«Формирование естественно-научной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность»
Кожухаренко В.И., учитель биологии МБОУ СОШ №6 г.Бикин,
Хабаровский край, руководитель РМО учителей химии и биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность.
Которая отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности.
Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.
Задания ПИЗА носят практико-ориентированный характер
Какого человека можно считать естественнонаучно грамотным?
Это человек, который стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
– научно объяснять явления;
– понимать особенности естественнонаучного исследования;
– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Каждая из трех компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, включает в себя набор конкретных умений.
Наиболее эффективной, в плане развития ключевых компетенций у учащихся является проектно - исследовательская деятельность, так как она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современного мира.
Являясь цифровой школой в рамках национального проекта развития образования, мы ориентируемся и на формирование цифровой грамотности обучающихся. При создании проектов и выполнений исследований мы используем различные цифровые ресурсы (социальные сети (организация соцопроса через социальные сети), работа с пакетом программ Майкрософт офис, ЕХЕЛ (графики, диаграммы), работа с видео редакторами (создание собственных презентаций и видеороликов), создание видео коллажей – программа Коллаж.
Мы разрабатываем задания, направленные на формирование цифровых компетенций.
Один из инструментов по формированию цифровых компетенций является применение цифровых датчиков при исследовательской деятельности.
Пример. Исследовательская работа «Микроклимат учебного кабинета» с использованием цифровых датчиков.
Цель работы: исследование основных параметров микроклимата кабинетов.
Задачи:
1. Изучить материалы по основным условиям микроклимата в помещениях.
2. Провести измерения основных параметров микроклимата кабинета.
3. На основе результатов исследований сделать вывод о микроклимате учебного кабинета
4. Результаты исследований микроклимата учебного кабинета
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Хаббарт.)