зарождались элементы сословного представительства.
Велика роль церкви в гос.делах.
Усиливается роль монарха в экономической сфере.
Великий князь и и государь всея Руси опирался на церковь.
Самодержавие формировалось в условиях складывания крепостного права.
Запомним:
Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.
Самодержавие – монархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.
Задание:
Прочитать п. 4 «Роль сословий в европейских странах и России» стр. 24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.
роль сословий
При Иване III - рост территорий в 5 раз, усиление власти правителя, не ощущались противоречия между сословиями.
Система гос. подданства (отсутствие закрепленных в законе прав и привилегий сословий).
Военная революция в Европе:
С XVI в. войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими.
Формируются союзы (коалиции) государств.
Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы.
Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)
В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии.
С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон.
Морские державы создают собственный военный флот.
Т.О. Военная революция в Европе способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.
Закрепление
Проблемный вопрос:
Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия.
Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.
В России происходило постепенное формирование самодержавия - национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.
Домашнее задание
Параграф 3, стр. 21-27, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 26, сообщение о причинах появления двуглавого орла в качестве символа государства