СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере упражнений из УМК «Английский язык» для 4-8 классов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. выпускает издательство «Русское слово».   Подготовила  учитель английского языка МБОУ СОШ с. Норовка Сазыкина Наталия Ивановна

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере упражнений из УМК «Английский язык» для 4-8 классов Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. выпускает издательство «Русское слово».

Подготовила

учитель английского языка

МБОУ СОШ с. Норовка

Сазыкина Наталия Ивановна

Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).

Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(А. А. Леонтьев).

читательская грамотность математическая грамотность естественнонаучная грамотность  Направления  формирования функциональнойграмотности финансовая грамотность глобальные компетенции креативное мышление

читательская грамотность

математическая грамотность

естественнонаучная грамотность

Направления

формирования

функциональнойграмотности

финансовая грамотность

глобальные компетенции

креативное мышление

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности: задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; в каждом из заданий описывается жизненная ситуация; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и ясным языком; используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

  • задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком;
  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Формирование математической грамотности Данное упражнение предлагается в учебнике за 4 класс. Здесь необходимо самостоятельно составить и написать в тетради арифметические примеры, изучив арифметические действия и упр.1, 2.

Формирование математической грамотности

Данное упражнение предлагается в учебнике за 4 класс. Здесь необходимо самостоятельно составить и написать в тетради арифметические примеры, изучив арифметические действия и упр.1, 2.

Формирование финансовой грамотности на примере упражнений из учебника за 7 класс В данном диалоге дается совет, что подарить другу, после этого предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между парнем и девушкой о покупке подарка, используя каталог из упр.3 . Цена указана на товар.

Формирование финансовой грамотности на примере упражнений из учебника за 7 класс

В данном диалоге дается совет, что подарить другу, после этого предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между парнем и девушкой о покупке подарка, используя каталог из упр.3 . Цена указана на товар.

Формирование естественнонаучной грамотности В данном упражнении из учебника за 8 класс предлагается 1) сопоставить слова с описаниями 2) по заголовку определить о чем текст 3) прочитать и узнать о чем текст 4) прочитать текст и ответить на вопросы 5)прочитать текст, выбрать правильные слова 6) проект.

Формирование естественнонаучной грамотности

В данном упражнении из учебника за 8 класс предлагается 1) сопоставить слова с описаниями 2) по заголовку определить о чем текст 3) прочитать и узнать о чем текст 4) прочитать текст и ответить на вопросы 5)прочитать текст, выбрать правильные слова 6) проект.

Формирование читательской грамотности Данное упражнение предлагается в учебнике за 4 класс. Необходимо посмотреть на картинки и прогнозировать о чем эти интервью.  Прочитать два интервью. Прочитать предложения и выбрать верное слово. Разыграть диалог-интервью. Написать письмо.

Формирование читательской грамотности

Данное упражнение предлагается в учебнике за 4 класс.

Необходимо посмотреть на картинки и прогнозировать о чем эти интервью.

Прочитать два интервью.

Прочитать предложения и выбрать верное слово.

Разыграть диалог-интервью.

Написать письмо.

Формирование глобальной компетенции на примере упражнения из учебника за 8 класс В данном задании описываются экологические проблемы во всем мире. Здесь говорится о том, какое влияние каждый из нас оказывает на планету. Учащимся предлагается до чтения текста и выполнить упр 1. угадать ответы, затем послушать, прочитать и проверить. Предлагается закончить предложения. В качестве домашнего задания предлагается ответить на вопрос Как ты можешь помочь окружающей среде?

Формирование глобальной компетенции на примере упражнения из учебника за 8 класс

В данном задании описываются экологические проблемы во всем мире. Здесь говорится о том, какое влияние каждый из нас оказывает на планету. Учащимся предлагается до чтения текста и выполнить упр 1. угадать ответы, затем послушать, прочитать и проверить.

Предлагается закончить предложения. В качестве домашнего задания предлагается ответить на вопрос Как ты можешь помочь окружающей среде?

Формирование креативного мышления Данное упражнение из учебника за 7 класс. Здесь предлагается познакомиться с текстом ,выполнить упражнения после прочтения текста. В качестве креативного задания предлагается вообразить в группе свое жилище-логово, изобразить его, написать и рассказать, что находится внутри жилища.

