Формирование функциональной грамотности на уроках физики на примере лабораторной работы "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры"
Цель: Демонстрация использования оборудования центра «Точка роста» на уроках физики при формировании функциональной грамотности.
Задачи:
1. Продемонстрировать оборудование, используемое при проведении мастер-класса;
2. Обучить способам использования оборудования на уроках физики.
3. Показать потенциал оборудования Точек роста при формировании функциональной грамотности
Планируемые результаты:
1 Определение профессиональных дефицитов по теме мастер-класса
2. Создание мотивационного пространства, активизация деятельности
3. Формирование навыка работы с оборудованием, определение причинно-следственных связей
Тема: Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Группа 1
Ход работы:
Налейте в калориметр 100г. горячей воды и измерьте ее температуру. Уберите калориметр с горячей водой на край стола так, чтобы не мешал.
tк=………………/....……………,
-
Налейте в стакан холодную воду массой mг=100 г. Измерьте начальную температуры воды в стакане, результат запишите в таблицу.
-
Осторожно влейте 100г. горячей воды в стакан с холодной водой, помешайте термометром полученную смесь и измерьте ее температуру, результат запишите в таблицу.
-
Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси по формуле:
Q=cm(t1 – t2)
с- удельная теплоемкость - это физическая величина, равная количеству теплоты, которое необходимо сообщить 1 кг вещества для изменения его температуры на 1 °С.
m –масса вещества
t1 – температура смеси
t2 – температура горячей (холодной воды)
Q г = c*m*(tсмеси – tгорячей воды)=…………………………………………………………
-
Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до температуры смеси:
Q х = c*m*(tсмеси- tхолодной воды)=………………………………………………
-
Результаты измерений и вычисления запишите в таблицу:
Удельная теплоемкость воды с, Дж/(кг*0С) | Температура смеси t с, 0С | Масса горячей воды mг, кг | Начальная температура горячей воды tг, 0С | Количество теплоты, отданное горячей водой Q г, Дж | Масса холодной воды mх, кг | Начальная температура холодной воды tх, 0С | Количество теплоты, принятое холодной водой Q х, Дж |
4200 | | 0,1 | | | 0,1 | | |
-
Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене. Сделайте вывод.
Тема: Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Группа 2
Ход работы:
Налейте в стакан 100г. горячей воды, измерьте ее температуру и закройте крышкой. Уберите стакан с горячей водой на край стола так, чтобы не мешал.
tс=…………/………… .
-
Налейте в калориметр горячую воду массой mг=100 г. Измерьте начальную температуры воды в калориметре, результат запишите в таблицу.
-
Осторожно влейте в калориметр 100г. холодной воды помешайте термометром полученную смесь и измерьте ее температуру, результат запишите в таблицу.
-
Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси по формуле:
Q=cm(t1 – t2),
с- удельная теплоемкость - это физическая величина, равная количеству теплоты, которое необходимо сообщить 1 кг вещества для изменения его температуры на 1 °С.
m –масса вещества
t1 – температура смеси
t2 – температура горячей (холодной воды)
Q г = c*m*(tсмеси – tгорячей воды)=…………………………………………………………
-
Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до температуры смеси:
Q х = c*m*(tсмеси- tхолодной воды)=………………………………………………
-
Результаты измерений и вычисления запишите в таблицу:
Удельная теплоемкость воды с, Дж/(кг*0С) | Температура смеси t с, 0С | Масса горячей воды mг, кг | Начальная температура горячей воды tг, 0С | Количество теплоты, отданное горячей водой Q г, Дж | Масса холодной воды mх, кг | Начальная температура холодной воды tх, 0С | Количество теплоты, принятое холодной водой Q х, Дж |
4200 | | 0,1 | | | 0,1 | | |
-
Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене. Сделайте вывод.
Правила безопасности
До начала работы
1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.
Во время работы
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5. Остерегайтесь ожогов горячей водой.
6.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.
7. Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу - сразу попросите тряпку и вытрите потёки.
8. При работе с датчиком температуры будьте осторожны, не перекручивайте провод и не отключайте его от компьютера.
9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.