Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении образования
Одним из востребованных разновидностей грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность. Так, аналитики Организации экономического развития и сотрудничества на страницах официальных публикаций высказывают следующее мнение: «На сегодняшний день всеми признано, что в результате развития финансовых рынков, а также демографических, экономических и политических изменений финансовая грамотность стала жизненно важным навыком».
По этой причине научить обучающихся основам финансовой грамотности – существенная и необходимая задача. Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой грамотности в программы различных школьных предметов, организацию занятий внеурочной деятельности как важного компонента воспитания подрастающего поколения.
Включение курса «Финансовой грамотности» как составляющей внеурочной деятельности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программ основного начального и общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами».
Это направление внеурочной деятельности значительно расширяет и дополняет знания учащихся об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Обучение основам финансовой грамотности продиктовано временем и новыми образовательными стандартами, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности у учащихся являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.
При проведении занятий по основам финансовой грамотности применяются следующие методы и приемы: логические мини-задачи, задачи с неполным условием, понятийное колесо, ассоциативный ряд, ментальные карты.
Особое внимание уделяется работе с Интернет-ресурсами. Ведется работа в онлайн режиме на сайте «Ваши финансы РФ». Здесь учащиеся самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями на каждый день, изучают информацию рубрики «Интересные статьи», просматривают тематические видеофильмы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу в группах. Принимаем участие в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности», просматриваем тематические видео, анализируем просмотренный материал, составляем тезисный план на основе просмотренного.
Процесс формирования финансовой грамотности сопровождается различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в них как можно больше участников. Учащиеся, осваивающие курс внеурочной деятельности, разрабатывают и проводят в игровой форме внеклассные занятия по основам финансовой грамотности для учащихся начальной школы. Результатом работы старшеклассников является создание памяток, буклетов на определенные темы, ориентированные на учащихся начальной школы.
Обучение основам финансовой грамотности учащихся является актуальным, так как это способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. И в будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.