Формирование креативного мышления

Данное упражнение из учебника за 7 класс. Здесь предлагается познакомиться с текстом ,выполнить упражнения после прочтения текста. В качестве креативного задания предлагается вообразить в группе свое жилище-логово, изобразить его, написать и рассказать, что находится внутри жилища.

Читательская грамотность – это одно из базовых направлений функциональной грамотности В настоящее время особенно остро стоит проблема обучения  школьников различным способам мыследеятельности, которая позволяет не просто действовать по образцу или шаблону, а мыслить самостоятельно на основе имеющихся способов.  К познавательным умениям относится и умение  ученика работать с информацией, в том числе с текстами

Читательская грамотность – это одно из базовых направлений функциональной грамотности

  • В настоящее время особенно остро стоит проблема обучения  школьников различным способам мыследеятельности, которая позволяет не просто действовать по образцу или шаблону, а мыслить самостоятельно на основе имеющихся способов.
  • К познавательным умениям относится и умение  ученика работать с информацией, в том числе с текстами
К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся: - большой объем неадаптированного текста; - интегрированные задания; - задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

- большой объем неадаптированного текста;

- интегрированные задания;

- задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

К  сплошным текстам  относят тексты, читаемые в повседневной жизни: описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
  • К  сплошным текстам  относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
  • THE MASK OF BEAUTY
  •  
  • 1. ________________________
  • The green ocean sparkles in the sunshine and tall palm trees wave gently in the wind. Young women roller-skate along the pavement, a young sun-tanned lifeguard walks along the beach. This is Huntingdon Beach, just south of Los Angeles, where everyone seems to be young and beautiful.
  • 2. _________________________
  • It is also the home of successful surgeon, Dr Stephen Marquardt, who believes that he has discovered a scientific formula for measuring beauty. And in a city like Los Angeles, where being attractive means everything, this kind of knowledge could be worth a fortune.
  •  
  • 3. _________________________
  • He is by no means the first person to try to discover exactly what makes people attractive. The ancient Greeks were among the first to look into the question. Plato believed that it should be possible to define a beautiful face in terms of mathematics. Over the centuries, others continued the hunt for the formula, but without any real success.
  •  
  • 4. _________________________
  • Dr Marquardt, however, says he has now found the answer. He has developed a practical way of measuring beauty, which he calls “the mask”. This is the series of lines and shapes making up a face. There are specific, set distances between all the features and the outside shape, and it shows the exact proportions that the ideally beautiful face should have.
  •  
  • 5.__________________________
  • By laying the mask over a photograph of a face, it is possible to see how attractive someone is – the more a face fits the mask, the more beautiful it is said to be. The fact that the mak can measure the beauty of men, women and people, of different races makes it a particularly useful instrument.
  •  
  •  
  • 6. __________________________
  • It is alarming to think that, if we all start changing the way we look, there may soon be thousands of individuals wandering the streets of Los Angeles looking exactly the same. But it is even more alarming that people may begin to think they are unattractive if their face does not have the proportions of Dr Markquardt's mask.
  • 7. __________________________
  • This would be a great mistake, because there are two sorts of beauty – one is the beauty of the mask, the measurable beauty of the face. The other sort is the kind that we see when we love someone, a much more powerful, enduring beauty that comes from the heart. This is the beauty expressed by poets, the beauty that does not fade, and it is something that no plastic surgeon on earth can give you.
1.  Read the text and choose the headings for each paragraph.   a. An adaptable tool b. The latest solution c. An unsuccessful search d. Forever beautiful e. An important discovery? f. The face without lines g. Worrying thoughts h. Land of youth and beauty   2.   Read the sentences and write T(true), F (false), NS (Not stated): a. You can see attractive people on the beaches of Los Angeles. T/F/NS. b. To be attractive is a crucial point in the career in movies. T/F/NS. c. Roman people were first to think about how beauty is important for success. T/F/NS. d. Dr Marquardt invented a set of rules to measure the beauty of face. T/F/NS. e. The mask can measure the beauty of all human faces. T/F/NS. f. Dr Marquard's mask can be harmful for human self-esteem. T/F/NS. g. There are three sorts of beauty. T/F/NS.
  • 1.  Read the text and choose the headings for each paragraph.
  •  
  • a. An adaptable tool
  • b. The latest solution
  • c. An unsuccessful search
  • d. Forever beautiful
  • e. An important discovery?
  • f. The face without lines
  • g. Worrying thoughts
  • h. Land of youth and beauty
  •  
  • 2.   Read the sentences and write T(true), F (false), NS (Not stated):
  • a. You can see attractive people on the beaches of Los Angeles. T/F/NS.
  • b. To be attractive is a crucial point in the career in movies. T/F/NS.
  • c. Roman people were first to think about how beauty is important for success. T/F/NS.
  • d. Dr Marquardt invented a set of rules to measure the beauty of face. T/F/NS.
  • e. The mask can measure the beauty of all human faces. T/F/NS.
  • f. Dr Marquard's mask can be harmful for human self-esteem. T/F/NS.
  • g. There are three sorts of beauty. T/F/NS.
  Correct the mistakes in the sentences :   a. Dr Stephen Marquardt believes that he has discovered a scientific formula for measuring health. ____________________________________________________________________ b. Plato believed that it should be possible to define a beautiful face in terms of biology. ____________________________________________________________________ c. Dr Stephen Marquardt has developed a practical way of measuring beauty, which he calls “the coat”. ____________________________________________________________________ d. By laying the mask over a photograph of a face, it is possible to see how clever someone is – the more a face fits the mask, the more beautiful it is said to be. ____________________________________________________________________ e. But it is even more alarming that people may begin to think they are stupid if their face does not have the proportions of Dr Markquardt's mask. ____________________________________________________________________ f. There are two sorts of beauty – one is the beauty of the mask, the undescribable beauty of the face. The other sort is the kind that we see when we love someone, a much more intelligent, enduring beauty that comes from the heart.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________      

