Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское учреждение дополнительного образования-
музыкальная школа №2»
Методический доклад
на тему:
«Формирование эмоционально-волевых качеств
учеников в процессе обучения»
Автор :
Преподаватель по классу фортепиано Гершович Людмила Яковлевна
г. Луганск 2021
Оглавление
Введение
Выбор репертуара
2. Личностные качества учащихся
3.Качества, которые формируются в процессе обучения
4.Исполнительская воля и цель.
5. Концертное выступление и его результаты
Заключение
Список литературы.
Музыка и даже относительное умение играть на каком-либо музыкальном инструменте является одним из средств удовлетворения потребности ребенка в самопроявлении и одновременно - важным
фактором его общечеловеческого развития, способствующим
формированию его характера. Перечислим качества, приобретаемые учеником, которые формируются в процессе обучения в музыкальной школе:
1.Умение концентрировать и распределять внимание.
2.Работоспособность, терпение, усидчивость, систематический труд.
3.Умение организовывать и распределять своё время.
4.Точность в выполнении заданий.
5.Умение критически оценивать свои действия, своё исполнение.
6.Инициатива
7.Эмоциональность, увлечение искусством.
8.Развитие способности воображения, слуха, логики мышления.
9.Воспитание музыкального слуха.
10.Смелость, решительность, находчивость на эстраде, артистизм.
Серьёзную проблему представляет при игре распределение и переключение внимания, быстрота ориентировочных реакций
поскольку сам исполнительский процесс складывается из ряда одновременных и параллельно протекающих действий (разные задачи между правой и левой рукой, потом добавляется педаль и много других задач).
Занятия музыкой трудны тем, что начинаются они по необходимости с детства - и здесь не обойтись без регулярных и относительно продолжительных технических упражнений. Нужно привить детям любовь к работе, то есть должна зародиться склонность к многократным повторениям, то, что мы называем умением работать.
Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога, работающего с детьми - сделать так, чтобы работа на музыкальном инструменте не внушала ему острой и стойкой неприязни. Для начала неплохо и это. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве, приходят интерес и увлечённость.
Самые сложные технические проблемы решаются, если ученику интересно работать. Важно, чтобы «надо» в занятиях на каком-то этапе переросло в «хочу». Многих детей это «надо» сковывает и угнетает. Синоним слова «надо» - «обязан». «Надо»- (говорят психологи)- по долгу, под страхом неприятности, какого-то наказания. Синоним слова «хочу» - «желаю». Между «надо» и «хочу» в музыкальных занятиях сложные взаимоотношения. Основываясь на чём-то одном, технических проблем не решить и большого прогресса не добиться. Стратегическая линия педагога – обратить «надо» в «хочу».
Возможны различные приёмы и способы активизации обучающегося, усиления роли «хочу». Можно в определённых обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие заложено в каждом человеке от природы и иногда это лучший стимулятор деятельности. Л.Ауэр писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-либо достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов». Однако здесь главное, чтобы человек управлял своим честолюбием, а не честолюбие им. Это- то же, что с лекарствами - в разумных дозах - польза, а в неразумных - вред.
Большую роль в продвижении ученика играет правильный выбор репертуара, индивидуальное обучение предполагает и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой непосредственный отклик. «Самое важное - любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается». С.Рихтер.
Мы часто говорим, что нужно работать над техническим развитием. Определение техники - это лёгкость, изящество, непринуждённость исполнения. Когда исполнитель старательно трудится, покрываясь потом и дрожа от страха и напряжения, удовольствия от его исполнения мало. Ф.Бузони: «Искусство заключается в отсутствии видимого напряжения. То есть важно не только уметь преодолевать трудности, но ещё и не выставлять их напоказ».
Чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене, концерте, в конкурсе выглядел технически ловко, эмоционально, увлечённо и ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь, скорее даже можно сорваться на том, что технически получалось до концерта.
Есть люди изначально, от природы уверенные в себе. Смелость, решительность у них в характере, и, если в бытовой жизни это можно сразу не распознать, то, когда человек на сцене, не обратить внимание на решительность или нерешительность его действий просто нельзя.
Уверенность - это атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе, а привычки облегчают волевые усилия, пока музыка не стала духовной потребностью, дети переживают вместе с нами тяжёлый период становления воли.
«Воля крепнет в преодолении себя» (Аристотель). Воля нужна во всём, начиная с обычного повседневного рабочего обихода. Каждый день заставить себя заниматься - хочется или нет, есть настроение или нет, а если все друзья гуляют, а в это время нужно сидеть и заниматься - это серьёзное испытание воли ребёнка. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но и научиться делать дело хорошо. То есть воля определяет не только объём и регулярность работы, но и её качество.
