Конспект занятия по теме: «Формирование элементарных математических представлений. Выделение предметов, имеющих форму прямоугольника, треугольника, квадрата, круга»
(математика, 1 класс, для детей с интеллектуальными нарушениями)
Цель: Закреплять и систематизировать элементарные математические представления о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Учиться сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2. Закрепить умение различать и называть цвета.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать зрительное восприятие, тактильное восприятие, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математике.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Формирование умения действовать согласно словесной инструкции учителя.
Материалы к занятию:
Мешочек с геометрическими фигурами, поднос с манной крупой, игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), дидактическая игра «На что похож предмет», карточки с изображением эмоций, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Приветствие учителя: Доброе утро, ребята. Я очень рада вас видеть! Сегодня нас ждут интересные задания. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, а для этого нам необходимо хорошее настроение. Перед вами лежат карточки, на них изображено разное настроение - грустное, удивление, злость, радость. Выберите карточку с радостным настроением (дети выбирают). Теперь у нас появилось хорошее настроение. Мы можем начинать наше занятие.
II. Постановка цели урока.
Учитель: Посмотрите, что у нас лежит на столе (учитель выкладывает карточки с геометрическими фигурами: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг). Правильно, это фигуры.
Сегодня на уроке мы будем делать упражнения, чтобы хорошо запомнить эти фигуры.
III. Актуализация имеющихся знаний:
Учитель: Давайте назовем эти фигуры. (Дети называют.) Молодцы!
Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру.
Учитель показывает детям мешочек с геометрическими фигурами.
- Посмотрите, какой мешочек у меня есть! Угадайте, что спрятано в мешочке?
Дети по очереди опускают руку в мешок и пытаются на ощупь понять, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и называют их.
IV. Усвоение новых знаний.
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в гости к фигурам. Мы должны выбрать подарок для них. Поможет нам в этом новая игра («На что похож предмет»).
Учитель дает детям таблицы с формами, к которым нужно подобрать подходящий по форме предмет.
- Давайте выберем подарок для каждой фигуры! Какие геометрические фигуры нарисованы? Какие подарки можно подобрать для каждой?
- У каждого подарка есть свое место. Подарок должен быть похож по форме на геометрическую фигуру. (Дети выкладывают подходящие картинки, т.е. выбирают подарок и называют его).
- Молодцы! Справились с заданием хорошо! Выбрали каждой фигуре подходящие подарки.
2. Физ.минутка.
Упражнение «Кулачки-ладошки»
Учитель: Ребята, посмотрите, какие я фигуры разложила перед каждым из вас? Правильно, квадраты и прямоугольники.
Когда увидите прямоугольник, хлопайте по нему ладошкой, вот так. А когда увидите квадрат, бейте по нему кулачком, вот так. Запомнили? Давайте играть!
– Молодцы! Какие вы быстрые!
Учитель: А сейчас предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Зеркальное рисование»
Игра «Зеркальное рисование»
Учитель дает детям подносы, на которых насыпана манная крупа.
- А теперь давайте попробуем на манке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками одновременно! (Дети указательными пальцами обеих рук одновременно рисуют каждую геометрическую фигуру (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).
Учитель: вы молодцы, отлично нарисовали портреты геометрических фигур.
А вот еще одно задание.
Игра «Геометрические фигуры» (развитие зрительного восприятия)
- Фигуры потерялись, не знают где их дом.
Перед детьми выкладываются деревянные рамки (сортер).
Цель: подобрать фигурку определённой формы под отверстие такой же формы и назвать цвет фигуры.
Учитель: Дети, помогите фигурам найти свой домик.
Дети работают с сортерами, отвечают на вопросы учителя о цвете геометрических фигур.
- Какие вы молодцы!
А сейчас давай немного отдохнем.
5. Физминутка «Геометрические фигуры».
Как фигурки хороши,
Так и пляшут от души,
Квадраты захлопали, (дети хлопают в ладоши)
Круги затопали, (дети топают ногами)
Посмотрите треугольник
Как углами завертел, словно в пляс идти хотел! (повороты туловища, руки на поясе).
(Учитель показывает карточки с изображением геометрической фигуры).
V. Закрепление пройденного материала.
Учитель: А сейчас мы с вами сделаем последнее задание. Посмотрите на листок (выдается листок с напечатанным заданием). В середине вы видите фигуры, а по краям от них разместились разные предметы. Вы должны внимательно посмотреть на каждый предмет, понять, на какую фигуру он похож и соединить их линией. Возьмите карандаши.
Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель проверяет.
VI. Заключительный этап:
Подведение итогов занятия, рефлексия.
-Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном мире геометрических фигур.
-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым трудным?
- Вы молодцы! Урок окончен. До свидания.