СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у младших школьников с РАС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух у детей с РАС либо не сформирован, либо распознование звуков затруднено и ошибочно.. Такое нарушение  препятствует в  овладении письмом и чтением, в освоении грамматики родного языка. Необходимо как можно раньше выявить проблему, начать коррекцию и предотвратить вторичные нарушения, провести профилактику. Я подобрала игры для коррекционных занятий на формирование фонематических процессов. Для занятия потребуются крышки от детского питания, буквы, либо картинки, прикрепленные к крышкам.

Проводя такие занятия-игры, я вызываю интерес к занятию, тем более что дети с РАС мало заинтересованы в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у младших школьников с РАС»

Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у младших школьников с ОВЗ Подготовила: учитель-логопед IКК Кружкова Е.В.

Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у младших школьников с ОВЗ

Подготовила: учитель-логопед IКК Кружкова Е.В.

Фонематический слух – это распознавание звуков по их акустическим признакам. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по установлению звуковой структуры слова.
  • Фонематический слух – это распознавание звуков по их акустическим признакам.
  • Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по установлению звуковой структуры слова.
У детей с ОВЗ с РАС фонематический слух либо не сформирован, либо распознавание звуков затруднено и ошибочно, носит угадывающий характер. Дети данной категории не могут выполнить звуко-буквенный анализ и синтез. Необходима специальная коррекционная работа по формирования ФФ процессов.
  • У детей с ОВЗ с РАС фонематический слух либо не сформирован, либо распознавание звуков затруднено и ошибочно, носит угадывающий характер.
  • Дети данной категории не могут выполнить звуко-буквенный анализ и синтез.
  • Необходима специальная коррекционная работа по формирования ФФ процессов.
Работа по развитию у детей фонематических слуха и восприятия условно разделяется на шесть этапов: I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; III этап – различение слов, близких по звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация фонем; VI этап – развитие фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия. На каждом из этапов используются свои формы и методы логопедической работы.

Работа по развитию у детей фонематических слуха и восприятия условно разделяется на шесть этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На каждом из этапов используются свои формы и методы логопедической работы.

Игры, развивающие фонематический слух и фонематическое восприятие «Чем отличаются слова?» Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф. «Лишнее слово» Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан. «Ворота» Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие Дети изображают ворота. Логопед объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук и закрывают, если в слове нет указанного звука. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Игры, развивающие фонематический слух и фонематическое восприятие

«Чем отличаются слова?»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

«Лишнее слово»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

«Ворота»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

Дети изображают ворота. Логопед объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук и закрывают, если в слове нет указанного звука. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

«Цепочка слов» Цель: учить детей выделять первый и последний звук в слове, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие. На столе лежат картинки. Логопед помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и ставят её за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.  «Серпантин слов» Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие, учить детей выделять первый и последний звук в словах.  «Цветные тарелочки» Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие. На столе – три  тарелочки: зелёная, синяя и  красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова (твёрдый или мягкий согласный, гласный).

«Цепочка слов»

Цель: учить детей выделять первый и последний звук в слове, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие.

На столе лежат картинки. Логопед помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и ставят её за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

«Серпантин слов»

Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие, учить детей выделять первый и последний звук в словах.

«Цветные тарелочки»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие.

На столе – три  тарелочки: зелёная, синяя и  красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова (твёрдый или мягкий согласный, гласный).

«Разложи в коробки»

Цель: упражнять детей в умении определять место звука в слове, автоматизировать звук в словах, развивать фонематический анализ.

Детям предлагаются три коробки со схемами ( в первой –закрашен первый квадрат, во второй – второй, в третьей – третий квадрат). Задание – разложить все картинки под подходящие схемы в коробки.

«Построим пирамиду»

Цель: упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Логопед предлагает детям построить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды – четыре звука, и т.д. Дети по очереди выбирают картинки, определяют количество звуков в нем и помещают в соответствующий ряд пирамиды.

«Точки – звуки»

Цель: упражнять детей в умении определять количество звуков в слове, развивать навыки звукобуквенного анализа слов, фонематический слух.

Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик, называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. Если выпадает ноль, игрок пропускает ход.

«Телевизор» Цель: упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух. Логопед объясняет детям: «Чтобы увидеть изображение на экране телевизора, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Слова можно составить по первым или последним звукам. «Составь и прочитай слово» Цель: закреплять умение производить фонематический анализ и синтез слов, определять место звука в слове, составить и прочитать слово по первым звукам слов, обозначающих предметы на картинках. Ход игры: детям предлагают составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок. Когда задание выполнено, логопед предлагает назвать все гласные звуки в этом слове, а также определить количество слогов.

«Телевизор»

Цель: упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух.

Логопед объясняет детям: «Чтобы увидеть изображение на экране телевизора, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Слова можно составить по первым или последним звукам.

«Составь и прочитай слово»

Цель: закреплять умение производить фонематический анализ и синтез слов, определять место звука в слове, составить и прочитать слово по первым звукам слов, обозначающих предметы на картинках.

Ход игры: детям предлагают составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок. Когда задание выполнено, логопед предлагает назвать все гласные звуки в этом слове, а также определить количество слогов.

«Волшебные кубики»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Ход игры: ребёнку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово «слон» из кубиков.

Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребёнок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображён предмет, чьё название начинается со звука С; затем на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук – Л; затем – звук О; затем – звук – Н.

«Найди слова в слове»

Цель: развивать умение составлять слова из букв, расширять объем словаря, закреплять правописание слов. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске пишется длинное слово (или раздаётся напечатанное каждому ребёнку). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

«Волшебные звуки»

Цель: производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Ход игры: ребёнок называет картинки, определяет одинаковый звук в названиях картинок, вписывает букву, которая обозначает данный звук.

Игра «Составь и прочитай слово»

Игра «Составь и прочитай слово»

ЛИПА

ЛИПА

ЛУНА

ЛУНА

КУКЛА

КУКЛА

Игра «Волшебные кубики»

Игра «Волшебные кубики»

МАШИНА

МАШИНА

МИШКА

МИШКА

РАМА

РАМА

Успехов в работе!  Е. В. Кружкова, логопед ресурсного класса

Успехов в работе! Е. В. Кружкова, логопед ресурсного класса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!