«Молекулярная физика» Знание. А. F показывает, какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1 кг топлива. 3 С Удельная теплота парообразования К показывает, какое количество теплоты надо для нагревания 1 кг вещества на 10С. 4 D Удельная теплота плавления G показывает, какое количество теплоты надо для испарения 1 кг вещества взятого при температуре кипения. ___________________________________________________________________________________________ В. _____________________________________________________________________________________________ Умение. А: При увеличении температуры тела скорость движения частиц ________________, расстояние между частицами _______________ внутренняя энергия тела _________________ В: В каком агрегатном состоянии при комнатной температуре находятся вода _________________ воздух _________________ лёд ________________ алюминий ________________ С: Во время снегопада становится __________________, а вовремя ледохода ________________ Гуляя по льду птицы греются, т.к.__________________ При испарении жидкость покидают молекулы, обладающие ____________________ и поэтому температура жидкости ____________________ Синтез. А: В: t1 = 150С t2 = 400С t1 = — 100С t2 = — 300С Какое из тел при соприкосновении будет отдавать количество теплоты, какое получать? С: В случае А 1 вода массой 200 г, 2 вода массой ______________, если установившаяся температура воды при смешивании 300С. Ответы «Функциональная грамотность»Молекулярная физика.ЗнаниеА: 1 В К; 2 D Е; 3 С G; 4 А F. В:А с; В λ; С m. Умение. А:Увеличивается, увеличивается, увеличивается. В:Жидкое, газообразное, жидкое, твёрдое. С:Теплее, прохладнее.При кристаллизации выделяется энергияБольшой кинетической энергии, уменьшается. Синтез.А: 1 получает; 2 отдаёт. В:1 отдаёт; 2 получает. С:m2 = 0,3 кг «Оптика» Знание. На землю солнце льёт лучи. Они светлы и горячи. Хоть двери закрывай на ключ, к тебе придёт радиолуч. Ты на рентген пришёл – врачи направят сквозь тебя лучи. Не видно солнца из – за туч – согреет инфракрасный луч. Луч радио и луч свечи – Одной природы все лучи. Так что ж это такое – луч? Быть может, в нём к природе ключ? Не нитка тонкая, льняная – луч света – вот она, прямая! (Е.Ефимовский) А: 1.Линия, вдоль которой распространяется свет ______________________________ 2.Свет распространяется ___________________________ 3.Основное свойство инфракрасных лучей ______________________________ 4.Главное свойство рентгеновских лучей _______________________________ 5.Природный источник ультрафиолетовых лучей ___________________________ В: 1.Излучение, имеющую максимальную длину волны А. ИК излучение В. УФ излучение С. Видимое излучение D. Радио излучение Е.Рентгеновское излучение. 2.Излучение, имеющую максимальную частоту А. ИК излучение В. УФ излучение С. Видимое излучение D. Радио излучение Е.Рентгеновское излучение. 3.Длина волны этих лучей была определена с помощью пространственной решётки кристалла А. ИК излучение В. УФ излучение С. Видимое излучение D. Радио излучение Е.Рентгеновское излучение. 4.Излучение, используемое для сушки фруктов. А. ИК излучение В. УФ излучение С. Видимое излучение D. Радио излучение Е.Рентгеновское излучение. 5. Излучение, используемое для кварцевания А. ИК излучение В. УФ излучение С. Видимое излучение D. Радио излучение Е.Рентгеновское излучение. Анализ. А: Ж.Верн «Таинственный остров» Сайрес Смит, для того чтобы разжечь костёр, взял «Два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины. Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его». Какой физический прибор сделал Сайрес Смит? ____________________________________________ В: Указать а) собирающие линзы ____________________________ б) рассеивающие линзы ____________________________ 1 2 3 4 5 Применение. А 1 F Изображения нет, лучи идут параллельно друг другу. 2 F В • • 2 F F К Изображение перевёрнутое, действительное, равное по размеру предмету. 