  Correct the mistakes in the sentences :

  •  
  • a. Dr Stephen Marquardt believes that he has discovered a scientific formula for measuring health.
  • ____________________________________________________________________
  • b. Plato believed that it should be possible to define a beautiful face in terms of biology.
  • ____________________________________________________________________
  • c. Dr Stephen Marquardt has developed a practical way of measuring beauty, which he calls “the coat”.
  • ____________________________________________________________________
  • d. By laying the mask over a photograph of a face, it is possible to see how clever someone is – the more a face fits the mask, the more beautiful it is said to be.
  • ____________________________________________________________________
  • e. But it is even more alarming that people may begin to think they are stupid if their face does not have the proportions of Dr Markquardt's mask.
  • ____________________________________________________________________
  • f. There are two sorts of beauty – one is the beauty of the mask, the undescribable beauty of the face. The other sort is the kind that we see when we love someone, a much more intelligent, enduring beauty that comes from the heart. ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________
  •  
  •  
К  несплошным текстам  относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
  • К  несплошным текстам  относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
Примеры «несплошных» текстов Задачи данного упражнения: 1.  Развитие умений ознакомительного чтения. 2.  Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста.

Примеры «несплошных» текстов

Задачи данного упражнения:

1.  Развитие умений ознакомительного чтения.

2.  Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста.

1.  Read the poster. What is the main aim of this text? 2.  Where can we find this poster? 3.  Correct the mistakes in the sentences

1.  Read the poster. What is the main aim of this text?

2.  Where can we find this poster?

3.  Correct the mistakes in the sentences

  Пример работы с несплошным текстом   Объектом несплошной информации является билет на междугородний автобус.

Пример работы с несплошным текстом Объектом несплошной информации является билет на междугородний автобус.

      Учебная задача:  «Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы». Далее учитель задает вопрос или группу вопросов под каждую группу заданий.    Вторая группа заданий: формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте Задание 1.  Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?  Задание 2.  Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка?

Учебная задача:  «Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы». Далее учитель задает вопрос или группу вопросов под каждую группу заданий.

Вторая группа заданий: формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте

Задание 1.  Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус? Задание 2.  Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка?

Третья группа: обобщение информации. Задание 1.  Какие номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места? Четвертая группа: анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Задание 1.  Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.  Задание 2.  Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
  • Третья группа: обобщение информации.
  • Задание 1.  Какие номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
  • Четвертая группа: анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  • Задание 1.  Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия. Задание 2.  Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
Первые шаги по работе с несплошными текстами делаются уже в начальной школе. Обучение грамматике- таблицы.
  • Первые шаги по работе с несплошными текстами делаются уже в начальной школе.
  • Обучение грамматике- таблицы.
 Мы учимся не для школы, а для жизни

  • Мы учимся не для школы, а для жизни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!