Формирование эстетической культуры учащихся
Подготовила Мудранова М.М.,руководитель методического объединения классных руководитетей МКОУ «СОШ№21»г.о.Нальчик
:
эстетическая культура личности
- В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов . В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры.
- Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции
Функции эстетической культуры
В целом эстетической культуре присущи следующие функции:
- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;
- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;
- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;
- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.
Что же будет способствовать успешному формированию эстетической культуры?
Основные требования:
- - определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
- выбор содержания, методов, средств обучения базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.
Задачи школы по формированию эстетической культуры
Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:
- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
- вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
- развивать вкус, творческие особенности детей;
- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Пути осуществления задач по формированию эстетической культуры
1 . Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.
2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.
3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.
4. Обобщение знаний через внеклассную работу.
Пути осуществления задач по формированию эстетической культуры
1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.
2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.
3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.
4. Обобщение знаний через внеклассную работу.
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к прекрасному;
- понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- представление об искусстве народов России;
Планируемые результаты :
- интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
мы Виды деятельности
- В ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий производства, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильма получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России
- Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей, фестивалей народного творчества, тематических выставок).
Виды деятельности
- Обсуждают прочитанные книги, фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.
- Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.
- Участвуют вместе с родителями в проведении выставок, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещают объекты художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных творческих работ.
- Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.
в школьном пространстве происходит прежде всего на уроках
литературы, музыки, изобразительного искусства. Художественная литература - самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника. Познание красоты слова является первым и главным шагом в мир прекрасного.
Формирование эстетической культуры
у роки музыки
в школе способствуют успешному формированию эстетической культуры .
Это и хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус.
Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.
Преподавание изобразительного искусства является дним из средств формирования у учащихся к эстетической культуры. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, изобразительные способности. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть». Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека«.
Курсам биологии , географии и окружающий мир принадлежит важная роль в процессе формирования эстетической культуры учащихся ,которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы.
Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.
Во внеурочное время эстетическая культура школьного пространства реализуется в работе
- студии современных танцев
- студии национальных танцев
- школьной газеты «Мечтатель»
- секциях баскетбола, волейбола, настольного тенниса
- кружка «Ковровые фантазии»
Программы «Наследники богатств родного края», «Мой край Кабардино-Балкария»
Занятия в этих кружках имеют богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний и помогает найти ученику себя в других областях деятельности.
Сейчас одна из основных задач школы привлечь как можно больше детей для участия в этих кружках и вырвать их от вредных влияний улицы.
Диагностика уровня эстетической культуры
средний уровень
низкий уровень
- Важно, чтобы работа школы строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.