Формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности
Целью нашей работы является создание наиболее благоприятных условий для формирования естественнонаучной компетенции школьников.
Цель
- Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности школьников
- Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Биологи» «География», «Химия».
- Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.
- Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью создания у учащихся положительной мотивации к учению.
Задачи
Цель и задачи реализуются через предметное содержание курса
«Естественно- научного цикла», внеурочную и проектную деятельность.
- Урок.
- Внеурочная деятельность.
- Проектная и исследовательская деятельность
- Внеклассная работа, которая включает в себя:
-классные часы, кружки;
-акции, викторины;
-волонтёрская деятельность
-экскурсии.
Организация учебной деятельности
Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.
Лабораторная работа “Действие слюны на крахмал”
Исследовательские проекты
«Почва. Влияние почвы на рост растений»
Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.
"Идеальный подарок"
Цель: изготовить духи в домашних условиях.
Задачи исследования:
- Изучить историю духов и парфюмерной продукции.
- Изучить способы приготовления духов в домашних условиях.
- Изготовить духи в домашних условиях.
- Проанализировать полученный результат.
Функциональная грамотность при подготовки к ОГЭ
Внеурочная деятельность
В нашей школе формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности: кружках, акциях, спортивных соревнованиях
- Уроки здоровья
- Веселые старты
- Экологические акции
- Экскурсии
- Кружки
- Профориентационные встречи
Формирование функциональной грамотности с применением оборудования «Точка роста»
В настоящее время наш центр образования «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки, проходят занятия и мероприятия по внеурочной деятельности.
Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы на новом учебном оборудовании.
Техническая база центра «Точка роста» включает в себя современные и классические приборы. Цифровая лаборатория особо заинтересовала обучающихся 8-9 классов, беспроводные датчики Температуры, pH баланса, оптической плотности позволили быстро и с интересом освоить такие темы как: изменение с веществами, растворение, растворы электролитов, выделение и поглощения тепла, факторы скорости реакций. Аппарат для проведения химических реакций позволяет удобно проводить опыты, т.к. при демонстрации одновременно проходит несколько процессов. Данный аппарат применяется на различных этапах обучения: изучения нового материала или закрепления.
У учащихся есть возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах и соревнованиях. Школьники работают с ноутбуком, высокоскоростным интернетом и другими ресурсами Центра, которые служат повышению качества и доступности образования
Большая работа была направленна на воспитательную работу:
«Мир клеток», для детей 3-6 классов
Уроки здоровья, для учащихся 2-7 классов
«Химия- это просто», для занятость детей в каникулярное время
- Шахматный турнир
- Открытые уроки «Планета Земля»
Практикум:
Анализ заданий по формированию естественно-научной грамотности
Где можно взять задания для оценки ЕНГ?
Печатный вариант
- Серия: Функциональная грамотность. Учимся для жизни
- Серия: Функциональная грамотность. Тренажёр.
Электронный вариант
- https://media.prosv.ru/content/?situations=true&level=2&knowledge=4
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- https://resh.edu.ru/
Спасибо за ВНИМАНИЕ
Доклад подготовила:
Учитель биологии, химии, географии
Толоконникова Ирина Леонидовна
МОБУ «Елшанская Первая СОШ»