СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности(читательской) на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы для формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности(читательской) на уроках в начальной школе»

Доклад на семинаре по СДОК:

Формирование функциональной грамотности(читательской)

на уроках в начальной школе










Подготовила:

учитель начальных классов,

Петрова А.П.

Дата проведения:15.022023 г.

с. Джида



Начальное образование является базой для основного общего образования.Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Конечно очень важно давать глубокие знания по предмету, но надо научить детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих учеников идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

При этом:

формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

ВПР по всем предметам включает задания,выявляющие функциональную грамотность.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

 1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией (читать,прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Оно создает базу не только для успешности на уроках русского язы ка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Приёмы для формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). :

1.  Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).

  1. Просмотрите иллюстрации к тексту.

  2. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст, предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут. Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.

Обращаем внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.

Наиболее распространенные приемы которые использую :

 «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например, На горке Н. Носов).

       «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

  2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

  3. Верите ли вы, что история будет нас чему-то учить?

 Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.

Обсуждение может идти по-разному. Варианты:

  • Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ/повесть/роман.


  • Прием "Корзина идей" — также позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведени

II этап. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

     2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.  Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

        Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

         «Чтение про себя с вопросами»

Цель  научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Дети работают в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

       «Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

       «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

     «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

  «Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний»

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • Котька убежит домой чтобы не узнали, что это он испортил горку.

  • Котька скажет, что это не он.

  • Котька позовёт кого- нибудь и сделает как было.

  • Придут ребята, и они вместе будут востанавливать горку.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

  1. Смысловая  беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Нужно учить учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.

Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.

    Затем следуют творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы -(– это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.Жанр – компонент художественной формы.)

Приёмы  послетекстовой деятельности:

      «Тайм-аут» Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

- Определим порядок событий в рассказе.  Для этого выполним Задание : обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

______________________ Котька Чижов не помогал строить горку.

______________________ Котька вышел на улицу когда ребята ушли.

______________________Котька не смог забраться на горку.

______________________ Котька посыпал горку песком.

______________________Ребята высказывают недовольство, что горка испорчена.

_____________________Котька засыпал горку снегом, а ребята полили водой.

_____________________Котька сделал ступеньки.

  Прочитайте названия событий, происходящих в рассказе.

   - В каком порядке развиваются события в рассказе?

  1. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах  Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.

1.Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".

2.Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.

 Можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д.

3. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.

4. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).

Приемы «Чтение с остановками» (Как работать со стратегией "чтение с остановками"?)

Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы" или "Ромашка Блума".

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д)

Метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы ,

 «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному рассказу, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль рассказа. (Сам кашу заварил, сам и расхлебывай" - Котька сначала натворил, но потом он исправляется. "Умел ошибиться, умей и исправиться" - Котька вовремя осознал свои ошибки и смог все исправить. "Поспешишь - людей насмешишь" - Котька поспешил посыпать горку песком, совсем не подумав о последствиях. "Труд делает человека умелым"  и т.д.)

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Закончить своё выступление хочу словами К.Д . Ушинского:

Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.