СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников»

Формирование эффективных навыков беглого чтения

у младших школьников.


Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. Поэтому так важно именно в этот период начального обучения научить бегло читать, сформировать у ребенка техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимание смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.

В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.

Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями и навыками текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого – то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т.е. достаточно автоматизироваться за, то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не, потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов?

Формирование начальных навыков беглого чтения

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

- увеличение объема слухового и зрительного восприятия;

- развитие периферического зрения;

- развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;

- формирование устойчивого внимания;

- предупреждение повторов при чтении;

- пополнение словарного запаса ученика;

- развитие артикуляционного аппарата.

Первоначальные навыки беглого чтения формируются еще в букварный период и начинаются с умения правильно соотносить букву и звук, четкой артикуляции каждого звука. Все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость.

М.И. Оморокова предлагает следующие упражнения:

1) На доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;

2) Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

и, а, э, у, ы

и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и

а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о - у.;

3) Чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;

4) Упражнения в чтении букв парами: э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;

А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;

О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;

У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

5) Упражнения, в чтении согласных:

Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш

Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи

Щ - плащи, клещи вещи, щенок

З - зима, зеленый, звон, язык, здоровье

Ц - цапля палец, царапина, мельница.

6) Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.


Методы и приемы обучения беглому чтению

  1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.

  2. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

  3. «Жужжащее» чтение. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течении 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается.

  4. Коллективные комплексные упражнения:

4.1. Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки.

4.2. Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

4.3. Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

4.4. Игра «Буксир». Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. Либо учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики продолжают читать.

4.5. Игра «Голова и хвост».

Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.

4.6. Игра «Первый и последний».

Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

4.7. Найди предложение. На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

4.8. Чтение бегущей строки.

4.9. Чтение в парах наперегонки. Читает один ученик, другой слушает и фиксирует ошибки и считает количество прочитанных слов. Затем ученики меняются ролями.

4.10. Упражнение « Молния». Дети садятся перед текстом. На счет раз - дети закрывают глаза. На ощупь нацеливают пальчик на строку Два, три, четыре – открывают и пытаются прочитать как можно больше слов. На счет пять – закрывают глаза. Затем проводится обсуждение, кто что увидел.

Следует заметить, что чтение только в классе в урочное время определенно недостаточно для формирования навыка беглого чтения. Поэтому важно стимулировать желание ребенка читать, формировать интерес к чтению. Для этого можно использовать следующие приемы:

  1. Магнитная шкала достижений с фотографиями читающих. Ежедневно определяется динамика чтения учеников.

  2. Учитель начинает читать сам, затем останавливается на самом интересном моменте и просит дочитать самостоятельно.

  3. Чтение совместно с учителем, затем попеременно ученик- учитель и наоборот.

  4. Чтение диалогов и короткие инсценировки с персонажами произведений

  5. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения.

Таким образом, развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

- подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);

- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;

- учитывать индивидуальные особенности детей.