«Формирование этнографической культуры подрастающего поколения на уроках геометрии»
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете»
В.В. Путин
Вопрос этнографической культуры в современном обществе становится сегодня особенно острым и актуальным, ведь без знания себя, своей истории и культуры вообще не может быть никакого духовного становления личности.
К.Д.Ушинский считал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями"
Значимость формирования этнографической культуры подрастающего поколения особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Нехватка нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении культуры учащихся.
Воспитание любви к народному творчеству, народной культуре очень важный и сложный процесс. Я считаю, что формирование этнографической культуры нужно развивать не только в воспитательной работе школы, но и на уроках, в частности на уроке геометрии.
По утверждению Е.М. Аджиевой «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей»
В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к родной культуре через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа.
На уроке математики этнографическая культура формируется посредством четырех факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
-через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
- через личность самого учителя.
В учебное время задача воспитания этнографической культуры подрастающего поколения легко решаема. Например, на уроке может быть расказана история развития культуры народов севера с точки зрения математики. Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и о культуре малочисленных народов.
Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания .
Фрагмент урока «Симметрия в узорах эвенов»
Для работы подготавливаются карточки с печатной основой с заданием: «Определить фигуры, обладающие центральной симметрией и указать их центр; обладающие осевой симметрией и указать ось симметрии; имеющие обе симметрии.»
После проверки результатов выполнения задания, учитель рассказывает о симметрии в вышивке эвенского народа.
Очень распространенным видом симметрии в эвенском орнаменте является бордюр. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов эвенов.
Следующим этапом является анализ работ мастериц нашего поселка.
Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что в основе украшений выполнялся ромб. Один и тот же рисунок повторяется в симметрии БОРДЮР. Небольшие Но в целом вышитый орнамент прост. Он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.
Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах эвенских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий.
Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.
Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе треугольника. Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте эвенской вышивки. Она является композиционным центром вышивок на женских аксессуарах и оберегах. Большинство розеток построено на основе треугольника.
Любовь к своей Родине, к своим истокам, языку, культуре играет очень важную роль в нашей жизни. Она воспитывает в нас все то прекрасное и светлое, чем обязан обладать каждый человек. И начинается это чувство с самого простого, любви к тому, что нас окружает. Закончить свое выступление мне хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу».