Просмотр содержимого документа
«"Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"»
«Формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»
Козлова Галина Леонидовна
учитель математики
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Балаково»
Цель: способствовать развитию у детей таких элементарных математических представлений, умений, навыков, которые помогут им наилучшим способом адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственной деятельностью.
Задачи
- изучение психолого-педагогических и теоретико-методологических основ формирования элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии;
- повышение уровня педагогического мастерства;
- создание дидактического материала, направленного на формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями в развитии .
Свою работу строю на следующих принципах: - взаимосвязи обучения и воспитания; - доступности; - практической направленности обучения; - индивидуального и дифференцированного подхода; - расширения социальных связей; - коррекции познавательной деятельности. Развивающие задачи развития элементарных математических представлений - формирование представлений о числе; - формирование геометрических представлений; - формирование представлений о преобразованиях (временных, об изменениях количества, об арифметических действиях); - развитие логического мышления; - развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
- Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда.
- Формирование элементарных математических представлений у детей с УУО и ТМНР невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. Д.
- Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации.
Методы и приёмы по формированию элементарных математических представлений
- Практический
- Игровой
- Наглядный
- Словесный
Практический
- Выполнение разнообразных практических действий, использование дидактического материала;
- Возникновение представлений, выработка элементарных навыков счёта, измерения, вычисления;
- Использование сформированных представлений и освоенных действий в разнообразных видах деятельности;
- Действия с демонстрационным материалом или самостоятельная работа с раздаточным материалом
усвоение (образец)
закрепление
контроль
Игровой
- При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения;
- Игровые элементы включаются во всех возрастных группах;
- Основаны на простом воспроизведении способа действия.
(привести примеры)
Словесный и наглядный
- показ (демонстрация способа действия в сочетании с объяснением или образец учителя;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснения, разъяснения, указания;
- вопросы
Репродуктивно-мнемонистический
(Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?
Репродуктивно-познавательный
(Сколько будет карандашей, если я добавлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь? Двадцать или семнадцать?
Продуктивно-познавательный
(Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой кружок в ряду красный?
Содержание обучения Количественные представления:
Решение примеров в пределах 20
- Задачи, которые помогает решить пособие:
- Учит детей решать примеры в пределах 20.
- Дает реальное представление о величине числа.
- Упражняет ребенка в определении понятий
«на сколько больше», «на сколько меньше».
- Алгоритм использования пособия:
- 1. Положить красную планку 2 на доску, рядом положить планку 11.
- 2. Показать ребенку ответ примера на доске вверху.
- 3. Записать пример на бумаге.
- Варианты использования пособия:
- 1. Сложить ступеньки, накладывая короткие планки на длинные.
- 2. Определять какое число больше/меньше и на сколько. Например, на планку 6 положить планку 3.
- 3. Шесть больше трех на три. Три меньше шести на три.
Арифметические задачи
Объединение предметов в различные множества по цвету (красный, желтый и зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник), по величине (большой/маленький, длинный/короткий)
Представления о форме:
Группировка предметов по цвету
Различие по цвету и форме
- «На что похожа эта фигура?»
Представления о величине:
Представления о пространстве
Расположение: слева, справа, по середине
. Какой предмет находится справа?
. Овал, какого цвета, расположен слева?
Временные представления
Методическая литература
- С.В. Ковалёва, С.В. Шпак, Т.Л.Тимофеева. Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Из опыта работы. Дидактический материал.
- http://www.razvitierebenka.com/search/label/ Математика Развитие ребенка (раздаточный материал).
- И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова. Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике.
- С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов.
- http://www.fun-edu.ru/portfolio-category/razvivalki/logika-myshlenie-intellekt/ Весёлое обучение. Игры и развлечения