СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь молодому учителю: обзор публикаций по формированию функциональной грамотности «Математика для жизни»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь молодому учителю: обзор публикаций по формированию функциональной грамотности «Математика для жизни»

 

В данной публикации рассмотрены рекомендации для учителей математики по формированию функциональной грамотности по математике, даны интернет-источники, в которых этот вопрос широко освещен.

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие педагога со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования – оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Методика формирования функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации нацелена на формирование функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации в совместной деятельности учителя и учащихся. Предполагает последовательное включение учащихся в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей учащихся. Определяя необходимость формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов деятельности и создание ситуаций развития личностного опыта учащихся, используются в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла, усложняющиеся упражнения и задания, направленные на преодоление коммуникативных трудностей учащихся.

Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.

Функциональная грамотность в сфере коммуникации – это уровень образованности, индивидуально-личностный результат образования, характеризующийся способностью личности к общению и коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием знаний норм общения и правил создания текстов/утверждений, навыков работы с информацией, служащие основанием развития ключевых коммуникативных компетенций личности.

Качество функциональной грамотности учащихся по предметам естественно-математического цикла – определенный уровень усвоения учащимися содержания обучения предметов на уровне основного среднего образования, соответствующей ФГОС.

Предметы естественно-математического цикла на уровне основного среднего образования способствует у учащихся формированию функциональной грамотности в сфере коммуникации следующими пунктами:

- формирования знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста/высказывания;

- развития умения решать практические и прикладные задачи;

- использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях;

- развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Трудности формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации – это переживаемые учащимися препятствия в общении и коммуникации, обусловленные возникающим несоответствием между характеристиками функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации и субъективными личностными возможностями.

Процесс формирования функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации непрерывен и протекает в течение всего времени обучения в школе.

Педагогу, а тем более молодому специалисту, катастрофически не хватает времени для поиска и изучения научных и практических материалов, в том числе и по данной теме, наработки практического материала. Ниже приведен список интернет-источников, в которых представлены материалы коллег как теоретической так и практической направленности:

- теоретический материал представлен в источниках 1, 4, 6, 7, 13;

- методические рекомендации рассмотрены в источнике 14;

- примеры задач – в 1, 2, 6, 9, 10, 15;

- в источнике 8 приведены задания трех уровней сложности PISA;

 - разработки и фрагменты уроков – в источниках 3, 5, 7, 11, 15;

 - в 12 источнике – разработка мастер-класса на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».

Вначале работы можно воспользоваться наработками других учителей, а со временем появятся и свои. Тогда ими можно будет также поделиться с коллегами, в том числе и на просторах Интернета.

Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет задания, приведенные в данных источниках, на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся – это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.

 

Список интернет-источников

 

  1. Проектная работа: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики" (imfourok.net)
  2. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики - математика, разное (mega-talant.com)
  3. Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики. (multiurok.ru)
  4. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (minobr63.ru)
  5. К вопросу формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики (из опыта работы) (1sept.ru)
  6. Формирование функциональной грамотности на уроках математики (znanio.ru)
  7. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики (intolimp.org)
  8. Развитие функциональной математической грамотности (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
  9. Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Математика | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)
  10. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5-6-х классах общеобразовательной школы (allbest.ru)
  11. Урок математики в системе формирования математической функциональной грамотности / Открытый урок (open-lesson.net)
  12. Мастер-класс «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся» | Международный образовательный портал «Азбука.kz» (azbyka.kz)
  13. Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Статья по математике: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  14. Методические рекомендации по формированию математической функциональной грамотности школьников. (imfourok.net)
  15. Формирование функциональной грамотности на уроках математики – одна из основных задач современного образования. - всем учителям, мероприятия (kopilkaurokov.ru)

 

Просмотр содержимого документа
«В помощь молодому учителю: обзор публикаций по формированию функциональной грамотности «Математика для жизни»»


В помощь молодому учителю: обзор публикаций по формированию функциональной грамотности «Математика для жизни»


В данной публикации рассмотрены рекомендации для учителей математики по формированию функциональной грамотности по математике, даны интернет-источники, в которых этот вопрос широко освещен.


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие педагога со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования – оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Методика формирования функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации нацелена на формирование функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации в совместной деятельности учителя и учащихся. Предполагает последовательное включение учащихся в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей учащихся. Определяя необходимость формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов деятельности и создание ситуаций развития личностного опыта учащихся, используются в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла, усложняющиеся упражнения и задания, направленные на преодоление коммуникативных трудностей учащихся.

Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.

Функциональная грамотность в сфере коммуникации – это уровень образованности, индивидуально-личностный результат образования, характеризующийся способностью личности к общению и коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием знаний норм общения и правил создания текстов/утверждений, навыков работы с информацией, служащие основанием развития ключевых коммуникативных компетенций личности.

Качество функциональной грамотности учащихся по предметам естественно-математического цикла – определенный уровень усвоения учащимися содержания обучения предметов на уровне основного среднего образования, соответствующей ФГОС.

Предметы естественно-математического цикла на уровне основного среднего образования способствует у учащихся формированию функциональной грамотности в сфере коммуникации следующими пунктами:

- формирования знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста/высказывания;

- развития умения решать практические и прикладные задачи;

- использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях;

- развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Трудности формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации – это переживаемые учащимися препятствия в общении и коммуникации, обусловленные возникающим несоответствием между характеристиками функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации и субъективными личностными возможностями.

Процесс формирования функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации непрерывен и протекает в течение всего времени обучения в школе.

Педагогу, а тем более молодому специалисту, катастрофически не хватает времени для поиска и изучения научных и практических материалов, в том числе и по данной теме, наработки практического материала. Ниже приведен список интернет-источников, в которых представлены материалы коллег как теоретической так и практической направленности:

- теоретический материал представлен в источниках 1, 4, 6, 7, 13;

- методические рекомендации рассмотрены в источнике 14;

- примеры задач – в 1, 2, 6, 9, 10, 15;

- в источнике 8 приведены задания трех уровней сложности PISA;

- разработки и фрагменты уроков – в источниках 3, 5, 7, 11, 15;

- в 12 источнике – разработка мастер-класса на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».

Вначале работы можно воспользоваться наработками других учителей, а со временем появятся и свои. Тогда ими можно будет также поделиться с коллегами, в том числе и на просторах Интернета.

Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет задания, приведенные в данных источниках, на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся – это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.


Список интернет-источников


  1. Проектная работа: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики" (infourok.ru)

  2. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики - математика, разное (mega-talant.com)

  3. Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики. (multiurok.ru)

  4. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (minobr63.ru)

  5. К вопросу формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики (из опыта работы) (1sept.ru)

  6. Формирование функциональной грамотности на уроках математики (znanio.ru)

  7. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики (intolimp.org)

  8. Развитие функциональной математической грамотности (xn--j1ahfl.xn--p1ai)

  9. Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Математика | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

  10. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5-6-х классах общеобразовательной школы (allbest.ru)

  11. Урок математики в системе формирования математической функциональной грамотности / Открытый урок (open-lesson.net)

  12. Мастер-класс «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся» | Международный образовательный портал «Азбука.kz» (azbyka.kz)

  13. Формирование функциональной грамотности на уроках математики | Статья по математике: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

  14. Методические рекомендации по формированию математической функциональной грамотности школьников. (infourok.ru)

  15. Формирование функциональной грамотности на уроках математики – одна из основных задач современного образования. - всем учителям, мероприятия (kopilkaurokov.ru)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!