Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания»
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках обществознания
МБОУ «Подсосенская СОШ» Учитель истории и обществознания Э.И. Бахтина
Ф ункциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.
Функциональная грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Функциональное чтение
чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Приемы обучения по видам чтения:
Изучающее чтение
- постановка вопросов после чтения
- предварительные вопросы
- составление плана, тезисов, конспекта
Ознакомительное чтение:
- найти
- выделить
- подчеркнуть информацию
Просмотровое чтение:
- анализ названия текста
- соотносить разные виды текстов
- прогнозирование содержания текста по начальным предложениям
Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания
- Мозговая атака Ключевые слова (словосочетания, предложения) Перепутанные логические цепочки Разбивка на кластеры (смысловые блоки) Денотатный граф [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали) Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
- Мозговая атака
- Ключевые слова (словосочетания, предложения)
- Перепутанные логические цепочки
- Разбивка на кластеры (смысловые блоки)
- Денотатный граф [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
- Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)
- Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
- Стадия реализации смысла:
- Система маркировки текста «ИНСЕРТ»
- Чтение с остановками
- Таблица «Плюс - минус - интересно»
- Прием «фишбоун»
- Стадия рефлексии: Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов Возвращение к приемам, применяемым на стадии осмысления Мини-сочинение, эссе Синквейн Перекрестная дискуссия «Шесть шляп мышления» и др.
- Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов
- Возвращение к приемам, применяемым на стадии осмысления
- Мини-сочинение, эссе
- Синквейн
- Перекрестная дискуссия
- «Шесть шляп мышления» и др.
Формирование читательской грамотности на уроках обществознания
Читательская грамотность
Глобальные компетенции
Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков
Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы . Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.
Комплексное задание
Класс: 6
Предмет: обществознание
Тема: «Общение»
Задание 1
Проанализируйте графические данные и ответьте на вопросы.
В стране К телеканал для подростков провёл опрос среди зрителей 11—115 лет об отношении к общению в социальных сетях. Подросткам был предложен вопрос: «Считаете ли Вы, что общение в социальных сетях эффективнее, чем общение в реальной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
- Как ответила наибольшая доля опрошенных?
- Предположите почему.
- Как вы думаете, в современном обществе люди часто задумываются над вопросом, какое общение эффективнее (общение в социальных сетях или общение в реальной жизни)
- Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задание
В классе на перемене ребята спорили о том, какое общение более эффективное. Общение в социальных сетях или общение в реальной жизни. Миша активно спорил с друзьями. Он говорил, что общение в социальных сетях эффективнее, чем в реальной жизни.
Задание:
Могли ли одноклассники Миши использовать перечисленные ниже аргументы, чтобы подтвердить свою точку зрения о том, что встретиться с другом в парке или в кино, это гораздо веселее.
Отметьте «Да» или «Нет» для каждого высказывания
Высказывание
«Да» «Нет»
Общение в социальных сетях не может полностью заменить общение в реальной жизни, где люди имеют возможность полностью наблюдать за эмоциями собеседника, лучше понять его чувства, вместе с ним переживать впечатления от участия в общих делах, событиях, учиться оценивать самих себя.
Социальные сети позволяют экономить время общения, не тратить его на реальные встречи, общаться с теми, кто находится далеко, чувствовать себя более уверенно
Спасибо за внимание!