Программа по физике для 7 класса: «Формирование естественно-научной грамотности»
Пояснительная записка.
Данный курс в 7 классе рассчитан на 1 ч в неделю (36 часа в год) для учащихся, проявляющих интерес к физике.
Целью данной является развитие интеллектуальных умений учащихся через выполнение экспериментальных заданий и решение качественных и расчетных задач повышенной степени сложности по основным темам традиционного курса физики 7 класса. Для формирования умения решать качественные и расчетные задачи повышенного уровня сложности необходимо дополнительное время. Данный спецкурс позволяет решить проблему выявления способных учащихся и нехватки учебного времени на подготовку учеников к участию в предметной олимпиаде по физике. Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования; некоторые задания рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования, что позволяет расширить «круг общения» учащихся с приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным.
Систематически выполняя экспериментальные задания, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
Содержание программы.
Тема 1. Физические величины(3ч)
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность их измерений. Определение цены деления приборов. Определение размеров малых тел методом рядов. Определение объёма тела с помощью мензурки.
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (3ч)
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Смачивание тел. Капиллярные явления.
Тема 3. Взаимодействие тел (10ч)
Механическое движение. Графическое представление равномерного прямолинейного движения. Скорость. Средняя скорость. Инерция. Масса и правила её определения. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести, вес тела. Сила упругости, закон Гука. Сила трения.
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч)
Давление твердых тел. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Атмосферное давление. Архимедова сила. Условия плавания тел.
Тема 5. Работа. Мощность. Энергия. ( 8ч)
Механическая работа и мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД простых механизмов.
Поурочное планирование курса
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
Планируемая | Фактическая |
Физические величины (3 ч) |
1/1 | Физические величины. Измерение физических величин. | 3.09 | | |
2/2 | Экспериментальная работа №1 «Измерение диаметра проволоки, толщины нити». | 10.09 | | |
3/3 | Экспериментальная работа №2 «Определение объёма мыла, камня неправильной формы» | 17.09 | | |
Первоначальные сведения о строении вещества (3 ч) |
1/4 | Решение качественных задач на явление диффузии | 24.09 | | |
2/5 | Экспериментальная работа №3 « Исследование явления диффузии» | 1.10 | | |
3/6 | Экспериментальная работа №4 « Исследование капиллярных явлений» | 8.10 | | |
Взаимодействие тел (10 ч) |
1/7 | Решение задач на расчет средней скорости | 15.10 | | |
2/8 | Решение задач на движение | 22.10 | | |
3/9 | Решение графических задач на движение | 12.11 | | |
4/10 | Решение задач на нахождение плотности | 19.11 | | |
5/11 | Экспериментальная работа №5 «Определение средней плотности камня, куска мыла, куска мела, пластилина» | 26.11 | | |
6/12 | Экспериментальная работа №6 «Определение внутреннего объёма флакона» | 3.12 | | |
7/13 | Решение задач на расчет сил. | 10.12 | | |
8/14 | Экспериментальная работа №7 « Исследование силы упругости и расчет коэффициента жесткости резинового жгута» | 17.12 | | |
9/15 | Решение задач на расчет сил. | 24.12 | | |
10/16 | Решение задач не расчет сил | 14.01 | | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (10 ч) |
1/17 | Решение задач на расчет давления твердых тел. | 21.01 | | |
2/18 | Экспериментальная работа №8 « Определение давления, создаваемого человеческим телом на горизонтальную поверхность» | 28.01 | | |
3/19 | Решение задач по гидростатике | 4.02 | | |
4/20 | Решение задач на расчет давления жидкостей. | 11.02 | | |
5/21 | Решение задач на расчет Архимедовой силы. | 18.02 | | |
6/22 | Решение задач на расчет Архимедовой силы. | 25.02 | | |
7/23 | Решение задач на применение условия плавания тел. | 4.03 | | |
8/24 | Экспериментальная работа №9 « Определение массы тела, плавающего в воде» | 11.03 | | |
8/25 | Экспериментальная работа №10 « Определение объёма куска льда» | 18.03 | | |
9/26 | Решение задач на применение условия плавания. | 8.04 | | |
10/27 | Итоговый урок | 15.04 | | |
Работа, мощность, энергия (5 ч) |
1/28 | Решение задач на расчет работы силы. | 22.04 | | |
2/29 | Решение задач на расчет мощности. | 29.04 | | |
3/30 | Решение задач на применение простых механизмов. | 6.05 | | |
4/31 | Решение задач на закон сохранения энергии | 13.05 | | |
5/32 | Решение задач по формату ОГЭ | 15. | | |
6/33 | Решение задач по формату ОГЭ | 20.05 | | |
7/34 | Решение задач по формату ОГЭ | 27.05 | | |
Программа курса по физике для 8 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Пояснительная записка
На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 34 часа, (1 час в неделю) в дополнение к базовому обучению по программе Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. «Физика 7-9 классы», Москва, «Дрофа», 2010г., рассчитанную на 68 часов (2 часа в неделю), так как этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач,
Целью программы является расширение и углубление знаний по физике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ОГЭи т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1.Обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать практические умения.
4. Научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
5. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Данный элективный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и вопросов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке мышления, направленного на решение задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Углублённое изучение физики» должны развить уже имеющиеся навыки решения физических задач, освоить основные методы и приёмы, приобрести навыки работы с текстами задач.
На занятиях планируется изучение теоретической части задания с привлечением дополнительной литературы по данной теме и разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, что предложены в демоверсии ОГЭ
Систематически выполняя экспериментальные задания, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
1.Лекционное изложение материала.
2. Практикумы по решению задач;
3. Домашняя и самостоятельная работа учащихся.
Данный курс предполагает следующие результаты:
1.Овладение школьниками различными методами и приемами решения физических задач.
2.Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
Программа рассчитана на обучающихся 8 классов.
Количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено. Выполнение лабораторных, экспериментальных и проектных работ не предусмотрено.
Содержание
Раздел 1. Гидростатика. Аэростатика. (6 часов)
Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 2. Тепловые явления. (7 часов)
Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 3. Электрические явления. (10 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 4. Световые явления. (6 часов)
Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 5. Тонкие линзы. (7 часов)
Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Поурочное планирование
№ урока | Тема | Дата | Примечание | | | | |
Планируемая | Фактическая | | | | |
Гидростатика. Аэростатика. ( 6 ч) | | | | |
1 | Жидкости и газы. Текучесть. Давление. Закон Паскаля. | 6.09 | | | | | | |
2 | Гидростатическое давление. Атмосферное давление. | 13.09 | | | | | | |
3 | Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. | 20.09 | | | | | | |
4 | Решение задач. Закон Архимеда. | 27.09 | | | | | | |
5 | Решение задач. Гидростатика | 4.10 | | | | | | |
6 | Решение задач. Плавание тел. Воздухоплавание | 11.10 | | | | | | |
Тепловые явления. (7 ч) | | 28.09 |
7 | Температура и тепловое равновесие. Удельная теплота сгорания топлива. | 18.10 | | | | | | |
8 | Внутренняя энергия и способы её изменения. Удельная теплоёмкость. | 25.10 | | | | | | |
9 | Теплопередача. Количество теплоты. Удельная теплота плавления. Уравнение теплового баланса. | 8.11 | | | | | | |
10 | Решение задач. Количество теплоты. | 15.11 | | | | | | |
11 | Решение задач. Количество теплоты. Удельная теплота плавления. Удельная теплота парообразования. | 22.11 | | | | | | |
12 | Решение задач. Уравнение теплового баланса. | 29.11 | | | | | | |
13 | Решение задач. Уравнение теплового баланса. | 6.12 | | | | | | |
Электрические явления. (10 ч) | | | | |
14 | Электрический заряд и электрическое поле. | 13.12 | | | | | | |
15 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 20.12 | | | | | | |
16 | Решение задач. Сила тока | 10.01 | | | | | | |
17 | Решение задач. Сила тока | 17.01 | | | | | | |
18 | Закон Ома. Электрическое сопротивление. | 24.01 | | | | | | |
19 | Решение задач. Расчёт сопротивления проводника. | 31.01 | | | | | | |
20 | Соединение проводников в электрической цепи. | 7.02 | | | | | | |
21 | Решение задач. Соединение проводников в электрической цепи. | 14.02 | | | | | | |
22 | Решение задач. Работа и мощность тока | 21.02 | | | | | | |
23 | Повторение и обобщение темы: «Электрические явления» | 28.02 | | | | | | |
Световые явления ( 6 ч) | | 22.02 | |
24 | Закон прямолинейного распространения света. | 7.03 | | | | | | |
