Формирование элементов медиакультуры подростков на уроках информатики
В настоящее время подростки активно вовлечены в потребление продукции средств массовой информации. Последствия этого неоднозначны и связаны с влиянием СМИ на ценности, установки и модели поведения. Поэтому одной из важнейших задач школы является воспитание грамотного потребителя информации, способного к критическому, избирательному ее восприятию, то есть формирование медиакультуры подрастающего поколения.
В результате анализа исследований по проблеме медиакультуры подрастающего поколения было уточнено ее понимание как личностного новообразования, представляющего собой результат преодоления некритической установки по отношению к СМИ, овладения основами знаний и умений в области массовой коммуникации.
Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия, она может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания и т.д.
В педагогической литературе рассматриваются разные формы ее формирования: введение специальной учебной дисциплины в форме факультативного занятия; освоение основ массовой коммуникации в курсах традиционных школьных предметов; проведение семейного медиатренинга. Учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку к жизни в информационном обществе, является информатика. Однако вопросы формирования медиакультуры учащихся на уроках информатики в теоретической и методической литературе не рассматриваются.
Школьный предмет информатика в большей степени формирует пользователя технических средств информации и лишь незначительно - пользователя самой информацией, который не просто механически перерабатывает ее, но и отсеивает ненужную, индивидуально сортирует по степени важности, сам устанавливает очередность ее восприятия. Формирование медиакультуры учащихся уже достаточно давно является одной из актуальных задач учебно-воспитательного процесса, но тем не менее все еще не исследовано в должной мере.
Анализ психолого-педагогической литературы (работ Выготского, Эльконина, Кона, Ананьева, Щегорцова) позволил выявить основные особенности подростков и определить их связь с формированием медиакультуры. Так, складывающееся в этом возрасте чувство взрослости обуславливает стремление подростков подражать образцам поведения и нормам взаимоотношений, увиденным в кино и по телевидению. Общение со сверстниками как ведущая деятельность определяет увеличение, в том числе и виртуального общения. Любознательность и высокая восприимчивость может приводить к нецеленаправленному поглощению лишней, искусственно навязанной информации через СМИ. Таким образом, в ходе психосоциального развития личности подростка происходит и формирование его медиакультуры.
Согласно мнению специалиста по медиаобразованию А.А.Журина, формирование понимания направленности информационных потоков и умений выявлять скрытую составляющую информации должно основываться на активной работе школьника с оригинальными медиатекстами.
Многие исследователи в области медиаобразования считают, что наиболее эффективным методом освоения языка СМИ учащимися является творческая деятельность по созданию собственного медиапродукта (Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усов, А.А. Журин и др.).
Учитывая это, методами реализации программы формирования элементов медиакультуры подростков могут являться: беседы, анализ медиатекстов, создание медиапродукта.
Педагогическими условиями формирования элементов медиакультуры подростков являются:
реализация субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися;
высокая медиакультура самого педагога;
учет возрастных особенностей учащихся;
учет особенностей функционирования процессов восприятия и внимания;
активная работа учащихся с медиасообщениями;
развитие критического мышления учащихся.
Перегруженность существующего базового учебного плана указывает на то, что включение в учебный план специального предмета по данной медиаобразовательной тематике в урочное время за счет школьного компонента не представляется возможным. Такой позиции придерживается большинство исследователей в области медиаобразования, часть из которых оптимальным вариантом рассматривает использование кружковых и студийных форм работы.
Однако переход в область дополнительного образования приведет к признанию необязательности освоения основ медиазнаний, и большая часть учащихся окажется неохваченной медиаобразовательным процессом. Поэтому местом для освоения специфических знаний и умений в области массовой коммуникации и дальнейшей их трансформации в новую культурную ценность - медиакультуру - может и должен являться урок.
В соответствии с этими условиями разработана примерная программа формирования элементов медиакультуры учащихся 8-9-х классов на уроках информатики. Она включает интегрированные уроки с использованием бесед, раскрывающих особенности восприятия информации в целом и медиаинформации в частности, отдельные приемы манипуляции массовым сознанием в СМИ; а также игр и упражнений, направленных на отработку навыков критического восприятия информации.
Целью программы является формирование медиазнаний и медиаумений как элементов медиакультуры учащихся.
Задачи программы:
Включение в преподавание предмета информатика медиаобразовательных ситуаций, направленных на освоение основ медиазнаний и развитие практических умений в области массовой коммуникации.
Обучение учащихся восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ, в первую очередь, через Интернет.
Развитие критического мышления учащихся, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием со стороны СМИ.
В рамках данных уроков с учащимися Гришинской СОШ предполагаются беседы: «Что такое культура восприятия информации?», «Как создается реклама», «Телевидение: где правда, а где ложь?» и др.; игры «Создай свою рекламу», «Предвыборные дебаты»; упражнение «Проанализируй текст и найди приемы формирования общественного мнения» и т.п.
Таблица 1.
Тематическое планирование интегрированных уроков информатики в 8 классе
Раздел | Темы уроков |
Информация и информационные процессы | Человек: информация и информационные процессы. «Что такое культура восприятия информации?» |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. «Телевидение: где правда, а где ложь?» |
Коммуникационные технологии | Поиск информации в Интернете. «Проанализируй текст и найди приемы формирования общественного мнения» |
Электронная коммерция в Интернете. «Как создается реклама» |
Медиатехнологии в сайтостроении. «Создай свою рекламу» |
Таблица 2.
Тематическое планирование интегрированных уроков информатики в 9 классе
Раздел | Темы уроков |
Кодирование и обработка графической и мультмедийной информации | Медиатехнологии при создании видео. «Как создается реклама» «Телевидение: где правда, а где ложь?» «Создай свою рекламу» |
Информационное общество | Информационное общество. «Проанализируй текст и найди приемы формирования общественного мнения» «Предвыборные дебаты» |
Информационная культура. «Что такое культура восприятия информации?» |
Проведение данных уроков способствует освоению языка и выразительных средств СМИ, формированию различных видов информационных умений - от отбора, накопления, переработки информации до изложения её в другой форме и т.д. Сформированные знания и умения в области массовой коммуникации позволяют преодолеть некритическую установку школьников по отношению к СМИ, сформировать их активное, избирательное отношение к ним, т.е. повысить собственный уровень медиакультуры.