Сформированность функциональной грамотности как залог успешной сдачи ОГЭ по обществознанию
Темой моего выступления сегодня, является проблема объективного оценивания развернутых ответов на ОГЭ по обществознанию. И вопрос не в объективности оценивания со стороны учителя. Здесь достаточно все просто, так как к заданиям всегда для проверки есть четкие критерии оценивания и прописаны количество баллов за каждый ответ.
Проблема заключается в том, что у учащихся с несформированной функциональной грамотностью нет возможности правильно оценить свой ответ по данным заданиям, что приводит к его невыполнению и в конечном результате получению неудовлетворительной отметки по экзамену.
Сразу следует отметить, что чаще всего под функциональной грамотностью имеют ввиду уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.
Под функциональной грамотностью понимают также результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Но в контексте обозначенной мной проблемы во главу угла ставиться чтение текста и составление правильного развернутого ответа по заданиям к нему.
Предметы гуманитарного цикла «История», «Обществознание» обладают рядом общих приемов формирования функциональной грамотности: позволяют прорабатывать с обучающимися задания, направленные на развитие интегративных и предметных компонентов.
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
-
компьютерная грамотность: умение искать информацию в сети Интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы;
-
информационная грамотность: умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию;
-
коммуникативная грамотность: умение работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;
-
грамотность при решении бытовых проблем: умение использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;
-
правовая и общественно-политическая грамотность: умение отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Все это помогает при выполнении заданий по финансовой грамотности и при ответах на вопросы к тексту, где необходимо проиллюстрировать теоретические положения из текста или дать собственное объяснение обозначенной проблеме.
Чтобы учащийся смог правильно оценить собственный ответ на экзамене и скорректировать его при понимании допущенной ошибки уроки истории и обществознания для решения проблемы оценивания используются следующие средства:
-
функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
-
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) – предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
-
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
-
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
-
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
-
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой – входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
Как пример методов для развития необходимых навыков можно привести прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
Модель Фрейера. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры.
Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.
Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, необходимо определить, что между ними общего. Или наоборот: даны слова и необходимо выбрать одно или два слова, которые лишние в приведённом списке терминов и понятий.
Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которой оно указано.
Такие задания важны, т.к. задания ОГЭ и ЕГЭ в большей степени направлены на проверку функциональной грамотности обучающихся и при выполнении подобных заданий и формируются необходимые навыки.
На своих уроках по обществознанию я применяю эти методы следующим образом.
Урок обществознания 11 класс. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».
Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и т.д.).
Уроки истории и обществознания. Терминологический диктант. Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях «ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя (или соседа). Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Часто такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.
Модель Фрейер. Тренируемся на отдельных листах с термином «Государство» (9 класс – обществознание). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и будут определяющие признаки:
1) единая территория
2) население
3) публичная власть
4) суверенитет
5) законодательная деятельность
6) монополия на применение силы.
Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия «государство». Государство – это общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса:
1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация.
Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ (№5) и государство (№7)
Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, обучающимся нужно определить, что между ними общего.
Пример: федерация, конфедерация, содружество (общее – это формы национально-государственного устройства).
Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера 2) догматы 3) храм 4) религия 5) прихожане.
Конечно, приемов работы по формированию функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и навыки, воспитывать внутреннюю самооценку, повышать учебную мотивацию учеников.
При работе над формированием функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.
Возникает вопрос, как приведенные примеры способствуют выполнению заданий по ОГЭ или ЕГЭ, когда необходимо из текста выбрать отрывки, отвечающие на поставленный вопрос или составить план. Если учащийся в полной мере овладел терминологией и базовыми понятиями темы, то опираясь на свои знания он без труда выделит главные смысловые единицы в предложениях и выпишет их в полном объеме, а также правильно составит план и озаглавит его подпункты.
Кроме того, понимая суть того или иного понятия, он корректно приведет примеры из истории или своего жизненного опыта, включая ответ на задания по финансовой грамотности.
Но в завершение, хочу отметить, что проблема объективного оценивания учащимся своих развернутых ответов не может решаться усилиями учителя истории и обществознания на своих уроках, если у ребенка вообще не сформирован навык чтения и он не овладел навыками грамотной речи на родном языке. Никакие усилия на уроках истории, обществознания со стороны учителя не принесут положительных результатов на ОГЭ или ЕГЭ.
5