3 d 2 F С • • 2 F F L Изображение увеличенное, мнимое, прямое. 4 d = F D •F М Изображение увеличенное, перевёрнутое, действительное. 5 d = 2F Е • • 2 F F N Изображение уменьшенное, перевёрнутое, действительное. ______________________________________________________________________ Знание. А:1 Луч 2 Прямолинейно 3 Тепловое 4 Проникающая способность 5 Солнце. В: 1 D. 2 Е. 3 Е. 4 А. 5 В Анализ. А:Собирающая линза. В: а) 1,2,3. б) 4,5. Применение.1 А L. 2 С М. 3 Е N. 4 D F. 5 В К. «Квантовая физика» Знание. Ядерно – физические методы успешно используют в криминалистике при исследовании вещества массой менее 10-10 г. Естественная радиоактивность мужчин и женщин различна из – за разного содержания в их организмах радиоактивного изотопа калия. Радиоактивные изотопы применяются в медицине, как для постановки диагноза, так и для терапевтических целей. Например, радиоактивный натрий используют для исследования кровообращения, а γ – излучение кобальта – при лечении раковых заболеваний. Тест. 1. Изотопы – это… А. Элементы с одинаковыми химическими свойствами и одинаковой атомной массой. В. Элементы с различными химическими свойствами, но одинаковой атомной массой. С. Элементы с одинаковыми химическими свойствами, но с различной атомной массой. 2.Какого происхождение гамма – излучения при радиоактивном распаде? А. γ – кванты испускают при переходе атома из возбуждённого состояния в основное. В. γ – кванты производятся α – частицами при их движении через вещество. С. γ – кванты производятся β – частицами при их движении через вещество. D. γ – кванты испускаются возбуждёнными в результате радиоактивного распада атомными ядрами. 3.Бета излучение – это… А.Поток электронов. В.Электромагнитное излучение большой частоты. С.Поток ядер гелия. D. Поток нейтронов. 4.Альфа излучение это… А.Поток электронов. В.Электромагнитное излучение большой частоты. С.Поток ядер гелия. D. Поток нейтронов. 5.Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внешнем облучении человека? А. β – излучения. В. γ — излучения. С. α — излучения. D. Все три одинаково опасны. 6. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем облучении человека? А. β – излучения. В. γ — излучения. С. α — излучения. D. Все три одинаково опасны. В: Указать соответствие Умение. А: 1.Укажите второй продукт ядерной реакции А. Нейтрон. В. Протон. С. Электрон. D. Альфа частица. 2. Укажите второй продукт ядерной реакции А. Нейтрон. В. Протон. С. Электрон. D. Альфа частица. 3.Какое ядро вступила в ядерную реакцию ? + А. В. С. D. 4.Какой порядковый номер и массовое число будет иметь ядро изотопа урана после α – распада и двух β – распадов? А. Z = 92, А = 234 С. Z = 92, А = 238 В. Z = 94, А = 234 D. Z = 88, А = 236 5.Определите количество нейтронов в ядре элемента, получившегося в результате трёх последовательных α распадов ядра тория А. 144. В. 140. С. 232. D. 138. 1 2 3 4 5 _____________________________________________________________________________________ Анализ. Биологическое действие радиоактивных лучей и защита от радиаций. 1.Радиация поражает _______________________________ _______________________________ _______________________________ 2.Радиация вызывает_______________________________ _______________________________ _______________________________ 3.Защита от радиации______________________________ _____________________________ Квантовая физика. Знание.А:1. С. 2. D. 3. А. 4. С. 5. D. 6. В.В:1А В К 2 В М 3 В L 4 С N 5 С N 6 D N 7 D N 8 D N 9 Е О Умение.А: 1.D. 2.В. 3.В. 4.А. 5.D. Анализ.1.Порожает костный мозг, лимфа систему, клетки пищеварительного тракта.2.Вызывает лейкемию, мутацию хромосом, снижение иммунитета. 3.