СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для смостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"»

 «Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»   Козлова Галина Леонидовна   учитель  математики  ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Балаково»

«Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»

Козлова Галина Леонидовна

учитель математики

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Балаково»

Цель: способствовать развитию у детей таких элементарных математических представлений, умений, навыков, которые помогут им наилучшим способом адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственной деятельностью. Задачи изучение психолого-педагогических и теоретико-методологических основ формирования элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии; повышение уровня педагогического мастерства; создание дидактического материала,  направленного на формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии .

Цель: способствовать развитию у детей таких элементарных математических представлений, умений, навыков, которые помогут им наилучшим способом адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственной деятельностью.

Задачи

  • изучение психолого-педагогических и теоретико-методологических основ формирования элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии;
  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • создание дидактического материала, направленного на формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии .
 Свою работу строю на следующих принципах:  - взаимосвязи обучения и воспитания;  - доступности;  - практической направленности обучения;  - индивидуального и дифференцированного подхода;  - расширения социальных связей;  - коррекции познавательной деятельности.    Развивающие задачи развития элементарных математических  представлений  - формирование представлений о числе;  - формирование геометрических представлений;  - формирование представлений о преобразованиях (временных, об изменениях количества, об арифметических действиях);  - развитие логического мышления;  - развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

Свою работу строю на следующих принципах: - взаимосвязи обучения и воспитания; - доступности; - практической направленности обучения; - индивидуального и дифференцированного подхода; - расширения социальных связей; - коррекции познавательной деятельности. Развивающие задачи развития элементарных математических представлений - формирование представлений о числе; - формирование геометрических представлений; - формирование представлений о преобразованиях (временных, об изменениях количества, об арифметических действиях); - развитие логического мышления; - развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда. Формирование элементарных математических представлений у детей с УУО и ТМНР невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. Д. Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации.
  • Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда.
  • Формирование элементарных математических представлений у детей с УУО и ТМНР невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. Д.
  • Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации.
Методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений Практический Игровой Наглядный Словесный

Методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений

  • Практический
  • Игровой
  • Наглядный
  • Словесный
Практический Выполнение разнообразных практических действий, использование дидактического материала; Возникновение представлений, выработка элементарных навыков счёта, измерения, вычисления; Использование сформированных представлений и освоенных действий в разнообразных видах деятельности; Действия с демонстрационным материалом или самостоятельная работа с раздаточным материалом     усвоение (образец) закрепление контроль

Практический

  • Выполнение разнообразных практических действий, использование дидактического материала;
  • Возникновение представлений, выработка элементарных навыков счёта, измерения, вычисления;
  • Использование сформированных представлений и освоенных действий в разнообразных видах деятельности;
  • Действия с демонстрационным материалом или самостоятельная работа с раздаточным материалом

усвоение (образец)

закрепление

контроль

Игровой  При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения; Игровые элементы включаются во всех возрастных группах; Основаны на простом воспроизведении способа действия. (привести примеры)

Игровой

  • При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения;
  • Игровые элементы включаются во всех возрастных группах;
  • Основаны на простом воспроизведении способа действия.

(привести примеры)

Словесный и наглядный показ (демонстрация способа действия в сочетании с объяснением или образец учителя; инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснения, разъяснения, указания; вопросы  Репродуктивно-мнемонистический (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?  Репродуктивно-познавательный (Сколько будет карандашей, если я добавлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь? Двадцать или семнадцать?  Продуктивно-познавательный (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой кружок в ряду красный?

Словесный и наглядный

  • показ (демонстрация способа действия в сочетании с объяснением или образец учителя;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснения, разъяснения, указания;
  • вопросы

Репродуктивно-мнемонистический

(Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?

Репродуктивно-познавательный

(Сколько будет карандашей, если я добавлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь? Двадцать или семнадцать?

Продуктивно-познавательный

(Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой кружок в ряду красный?

Содержание обучения  Количественные представления:

Содержание обучения Количественные представления:

Решение примеров в пределах 20 Задачи, которые помогает решить пособие:   Учит детей решать примеры в пределах 20. Дает реальное представление о величине числа. Упражняет ребенка в определении понятий «на сколько больше», «на сколько меньше». Алгоритм использования пособия: 1.  Положить красную планку 2 на доску, рядом положить планку 11. 2.  Показать ребенку ответ примера на доске вверху. 3.  Записать пример на бумаге. Варианты использования пособия: 1.  Сложить ступеньки, накладывая короткие планки на длинные. 2.  Определять какое число больше/меньше и на сколько. Например, на планку 6 положить планку 3. 3.  Шесть больше трех на три. Три меньше шести на три.

Решение примеров в пределах 20

  • Задачи, которые помогает решить пособие:
  •   Учит детей решать примеры в пределах 20.
  • Дает реальное представление о величине числа.
  • Упражняет ребенка в определении понятий

«на сколько больше», «на сколько меньше».

  • Алгоритм использования пособия:
  • 1.  Положить красную планку 2 на доску, рядом положить планку 11.
  • 2.  Показать ребенку ответ примера на доске вверху.
  • 3.  Записать пример на бумаге.
  • Варианты использования пособия:
  • 1.  Сложить ступеньки, накладывая короткие планки на длинные.
  • 2.  Определять какое число больше/меньше и на сколько. Например, на планку 6 положить планку 3.
  • 3.  Шесть больше трех на три. Три меньше шести на три.
Арифметические задачи

Арифметические задачи

Объединение предметов в различные множества по цвету (красный, желтый и зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник), по величине (большой/маленький, длинный/короткий)

Объединение предметов в различные множества по цвету (красный, желтый и зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник), по величине (большой/маленький, длинный/короткий)

Представления о форме:   Группировка предметов по цвету  Различие по цвету и форме

Представления о форме:

Группировка предметов по цвету

Различие по цвету и форме

«На что похожа эта фигура?»
  • «На что похожа эта фигура?»
Представления о величине:

Представления о величине:

Представления о пространстве Расположение: слева, справа, по середине . Какой предмет находится справа? . Овал, какого цвета, расположен слева?

Представления о пространстве

Расположение: слева, справа, по середине

. Какой предмет находится справа?

. Овал, какого цвета, расположен слева?

Временные представления

Временные представления

Методическая литература С.В. Ковалёва, С.В. Шпак, Т.Л.Тимофеева. Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Из опыта работы. Дидактический материал. http://www.razvitierebenka.com/search/label/ Математика  Развитие ребенка (раздаточный материал).  И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова. Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике. С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. http://www.fun-edu.ru/portfolio-category/razvivalki/logika-myshlenie-intellekt/  Весёлое обучение. Игры и развлечения

Методическая литература

  • С.В. Ковалёва, С.В. Шпак, Т.Л.Тимофеева. Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Из опыта работы. Дидактический материал.
  • http://www.razvitierebenka.com/search/label/ Математика Развитие ребенка (раздаточный материал).
  • И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова. Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике.
  • С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов.
  • http://www.fun-edu.ru/portfolio-category/razvivalki/logika-myshlenie-intellekt/ Весёлое обучение. Игры и развлечения