СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики.»

Формирование функциональной грамотности школьников.

Математика в быту.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.

В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA. Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:

1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5 % от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6 %);

2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2 % от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР – 16 % участников);

3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6 % от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР – 20,5 %).

В то же время в исследовании TIMSS казахстанские школьники демонстрируют высокие результаты.

      Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом. Закономерно, что с середины XX века проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, ООН объявила 2003-2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия. Условно уровень функциональной грамотности отмечается в утверждении: «Современный гражданин должен знать и уметь» и определяется для каждой страны с учетом культурной и региональной специфики.

Вследствие расширения хронологических границ приобретения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному увеличению. Формирование функциональной грамотности школьников выступает основой для дальнейшего развития компетентности будущих студентов, специалистов. Таким образом, актуальность исследования определяется объективной необходимостью подготовки образованного выпускника, осознающего потребность в повышении уровня функциональной грамотности, то есть повышении уровня умений пользоваться информацией, самостоятельно устанавливать обобщённые цели и задачи деятельности и быстро  адаптироваться к уже сложившейся системе отношений.

Анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме функциональной грамотности, а также сравнительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе средней школы противоречия

- между требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускника школы современной концепцией среднего образования, и практикой обучения, сложившейся в рамках знаниевой образовательной парадигмы;

- между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем функциональной грамотности и её недостаточным уровнем у учащихся старшего звена;

- между возможностями естественно- математических дисциплин и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования функциональной грамотности, содействующей развитию компетентности выпускников школы в рамках реализации концепции «образование через всю жизнь».

Основные положения:

1. Функциональная грамотность школьников определяется как уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного общего среднего образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

Функциональная грамотность выпускника средней школы является структурным компонентом учебно-познавательной компетентности.

Структуру функциональной грамотности ученика средней школы составляют мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент. Основной единицей содержания функциональной грамотности является задача. 

2. Естественно- научные дисциплины, являясь важной частью технического образования и подготовки современного выпускника школы к дальнейшему обучению, предоставляют для формирования функциональной грамотности школьников следующие возможности:

1) обеспечение взаимосвязи предпрофильной и профильной подготовки и культурного развития личности;

2) обеспечение достижения целей и понимания прикладного значения естественно-научных дисциплин для выбора будущей профессии;

3) обеспечение выработки умений наибольшей степени обобщенности (познавательные, обобщённые, организационные умения), на основе которых формируются основные умения школьников, развивается творческое техническое мышление;

4) обеспечение ориентации на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». 

3. Педагогическими условиями формирования функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников, являются: содержательные условия, нацеленные на обеспечение построения содержания курса физики с учётом ориентации на самопознание, саморазвитие личности будущего выпускника на основе компетентностного подхода; технологические условия, направленные на обеспечение технологического компонента формирования функциональной грамотности, предполагающих применение в данном процессе преподавателями современных педагогических технологий; организационные условия, направленные на обеспечение включения учащихся средней школы в процесс деятельности по формированию функциональной грамотности. 

4. Эффективность реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетенции школьников в процессе изучения физики, диагностируется по следующим критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный, которые соотносятся со структурными компонентами функциональной грамотности. Определяется три уровня сформированности функциональной грамотности: оптимальный, допустимый и критический.
Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к

