Естественно-научная грамотность на уроке окружающего мира в 3 классе «Удивительные превращения воды»
Предмет: окружающий мир
Тема: «Вода как вещество»
Класс: 3
В одном королевстве под названием Эренделл во дворце жили две сестрёнки, две маленькие принцессы. Одну звали Эльза, а другую Анна. Девочки любили играть вдвоем. Они вбежали в огромный зал дворца. Анна смеялась, и говорила Эльзе:
- Поколдуй, поколдуй!
Эльза немного помахала руками.
- Готова?
- Ага... - ответила Анна.
Эльза взмахнула руками и с потолка посыпался снег. Анна запрыгала от радости.
1 задание
1.1 Какой звук услышали девочки под ногами?
Шуршание листьев
Скрип снега
сс
А почему он так скрипит? – спросила Анна.
Снег состоит из замёрзших кристалликов воды – снежинок, между ними много воздуха. Когда мы наступаем на снег, он уплотняется, воздух из него выдавливается, а кристаллики ломаются, издавая скрип.
1.2
- Как здорово! Анна стала рассматривать снежинки. Что увидела девочка?
Чем похожи снежинки? ___________________________
Чем различаются? ______________________________
2 задание.
- Смотри - сказала Эльза и ударила каблуком об пол. Вдруг весь пол покрылся гладким прозрачным холодным льдом. Они веселились, катались на льду, и слепили снеговика Олафа.
- Какие они всё-таки разные – сказала Анна рассматривая снег и лёд.
Заполните таблицу, вставляя слова характеризующие свойства снега и льда.
Рыхлый, тает, белый, прозрачный, без запаха, бесцветный, непрозрачный, твёрдый.
Снег | Лёд |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Дополните своими примерами
3 задание.
- С чего ты взяла, Эльза, что в снеге есть вода? – удивилась Анна. И как в природе получается снег и лёд?
Что ответила Эльза? Вставьте пропущенные слова в предложения.
Вода в природе постоянно испаряется, поэтому в воздухе всегда содержится невидимый ____________ ___________ .
Водяной________, поднимается высоко в небо и, замерзая, превращается в снежинки. А _______ замерзая, превращается в лёд.
4 задание.
Провожая Анну на поиски Эльзы, принц дал ей в дорогу стеклянную бутылку с водой, которую она положила в сумку. Только бутылочку попросил непременно вернуть. На улице стоял сильный мороз.
Сможет ли Анна напиться из бутылочки в дороге? Выполнит ли обещание вернуть бутылочку принцу? Объясните почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 задание.
Эльза снова вернула в Эренделл лето.
5.1 Найдите и отметьте цифрой на рисунке три состояния воды
жидкое
твёрдое
газообразное
5.2 Погода стояла жаркая, но Олаф благодаря волшебству не растаял. А вот лужи вскоре исчезли. Определите истинные или ложные высказывания. Отметьте буквами: И Л
Всю воду в лужах выпили животные
Вода в лужах испарилась.
6 задание.
Рассмотрите схему. При какой температуре вода превращается в твёрдое, жидкое, газообразное состоянии?
Соедините термометры с превращением состояния воды.
Вода - лёд
Вода пар
Лёд вода
7 задача. Найдите ошибки в тексте.
Свен очень обрадовался встрече с Олафом. Он облизал снеговика.
-Ты пахнешь апельсинами! А на вкус как настоящее молоко.
8 задача. Такие превращения могли произойти с водой только благодаря её чудесным свойствам. Заполните кластер «Свойства воды»
вода
Критерии оценивания
№ задания | Количество баллов | Комментарии |
1.1 | 1 балл | Верный ответ – 1 балл Ответ неверный – 0 баллов |
1.2 | 2 балла |
2 | 12 баллов | Одно свойство – 1 баллл |
3 | 4 балла | Каждое записанное верно слово оценивается в 1 балл |
4 | 4 балла | Даны верные ответы на оба вопроса и грамотно сформулировано объяснение - 4 балла Верный ответ на 1 вопрос с объяснением -2 балла Верный ответ на 1 вопрос с объяснением -2 балла 0 баллов - имеются ошибки. |
5.1 | 2 балла | Правильно определена истинность высказывания – 1 балл Ответ неверный – 0 баллов |
5.2 | 2 балла | Каждая правильно расставленная букваа – 1 балл Ответ неверный – 0 баллов |
6 | 3 балла | Верно определена температура превращения воды – 1 балл Соединено неверно – 0 баллов |
7 | 2 балла | Каждая верно исправленная ошибка – 1 балл Не исправленная или неверно исправленная ошибка – 0 баллов |
8 | 9 баллов | Верно заполненная ячейка – 1 балл Неверно заполненная ячейка – 0 баллов Задача решена неверно – 0 баллов |
ИТОГО | 41 балл | |
При обработке результатов учитываются следующие критерии:
100% выполненных заданий – высокий уровень естественно-научной грамотности
75% - повышенный уровень,
50% - сформированность компетенций на базовом уровне.