Ну и, конечно, публичные выступления, сопровождающие обучение ученика в музыкальной школе все годы обучения. Успех или неуспех тут напрямую зависит от воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в свои силы - кому-то это удаётся лучше, а кому-то хуже, есть ученики, которые сразу пытаются прогнозировать - «у меня не получится, а вдруг я плохо сыграю?». Г.Гинзбург говорил: «Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Многое не выходит только потому, что волевые усилия, затраченные ими, были ничтожны. Воля необходима как в домашней работе, при разучивании произведений, так и на сцене. В последнем случае она подвергается суровому испытанию».
Мы сами, прошедшие эти испытания, понимаем состояние наших учеников - путаницу мыслей, временные перебои с памятью, дрожание рук и ног, судорожные движения. Зажатость психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется психической скованностью. Мы понимаем, вспоминаем, но у нас теперь другая задача - найти выход из этого положения, помочь ученику.
Конечно, многое в такой ситуации зависит от общей готовности к выступлению. Хорошо ли выучена программа, обыграна ли предварительно ( или её доучивали в последние дни или часы), удачно ли подобраны произведения, вовремя ли их дали ученику, по силам ли они? Эти задачи ложатся грузом ответственности на плечи педагога, характеризуя его профессионализм. И всё же наиболее важна в решающий момент воля исполнителя. Воля означает в реальном своём выражении - контроль, то есть под пристальным наблюдением находится всё:
темп, ритм, звучание, фразировка, соотношение звука в обеих руках, педализация. Конечно, предполагается, что ученик освоил профессиональные умения и навыки, однако, весь этот набор мало что значил бы, если бы за ним не стояла воля. Иногда, даже менее подготовленный, но смелый, уверенный в себе ученик умеет собраться и выглядит на сцене лучше, чем подготовленный, но несмелый и неуверенный.
Психологи отмечают 7 психологических параметров волевого человека:
инициативность, самостоятельность, решительность, энергию,
настойчивость, самоконтроль, принципиальность.
Решительность, энергия, самоконтроль - действительно непосредственно связаны с музыкально-исполнительской деятельностью. Помогая преодолеть различные препятствия (внутренние и внешние) - они позволяют устоять в любой экстремальной ситуации. То есть по большому счёту – воспитание волевых качеств у ученика – также входит в наши профессиональные обязанности. Хотя во многом, эта задача, при условии квалифицированного преподавания, решается сама собой.
В любом случае - воля формируется и крепнет, когда существует цель. Цели могут быть различные - выучить то или иное произведение, подготовиться к концерту, конкурсу или экзамену. Важно в этом случае, принимает ли ученик эти цели как собственные
или как навязанные педагогом (или родителями, хотя родителями теперь всё реже). В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором - нет.
Такие необходимые человеку качества как энергия, настойчивость, инициативность пробуждаются и активизируются при наличии у него целей. И, напротив, те же качества атрофируются при их отсутствии. Многое из нерешённого, несделанного в жизни - результат не слабости воли, а слабого видения цели.
И ещё такое интересное соотношение – воля и упрямство.
Они порой как бы родственны и взаимопроникают друг в друга, но есть между ними и отличия. Упрямство на бытовом уровне выглядит, как правило, непривлекательно. Оно выступает нередко вопреки логике и здравому смыслу. Воля отличает обычно людей умных: они знают, чего хотят, и действуют сообразно обстоятельствам, если
нельзя обстоятельства подчинить себе. Не следует забывать, что одно дело упрямый, твердолобый взрослый человек, и совсем другое -отстаивание своей позиции, своего взгляда ребёнка или подростка.
Для тех, кто вступает в жизнь, упрямство на определённом этапе -становление характера -явление вполне естественное, какой бы критике оно не подвергалось со стороны педагогов и родителей. Со временем упрямство ребёнка вполне может трансформироваться в волю. Так случается нередко. Детская и юношеская импульсивность, неуступчивость, постоянная готовность к сопротивлению вполне могут быть предтечей воли.
Итак, уверенность в себе, в своей правоте, пусть даже самоуверенность (в хорошем смысле этого слова), в принципе может и должна быть включена в психологическое содержание творческой деятельности человека, может определять её результативность.
Но есть у этой проблемы и другая сторона. Чем сильнее уверенность в себе, тем более необходима человеку в качестве психологического противовеса способность сомневаться. Иначе всего один шаг до самоуверенности (в плохом смысле). То есть должна быть внутренняя сбалансированность и самокритика ученика. Основное условие, делающее возможным само существование подобного единства - нельзя создавать и критиковать себя одновременно, так как это взаимоисключает друг друга. Сравнение: если пустить из двух кранов одновременно горячую и холодную воду, то пойдёт не горячая, не холодная, а тёпленькая. Особенно важно знать место и время для включения холодного крана. Самокритика в момент публичного выступления просто убийственна. Другое дело- подведение итогов. Задача музыкальной педагогики - внушить ученику уверенность при публичном выступлении, а «разбор полётов» должен быть оставлен во времени.
