СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование этнографической культуры подрастающего поколения на уроках геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете»

В.В. Путин

Вопрос этнографической культуры в современном обществе становится сегодня особенно острым и актуальным, ведь без знания себя, своей истории и культуры вообще не может быть никакого духовного становления личности.

К.Д.Ушинский считал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями"

Значимость формирования этнографической культуры подрастающего поколения особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Нехватка нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении культуры учащихся.

Воспитание любви к народному творчеству, народной культуре очень важный и сложный процесс. Я считаю, что формирование этнографической культуры нужно развивать не только в воспитательной работе школы, но и на уроках, в частности на уроке геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование этнографической культуры подрастающего поколения на уроках геометрии»

«Формирование этнографической культуры подрастающего поколения на уроках геометрии»

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете»

В.В. Путин

Вопрос этнографической культуры в современном обществе становится сегодня особенно острым и актуальным, ведь без знания себя, своей истории и культуры вообще не может быть никакого духовного становления личности.

К.Д.Ушинский считал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями"

Значимость формирования этнографической культуры подрастающего поколения особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Нехватка нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении культуры учащихся.

Воспитание любви к народному творчеству, народной культуре очень важный и сложный процесс. Я считаю, что формирование этнографической культуры нужно развивать не только в воспитательной работе школы, но и на уроках, в частности на уроке геометрии.

По утверждению Е.М. Аджиевой «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей»

В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к родной культуре через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа.

На уроке математики этнографическая культура формируется посредством четырех факторов:

- через содержание образования;

- через методы и формы обучения;

-через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

- через личность самого учителя.

В учебное время задача воспитания этнографической культуры подрастающего поколения легко решаема. Например, на уроке  может быть  расказана история развития культуры народов севера с точки зрения математики. Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и о культуре малочисленных народов.

Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания .

Фрагмент урока «Симметрия в узорах эвенов»

Для работы подготавливаются карточки с печатной основой с заданием: «Определить фигуры, обладающие центральной симметрией и указать их центр; обладающие осевой симметрией и указать ось симметрии; имеющие обе симметрии.»

После проверки результатов выполнения задания, учитель рассказывает о симметрии в вышивке эвенского народа.

Очень распространенным видом симметрии в эвенском орнаменте является бордюр. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов эвенов.


Следующим этапом является анализ работ мастериц нашего поселка.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что в основе украшений выполнялся ромб. Один и тот же рисунок повторяется в симметрии БОРДЮР. Небольшие Но в целом вышитый орнамент прост. Он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах эвенских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий.


Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе треугольника. Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте эвенской вышивки. Она является композиционным центром вышивок на женских аксессуарах и оберегах. Большинство розеток построено на основе треугольника.

Любовь к своей Родине, к своим истокам, языку, культуре играет очень важную роль в нашей жизни. Она воспитывает в нас все то прекрасное и светлое, чем обязан обладать каждый человек. И начинается это чувство с самого простого, любви к тому, что нас окружает. Закончить свое выступление мне хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу».


Просмотр содержимого презентации
«Симметрия»

Баева Анастасия Олеговна учитель информатики МБОУ «Центр образования с.Анюйск»

Баева Анастасия Олеговна

учитель информатики

МБОУ «Центр образования с.Анюйск»

«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» В.В. Путин
  • «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете»
  • В.В. Путин
К.Д.Ушинский считал:
  • К.Д.Ушинский считал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями"
На уроке математики этнографическая культура формируется посредством четырех факторов:

На уроке математики этнографическая культура формируется посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;
  • через методы и формы обучения;
  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  • через личность самого учителя.
Орнамент — как песня. Она строится на оттенках голоса, звука, орнамент — на оттенках мате­риалов, мотивов; песня — на ритме слов, бисерный орнамент —на ритме бисеринок. И как в песне, в нем рассказывается обо всем, что окружает, радует и волнует человека, что радует и волнует мастерицу, которая создает бисерную вышивку, и что радовало, волновало ее предков, живших, охотившихся, хозяйничавших в тех же местах, среди той же природы.

Орнамент — как песня. Она строится на оттенках голоса, звука, орнамент — на оттенках мате­риалов, мотивов; песня — на ритме слов, бисерный орнамент —на ритме бисеринок. И как в песне, в нем рассказывается обо всем, что окружает, радует и волнует человека, что радует и волнует мастерицу, которая создает бисерную вышивку, и что радовало, волновало ее предков, живших, охотившихся, хозяйничавших в тех же местах, среди той же природы.

Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, розетки, построенные на основе треугольника Для орнамента эвенской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.
  • Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.
  • Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, розетки, построенные на основе треугольника
  • Для орнамента эвенской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.
«Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу».  Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу».

Дмитрий Сергеевич Лихачев