СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

                 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

                 Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ»

Формирование функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Использования притч на уроках ОРКиСЭ как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость.

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКиСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и большой воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Притча имеет творческую основу и может служить хорошим материалом для развития читательской грамотности на уроках ОРКиСЭ.

Примеры организации работы с притчами.

1. Притча о человеке, построившем дом.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Анализ притчи

1. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

– Определите значение символов, используемых в притче:

• Дом – семья, жизнь, опора, защита…

• Камни правила, законы…

• Пламя – войны, беды, несчастья…

– Какие ценности рассматриваются в этой притче? - (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

– Какова основная мысль? – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?


Примерные вопросы к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

Демонстрация рисунков 4 группы учащихся.

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

1) Самостоятельное чтение притчи.

2) Обсуждение содержания текста, определение главной мысли.

- Как вы думаете, почему Добро отплатило на зло добром?

3) Подготовка к инсценированию.

4) Инсценировка притчи.

Итог:

«Чем больше мы делаем добра, тем больше его становиться в мире»

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать

зло».

Преподавание предметов духовно-нравственной направленности имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Задания, основанные на притчах, дают возможность получать духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии и много другой важной информации.

Анализ содержательной составляющей в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой для разработки заданий по формированию функциональной грамотности были выбраны следующие дидактические единицы:

  • Человек и природа

  • Здоровье как ценность

  • Традиции и обычаи

  • Права человека как ценность

  • Семья

Каждый блок представлен ситуацией, описанной в притче. Вопросы и задания развивают и дополняют исходный сюжет. Задания направлены на формирование глобальных проблем и понимание сущности межкультурных взаимодействий на уровне, соответствующем их образовательному опыту и потенциалу их контекстных знаний; сформированность познавательных (когнитивных) умений учеников, связанных с аналитическим и критическим мышлением на уровне, соответствующем возрасту и психологическим возможностям учащихся.

  1. Человек и природа

Прочитай притчу

Вырос в поле цветок и радовался:

солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…

А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Подумай и напиши, какую пользу приносит человеку природа__________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни, что милосердие - готовность помочь другому человеку, не ожидая награды, и готовность простить того, кто поступил с тобой плохо. Должен ли человек проявлять милосердие и к животным, и к растениям? В чем оно будет проявляться?

Милосердие к…

В чем проявляется

Животным

 

Растениям

 

Окружающей среде

 



Поставь + рядом с выражением, с которым ты согласен, и – рядом с выражением, с которым ты не согласен

  • Природа — это величественное творение Божие

  • Животные сами могут о себе позаботиться, человеку не нужно ухаживать за ними

  • Охрана природы – святой долг и обязанность каждого

  • Оставить один раз мусор после себя на природе – не страшно

  • Люди должны быть самыми активными друзьями природы

  1. Здоровье как ценность

Прочитай притчу

Однажды ученик подошел к своему учителю и спросил: «Почему говорят, что не в деньгах счастье, ведь за деньги можно купить всё?». На что учитель ответил: «За деньги можно купить еду, но нельзя купить аппетит. Можно купить кровать, но нельзя купить сладкий сон. За деньги можно нанять себе прислугу, но нельзя купить друзей. Можно купить хороший дом, но не купишь семейный уют и благополучие. Можно купить развлечения, но нельзя купить радость. Деньгами можно оплатить образование, но ум на деньги не приобретешь. И, самое главное, никакие деньги не принесут счастья, если нет у человека здоровья»



Отметь галочкой те правила, которые, на твой взгляд, помогут здоровому образу жизни:

  • Систематически выполнять физические упражнения

  • Заниматься только приятной тебе работой

  • Всегда иметь собственную точку зрения

  • Придерживаться правил рационального питания

  • Отказаться от вредных привычек в выходные дни

  • Спать при температуре 17-18 градусов

  • Относиться ко всему с любовью и нежностью

  • Заниматься активным умственным трудом

  • Периодически употреблять жареную пищу

Расставьте в порядке важности по вашему пониманию слова, определяющие основные ценности жизни. Первыми должны стоять самые необходимые для достижения счастья понятия.

СВОБОДА ЗДОРОВЬЕ СЛАВА ДЕНЬГИ СЕМЬЯ УВАЖЕНИЕ ТРУД ДРУЖБА ОБРАЗОВАНИЕ

Если вы считаете утверждение верным - ставьте (+), в обратном случае (-).

1. Здоровье зависит только от наследственности (от родительских генов)

2. Больше всего здоровье зависит от экологии.

