СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование единого государства в Европе и России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование единого государства в Европе и России

Просмотр содержимого документа
«Формирование единого государства в Европе и России»

План-конспект по теме: Формирование единых государств в Европе и России

Класс:7

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства.

Планируемые результаты: 

  • предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.; 

  • метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 

  • личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, тетради

Тип урока: урок открытия нового знания


Ход урока

  1. Проверка Д/З

п.2, стр. 14-21, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 19, работа с картой на стр. 60-61

  1. Изучение нового материала

Тема: Формирование единых государств в Европе и России

План:

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4. Роль сословий в европейских странах и России.

5. Военная революция в Европе.


Проблемный вопрос:

  • Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

Вспомним

  • Государство?

  • Единое государство?

  • Централизованное государство?






Задание 1:

  • Прочитать п. 1 «Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России» стр. 21-22, занести в таблицу особенности формирование единых государств.


особенности формирования единых государств

Развитие рыночных отношений

Открытие новых морских путей

Рост производства (кораблестроение)

Быстрое развитие городского ремесла

Городам необходима поддержка

и защита со стороны государства

Города – главная сила в объединении страны

Феодалы заинтересованы в сильной центральной власти, которая поможет подавлять крестьянские выступления

Крестьяне выкупали свободу

Натуральное хозяйство – не основа экономики

  • Совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости

  • Расширение территорий страны, рост земельных владений великого князя, поиск путей закрепощения крестьян на земле

  • Господство натурального хозяйства

  • Отсутствие тесных хозяйственных связей между районами страны

Задание 2:

  • Прочитать п. 2 «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России» стр. 22-23, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

усиление власти

Новая система управления.

Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха.

Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.

Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.

Рост доходов.

Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.

Расцвет культуры.

  • Великий князь и государь всея Руси Иван III (1462-1505) – безграничная власть.

  • 1497 г. принят общероссийский свод законов – Судебник.

  • Государство вмешивалось во все сферы жизни, определяло их развитие.

  • Новая система управления (старомосковское боярство + бывшие удельные князья + литовские князья и татарские ханы).

  • Герб государства двуглавый орел – символ Византийской империи (объединение под властью Рюриковичей огромного многонационального государства)

Задание 3:

  • Прочитать п. 3 «Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия» стр. 23-24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

абсолютизм и самодержавие

В XVI формируется абсолютизм – неограниченная власть монарха.

Правитель – помазанник Божий, ни от кого не зависит, издает единые законы, чеканит монету, ведет политику с иностранными государствами, имеет право изъять собственность феодалов за гос.измену, соблюдает традиции своих предшественников королей.

Над монархом существовал контроль со стороны папы римского.

Абсолютизм возник в условиях отмирания натурального хозяйства.

  • Самодержавная власть великого князя (большая самостоятельность и сильная власть)

  • Зарождались элементы сословного представительства.

  • Велика роль церкви в гос.делах.

  • Усиливается роль монарха в экономической сфере.

  • Великий князь и и государь всея Руси опирался на церковь.

  • Самодержавие формировалось в условиях складывания крепостного права.

Запомним:

Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Задание:

Прочитать п. 4 «Роль сословий в европейских странах и России» стр. 24, занести в таблицу особенности формирование единых государств.

роль сословий

При Иване III - рост территорий в 5 раз, усиление власти правителя, не ощущались противоречия между сословиями.

Система гос. подданства (отсутствие закрепленных в законе прав и привилегий сословий).

Военная революция в Европе:

  • С XVI в. войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими.

  • Формируются союзы (коалиции) государств.

  • Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы.

  • Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)

  • В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии.

  • С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон.

  • Морские державы создают собственный военный флот.

  • Т.О. Военная революция в Европе способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.

  1. Закрепление

Проблемный вопрос:

  • Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

  1. Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия.

  2. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.

  3. В России происходило постепенное формирование самодержавия - национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.


  1. Домашнее задание

Параграф 3, стр. 21-27, прочитать, вопросы к параграфу на стр. 26, сообщение о причинах появления двуглавого орла в качестве символа государства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!