условиям микросоциума. 
Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность, каковы ее индикаторы и характеристики умений, раскрывающих содержание каждого индикатора. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности. 
В Национальном плане определены 3 области формирования грамотности: 
• грамотности чтения; 
• естественнонаучной грамотности; 
• математической грамотности. 
Таким образом, акцент должен быть сделан на: 
1. средствах формирования грамотности чтения 
2. средствах формирования математической грамотности 
3. средствах формирования индикаторов функциональной грамотности 
Средства формирования индикаторов функциональной грамотности. 
Согласно исследованиям доктора педагогических наук Вершловского С.М. в России уже проводятся исследования функциональной грамотности выпускников школ. Разработаны индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание. 
Применительно к математике рассмотрим виды грамотности и умения, используемые в практике работы средства формирования: 
Индикаторы функциональной грамотности: Умения (эмпирические показатели), Средства формирования 
Общая грамотность Написать сочинение, реферат Домашние задания 
Считать без калькулятора Упражнения «Устный счет» 
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов Дидактические игры «Колесо фортуны», «Своя игра» 
Компьютерная Искать информацию в сети интернет Проекты, домашние задания по объяснению терминологии 
Пользоваться электронной почтой Отправка результатов работы учителю, дистанционные конкурсы 
Создавать и распечатывать тексты Выполнение заданий с персонального сайта, проекты, рефераты, сообщения 
Работать с электронными таблицами КОЗ 
Использовать графические редакторы КОЗ, задания 
Коммуникативная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий Проекты, рефераты, сообщения 
Читать чертежи, схемы, графики КОЗ 
Анализировать числовую информацию Проекты, исследования, использование статданных, в том числе регионального компонента 
Использовать информацию в интернет Проекты, рефераты, сообщения 
Коммуникативная Работать в группе, команде Групповые формы работы, групповые проекты
Не поддаваться колебаниям своего настроения Рефлексия в течение урока 
Организовывать работу группы Командные игры, задания 
Приспосабливаться к новым условиям и требованиям Смена учителей при замещении учителя 
Вертикальное измерение грамотности представляется соответствующей шкалой, согласно которой респонденты оценивают уровень владения данным умением +1 – «Да, умею», -1 «Нет , не умею», 0 - «Затрудняюсь ответить». 
Средства развития грамотности чтения: 
Для определения средств развития навыков функционального чтения мною используются материалы курса https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/home 
Курс "Развитие навыков функционального чтения", согласно которому основной способ развития функционального чтения – работа с текстом 
Средства формирования математической грамотности. 
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. 
Компоненты математической грамотности: 
- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; 
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; 
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции. 
Средства развития математической грамотности, применимы через: 
практико-ориентированный подход; 
дифференцированный подход; 
развивающий и системно-деятельностный подходы. 
Умения, применительно к математическому содержанию: 
умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее); 
умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный); 
умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы) 
умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы) 
умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке) 
умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях) 
Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений 
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности 
1. Низкий уровень вычислительных навыков 
2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении) 
3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) 
• Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з. 
3. Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление 
4. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.) 
Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий: 
компетентностные задания (задачи международного исследования РISA, КОЗы);
интегрированные задания (математика-информатика, физика-математика, экономика-математика, астрономия-математика, география-математика).
Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады, веб-квесты). 
Персональный сайт 
• создаёт условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, раскрытия творческого потенциала учащихся; 
• дополняет учебник теми элементами, которые он реализовать не может;(интерактивные упражнения, он-лайн тестирование, видеоуроки, сборники тестов для самоподготовки); 
• обеспечивает учебно-методическое сопровождение учебного предмета;(презентации к урокам, лекции и т.д., раздаточный материал); 
• позволяет осуществлять различные виды контроля и подготовку к нему (к ЕНТ, ВОУД, текущий и промежуточный контроль, тренажеры) 
• самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования, позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения; 
• Использование интерактивных упражнений, созданных с помощью веб-сервиса http://learningapps.org/;
Онлайн-тестирование с помощью сервиса http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx; 
Видеоуроки. 
Нереализованные возможности: 
использование таких средств как современные сервисы и инструменты (представлены в виде схемы «Блум 2.0»). 
Данные формы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Данные диагностики уровня информационной и технологической культуры, познавательной активности, результаты внешней и внутренней оценки качества обучения, анализ личных достижений обучающихся подтверждают эффективность созданных педагогических условий.

Приведу пример формирования функциональной грамоты на уроках математики в 5 классе при выполнении проекта «Составление сметы на ремонт кабинета».

В проектной задаче описывается квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, - требуется провести экономический расчет и вычислить, какая сумма необходима на ремонт класса, а также выбрать наиболее экономный вариант. В предложенной проектной задаче проверяются умения находить площадь сложных фигур, решать задачи разных типов, производить действия с величинами, а также способствует формированию умения работать с информацией

Было поставлено конкретное задание – подобрать самый выгодный вариант.

Учащиеся класса произвольно были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила конкретное задание для работы.

Группа 1. Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.

Округлите результат до целых.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для ремонта парт и стульев.

Дополните текст задачи полученными данными и произведите необходимые расчеты: «Какое количество белой краски потребуется для покрытия парт и стульев площадью________м2? Сколько будет стоить ? ___________ В каком из магазинов выгоднее купить? ___________________________».

Учтите, что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Дополните текст задачи полученными данными и произведите необходимые расчеты: «Сколько банок краски и какой массы потребуется для покраски парт и стульев площадью ________ м2? Где выгоднее купить?»_____________________________

Учтите, что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным. Расход краски: 1 кг на 8 м2. Внесите полученный результат в смету расходов.

Дополните текст задачи полученными данными и произведите необходимые расчеты: «Какое количество болтов и гаек, валиков, кистей, черной краски, ванночек, колера и в каком из магазинов нужно купить для ремонта?». Учтите, что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.

Внесите полученный результат в смету расходов.

Вычислите общую стоимость строительных материалов, необходимых для ремонта парт и стульев. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов (на покраску парт и стульев),площадь которых________________м2.

Наименование товара

Место покупки

Цена

Количество

Стоимость



















































Итого



Для выполнения заданий учащиеся должны были узнать количество расходных материалов, их стоимость. Выполняя данные задания, ученики научились работать в группе, выполнять измерения, добывать информацию используя прайс-листы, работать в интернете и т.д.

Один представитель от каждой группы представляет результаты работы и заносит их в общую таблицу. (Таблица спроецирована на экран, необходимы данные вносятся представителями групп по мере решения задач). В результате составлена смета экономичного ремонта кабинета.

умение учащихся пользоваться информацией, представленной в разных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения;

сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи;

умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах;

перевод описания квазиреальной ситуации на математический язык;

овладение способом выполнения действий с величинами и решения;

работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

Учащимися демонстрировались:

усвоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях;

умение, работая в группе, создать конечный “продукт”- смета расходов на ремонт одного из объектов класса и представить свои результаты.

Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы.

Оценка взаимодействия в группе фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат.

В процессе работы формировались



В результате были достигнуты три основные цели. Первая - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). Вторая - компьютерные и информационные умения. Третья - коммуникативные умения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!