Большинство авторитетных психологов считает, что здоровая психика встречается не чаще, чем здоровое тело. От педагога в очень большой степени зависит внутреннее, психологическое состояние ученика, а следовательно и его успехи. Особенно важно суметь наилучшим образом настроить ученика перед публичным выступлением. Мы же часто до последнего дня, а то и до последней минуты перед выступлением не перестаём указывать ученику на его технические погрешности, подчёркиваем то, что получается не очень хорошо. Перед самым выступлением ученику внушают: «смотри ничего не перепутай, не забудь о чём я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит до крайних пределов, то есть вместо того, чтобы успокоиться и настроиться, ученик старается «не забыть».
У нас у каждого есть свои способы настройки себя перед выступлением - кто-то повторяет программу в медленном темпе, кто-то только намечает темп (играет начало произведения), кто-то разыгрываясь играет гаммы или этюды, а кто-то вообще не разыгрывается.
Психологическая поддержка перед выступлением ученика очень важна и нужна. Желательна даже похвала: в конце концов, каждого, если захотеть, можно за что-то похвалить. Пусть даже эта похвала будет не вполне чистосердечной и искренней - бывают же ситуации в педагогике, когда цель оправдывает средства.
Что касается самого публичного выступления, да ещё с технически сложными произведениями, советов на этот счёт даётся много, но применить их на сцене труднее, чем кажется до и после выступления. Мы, конечно, говорим о необходимости сосредоточенности на исполнении, то есть на процессе, но сказать значительно проще, чем осуществить это на практике, да ещё в экстремальных условиях сцены. Публика, волнение, необычность обстановки, большой зал, даже наша запись выступления на камеру действует на ученика завораживающе (как на кролика перед удавом)- всё это рассредоточивает.
Рекомендации В.Спивакова: «Артисту нужно совершенно точно представлять, что он должен сделать на сцене. Если начнёшь размышлять, как важно это выступление, его оценка, кто и сколько человек сидит в зале, воображать или видеть чьи –то лица, то исполнителю явно не позавидуешь». И ещё одно не должно быть упущено, когда настраиваешься на предстоящее выступление - это
реакция на возможную техническую помарку, брак при игре. Обычно педагог старается предупредить об этом ученика - не придавать большого значения помарке, не преувеличивать размеры «беды», выпутаться и побыстрее проскочить неудавшееся место.
Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страх, переживания, иногда даже слёзы. Мы редко задумываемся, насколько важны и глубоко западают в душу наши первые слова , сказанные ученику. Насколько важна первая реакция на то, что он только что
услышал - его выражение лица, манера общения, интонация речи.
Хорошо, если выступление прошло более или менее благополучно
и ученика есть за что похвалить. А если нет? Если педагог расстроен, раздражён? Психологи говорят, что в этой ситуации не может быть упрёков, претензий, нареканий, тем более в резкой форме. Воспитательный, практический эффект их будет нулевым, а отрицательные последствия очень вероятны. Психологи считают, что спустя какое-то время, когда ученик успокоится, можно спокойно разобраться в классе с тем, что же всё- таки не получилось. А вот первые минуты после выступления самые неподходящие для анализа.
Нервы ученика напряжены, если случились технические огрехи - ученик сам расстроен и сам корит себя за неудачное выступление. Поэтому, чтобы не нанести серьёзную психологическую травму ученику-педагогу нужно быть особенно чутким и терпимым.
В заключение можно сказать, что сколько бы тщательно ни проводить анализ исполнительских удач и неудач, пытаясь понять, почему в одном случае ученику удалось выступление, а в другом –нет, тут всегда будет оставаться тайна, а иногда и неожиданность,
сюрприз. Что-то недоступное пониманию даже для самых опытных педагогов. Сколько можно вспомнить случаев, когда накануне выступления всё, казалось бы, получалось, ученик неплохо подготовлен, а на сцене - срыв. Неизвестно откуда взявшийся страх сковал исполнителя и всё идёт прахом. А бывает наоборот. Перед выступлением- предчувствие катастрофы, провала, и вдруг всё чудесным образом меняется и ученик хорошо играет, и технически всё получается. Тоже сюрприз, но со знаком плюс.
Лучше всего излечивает от боязни сцены - успех, удача.
Удача не просто приятна, она ведёт к существенным изменениям в психике, меняется самооценка, характер, укрепляется доверие к себе - для людей беспокойных, мнительных – это просто как исцеление.
Когда-то врач Наполеона сказал, что у победителей раны заживают быстрее - и это верно не только в медицинском аспекте.
Ну и как вывод: чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так много:
-интересный репертуар,
-чтобы работа была технически посильной, не изнуряла духовно и физически,
-чтобы она хотя бы время от времени приносила успех.
Успех можно понимать по-разному: «победа над собой», «это выступление лучше предыдущего», «ты справился с трудной программой»…
Психологи советуют: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям.
Список литературы:
1. «Ребёнок за роялем», сборник статей, М.,1981
2. «Вопросы музыкальной педагогики», М.,1986
вып.№5,7.
3. «Музыкальное исполнительство и педагогика», сборник статей,
М.,1991
4. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано», К.А.Мартинсен, М.,1977