Защита от радиации: эвакуация, защитное сооружение, приём радиопротекторов. Задача 3 « Силы» Задача «Магнитное поле» В известном романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» описано, что злоумышленник Негоро, скрывавшийся на корабле, желая сбить корабль с правильного курса, подложил под судовой компас железный топор (предварительно разбив другой компас). Злой умысел Негоро удался, и неопытный капитан повел корабль по неверному пути. Объясните почему? Закон Гука.Сила пругости Задача «Расчет количества теплоты» Задача. «Закон отражения света» Прочитайте стихотворение и объясните о каких явлениях идет речь с физической точки зрения. Лунный свет - простое отражение, В нем горенья нет Холодно без капли напряженья Льется лунный свет Он всю ночь струится по бумаге На моем столе И игриво прячется в овраге - За окном во мгле Где-то солнце ярко полыхает бесконечным днем- Лунный свет в моем окне мерцает Как напоминание о нем. Задача «Кухня народов мира» Приготовление мяса на открытом огне принято в кулинарии практически всех народов, проживающих в горах и занимающихся скотоводством. Сегодня такое мясо, приготовленное на древесных углях, называют шашлыком 1. Жители Кавказа очень любят готовить и кушать шашлык. Как вы думаете, почему? 2. Чем отличаются условия приготовления пищи на Кавказе и в кафе на берегу Черного моря? 3. Мясо – это белок. При какой температуре сваривается белок? 4. Что вы знаете об атмосферном давлении в горах? Отличаются ли значения давления в горах от давления в шахтах, низинах? 5. Как зависит температура кипения воды от атмосферного давления? 6. Дайте советы по приготовлению пищи тем, кто собирается в горы. Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, только в таком случае она способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитывает индивидуальные особенности учащихся. Это способствует не только развитию функциональной грамотности школьников но и подготовку к международному исследованию PISA. Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся. О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место. Примеры домашних заданий 1.Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления. 2.Составить задачу по теме. 3.Составить кроссворд по теме. 4.Написать рассказ, стихотворение, поэму. 5.Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства. 6.Предложить способ (экономии электрической или тепловой энергии дома); 7.Исследовать зависимость... 8.Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.). 9.Провести домашние опыты. Сравнительные результаты выполнения диагностических работ по естественно-научной грамотности в 8 А классе Первая работа Класс | Участник | Сумма баллов | Максимальный балл | Процент выполнения | Уровень сформированности ФГ | 8 А | Работа 2 | 9 | 11 | 81,82 | Высокий | Работа 3 | 5 | 11 | 45,45 | Средний | Работа 4 | 4 | 11 | 36,36 | Низкий | | | | | | Работа 6 | 5 | 11 | 45,45 | Средний | Работа 7 | 4 | 11 | 36,36 | Низкий | Работа 8 | 6 | 11 | 54,55 | Средний | Работа 9 | 3 | 11 | 27,27 | Низкий | Последняя работа Класс | Участник | Сумма баллов | Максимальный балл | Процент выполнения | Уровень сформированности ФГ | 8 А | Работа 1 | 8 | 14 | 57,14 | Средний | Работа 2 | 9 | 14 | 64,29 | Повышенный | Работа 3 | 9 | 14 | 64,29 | Повышенный | Работа 4 | 8 | 14 | 57,14 | Средний | Работа 5 | 7 | 14 | 50,00 | Средний | Работа 6 | 9 | 14 | 64,29 | Повышенный | Работа 7 | 11 | 14 | 78,57 | Повышенный | В заключении хочется отметить: Функциональная грамотность ученика – это цель и результат современного образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию и развитию. Список литературы: 1.Перельман Я.И. Занимательная физика. РИМИС. 2008. 2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2007 3. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5. 4.Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / 2008. – №8 5.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940. 6.Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 класс. Дрофа.2017. 7.Яндекс картинки. 8.Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Дрофа.2018. 9.www.centeroko.ru |