25 | Решение задач. Закон прямолинейного распространения света. | 14.03 | | | | | | |
26 | Законы отражения света. Плоские зеркала. | 21.03 | | | | | | |
27 | Явление полного отражения. | 4.04 | | | | | | |
28 | Преломление света. Решение задач. | 11.04 | | | | | | |
29 | Решение задач в формате ОГЭ | 18.04 | | | | | | |
Тонкие линзы (4 ч) | | | | |
30 | Тонкая линза. Фокусное расстояние плоско-выпуклой линзы. | 25.04 | | | | | | |
31 | Решение задач. Фокусное расстояние плоско-выпуклой линзы. | 3.05 | | | | | | |
32 | Формула тонкой собирающей линзы. | 16.05 | | | | | | |
33 | Решение задач в формате ОГЭ | 23.05 | | | | | | |
34 | Решение задач в формате ОГЭ | 30.05 | | | | | | |
Программа курса по физике для 9 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 32 часов (1час в неделю). Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению, приобретению определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека. Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.
Задачи данного элективного курса:
● углубление и систематизация знаний учащихся;
● усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
1. Вводное занятие (1ч).
2. Основы кинематики (7ч).
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
3. Основы динамики (7ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
4. Элемент гидростатики и аэростатики (4ч).
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
5. Законы сохранения в механике (5ч).
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
6. Тепловые явления (4ч).
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.
7. Электрические явления (11ч).
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата | | | |
Планируемая | Фактическая | | |
1 | Вводное занятие | 1.09 | | | | |
Основы кинематики (7 ч) | | |
2 | Равномерное движение. Величины, характеризующие механическое движение | 8.09 | | | | |
3 | Графики зависимости кинематических величин от времени | 15.09 | | | | |
4 | Равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение | 22.09 | | | | |
5 | Графики зависимости кинематических величин от времени | 29.09 | | | | |
6 | Действия над векторами. | 6.10 | | | | |
7 | Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. | 13.10 | | | | |
8 | Баллистическое движение | 20.10 | | | | |
Основы динамики (7 ч) | | |
9 | Силы в природе | 27.10 | | | | |
10 | Силы в природе | 10.11 | | | | |
11 | Алгоритм решения задач по динамики | 17.11 | | | | |
12 | Первый закон Ньютона | 24.11 | | | | |
13 | Первый закон Ньютона | 1.12 | | | | |
14 | Второй и третий законы Ньютона | 8.12 | | | | |
15 | Второй и третий законы Ньютона | 15.12 | | | | |
Элементы гидростатики и аэростатики (4 ч) | | 23.12 |
16 | Гидростатическое давление. | 22.12 | | | | |
17 | Условия плавания тел | 12.01 | | | | |
18 | Условия плавания тел | 19.01 | | | | |
19 | Закон сообщающихся сосудов | 26.01 | | | | |
20 | Сила Архимеда. | 2.02 | | | | |
Тепловые явления (4 ч) | | 10.02 |
21 | Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах | 9.02 | 14.02 | | | |
22 | Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах | 16.02 | | | | |
23 | Уравнение теплового баланса | 2.03 | | | | |
24 | Уравнение теплового баланса | 9.03 | | | | |
Электрические явления (11 ч) | | 17.03 |
25 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона | 16.03 | | | | |
26 | Построение электрических цепей | 6.04 | | | | |
27 | Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток | 13.04 | | | | |
28 | Закон Ома. Расчет сопротивления проводников | 20.04 | | | | |
29 | Расчет сопротивления проводников Работа и мощность электрического тока. | 27.04 | | | | |
30 | Законы последовательного и параллельного соединения проводников | 4.05 | | | | |
31 | Контрольная работа | 11.05 | | | | |
32 | Решение задач в формате ОГЭ | 18.05 | | | | |
33 | Решение задач в формате ОГЭ | 25.05 | | | | |