3. Более здоровым является человек, у которого выше показатели в спорте.

4.Главная причина, от которой зависит моё здоровье - это моё поведение в жизни или образ жизни, который я веду.

5. Здоровье невозможно без удовлетворения своим социальным (материальными , жилищными условиями) положением.

6. Счастье невозможно без здоровья.

7. Не имея материального богатства, человек может быть счастливым.

8. Физическое здоровье - это когда человек не чувствует себя больным.

9. Духовное здоровье - это когда человек образован и хорошо воспитан.

10. Социальное здоровье - это когда человек богат и ни в чём не нуждается.

Соедините линией название групп факторов, влияющих на здоровье человека и группу критериев, относящихся к данному фактору.

Наследственность

Состояние воздуха, земли, воды, наличие вредных производств, уровень радиации

Образ жизни

Группа крови , рост вес, цвет волос, цвет глаз, врождённый иммунитет

Экология

Занятие физкультурой, закаливание, режим дня, питание, отказ от вредных привычек, хорошая успеваемость, морально-нравственные качества



  1. Традиции и обычаи

Прочитай притчу

Ходят по земле Жадность, Глупость и Зависть. Стараются людей поссорить. Шепчет правителю Жадность: «Там и травы зелёные, и камни твёрже, и бараны толще». Хочется правителю ту землю завоевать, да народ не идёт на войну: «В соседней стране тоже люди живут. Они нам ничего плохого не сделали». «Какие же они люди? - встревает Глупость. – У них и волосы не такие, и глаза другие. Что замышляют их головы?» Так и жили рядом, опасаясь и подозревая друг друга. Но с самых древних времён были мудрецы, которые говорили: «Все люди, все народы – братья, все достойны уважения. Все в праве одинаково радоваться солнцу, любить своих детей, иметь хлеб и крышу над головой, не страдать от голода и болезней. Но иногда нет – нет, да и услышишь: «Наш народ не то, что ваш!» Значит, ходит ещё где – то рядом Жадность, Глупость и Зависть. Если встретитесь с ними, вспомните, что говорит народная мудрость: «Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь».

Духовные традиции – главное богатство многонациональной России. 

Запиши в правом столбике «Да», если ты согласен с высказыванием, и «Нет», если не согласен

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе

 

Не обращай внимания на чужие проблемы, люди смогут разобраться сами

 

Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов.

 

Если человек другой национальности совершил плохой поступок, значит, эту национальность не нужно уважать

 

Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь

 

Изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную

 



Отметь галочкой предложения, с которыми ты согласен

  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.

  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.

  • Праздники учат уважать культуру других людей.

  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

Перечислите традиции и обычаи вашей национальности____________________________________________________________

Перечислите несколько традиций вашей семьи_____________________________________________________

4. Права человека как ценность

Прочитай притчу

Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находит дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды u солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен им?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Как вы считаете, прав ли был мудрец? Для чего людям нужны законы?___________________________________________________________________________________________________________________

Как называется основной закон нашей страны, который определяет Права и свободы человека___________________________________________________

Поставьте + рядом с теми правами, которыми обладает человек

Право на жизнь

 

Право на оскорбление другого человека

 

Право на образование

 

Право на медицинскую помощь

 

Право на отдых

 

Право на вход в чужое жилище без разрешения хозяина

 

Право на присвоение себе чужой вещи

 

Право на выбор вероисповедания

 



Поставь справа от высказывания букву П, если ты считаешь, что это право человека, или букву О, если считаешь, что это обязанность человека.

Свободно мыслить и говорить

 

Защищать свою Родину

 

Иметь жилище

 

Жить и воспитываться в семье

 

Платить налоги

 

Получить основное общее образование

 

Уважать права и свободы других людей

 

Участвовать в политической жизни страны

 











5. Семья

Прочитай притчу

Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.

На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.

Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.

На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.

Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!
И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол и стали ждать, пока мама накроет обед.

На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.

Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.

На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.

Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? — посмотрел на детей отец.
— Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.





Заполни таблицу, запиши свое мнение

Идеальная мама…

 

Идеальный папа…

 

Идеальный сын…

 

Идеальная дочь…

 

 

 

 

 

 

Ценности: уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, карьерный рост, доверие

 

Запиши в таблицу семейные ценности. В верхнем ряду расположи самые важные, на твой взгляд, ценности в семье, без которых нельзя обойтись. В среднем ряду – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. В нижнем ряду расположи ценности желаемые, но не обязательные.