Формирование элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством
дидактической игры
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Амелина Ольга Михайловна,
учитель – дефектолог ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей
с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино
Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования в образовательном процессе дидактической игры как средства формирования элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, дидактическая игра, образовательный процесс, открытость и доступность, динамичность, наглядность, индивидуальный подход, самостоятельность, проблемность, игровые действия.
Формирование элементарных математических представлений один из важных компонентов коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, помогает осуществлению целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Большое значение в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста отводится игровой деятельности. Игра - универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.
Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра имеет развивающий эффект. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, происходит развитие способностей и формирование личности ребёнка-дошкольника. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной для ребенка деятельности [1].
В образовательном процессе игровая деятельность выполняет следую-щие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации; игро-терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).
Опираясь на исследования П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова, можно определить следующий перечень принципов организации игровой деятельности[4]:
- активность - основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
- открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
- динамичность - выражает значение и влияние фактора времени в игре; продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
- занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
- коллективность отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
- целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
- самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре - это один из главных принципов, имеет функцию управления, выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
- состязательность и соревнование в игре; без соревнования нет игры; дидактическая ценность этого принципа очевидна, так как побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интел-лектуальные и душевные силы;
- результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
- достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли; это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего, поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
- проблемность в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе; игра - «идеальный генератор» проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
- информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения и др.
Целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокий уровень воспитательного, развивающего и дидактического влияния на детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих, как средство побуждения детей к участию в различных видах деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях осуществляется по следующим направлениям:
- дидактическая цель педагогической игры ставится перед дошколь-никами в форме игровой задачи;
- выполняемая детьми деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства;
- в игровую деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Большое значение в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) имеют дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей детей. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дошкольник, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия[3].
Дидактическая игра - это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для дошкольников деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать; 2) воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить дошкольникам. В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются дошкольнику, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других - выполнить определенные движения, в третьих - обменяться предметами и т.п. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр. Дидактическая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются дошкольниками и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
Нужно подчеркнуть, что дидактическая игра - ведущий вид деятельности ребёнка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний [2]. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Учитель-дефектолог ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
На первых занятиях, когда у детей с ОВЗ еще не сформирован познавательный интерес, они не привыкли длительное время сидеть за столами, занятия начинаем в игровом уголке с привлечением хорошо знакомых игрушек. В этом случае в непринужденной игровой обстановке дети начинают выполнять первые задания.
Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога и каждое выполняемое им действие.
В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде. Однако, даже этот способ выполнения заданий может вызывать трудности у некоторых детей, поэтому довольно часто приходиться прибегать к совместным действиям, когда педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения, а затем при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а далее, к выполнению заданий по словесной инструкции.
Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, так как многие воспитанники недостаточно владеют речью или являются практически безречевыми.
Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого: выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. В процесс обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движение руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др., ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.
Коррекционная работа на начальных этапах направлена, в основном, на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане.
В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети с ОВЗ первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними педагог должен принимать самое активное участие. Это помогает детям освоить игру.
Включение в коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОВЗ дидактических игр предполагает учет индивидуальных особенностей развития детей и дифференцированный подход в организации образовательной деятельности.
Список литературы и источников:
1. Александрова О.В. Математика для малышей. - М.: Эксмо, 2012.
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. – М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2012.
3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М. 1996.