Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению, письму, говорению и слушанию.
5 причин, по которым надо читать книги:
чтение содействует успешному освоению детьми грамотного письма.
Успешность ребёнка в учёбе находится в прямой зависимости от его начитанности.
Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
Читая книги, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память, воображение.
Ребёнок учится сопереживать, развивается эмоционально.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Такой навык формируется на каждом из предметов, в том числе и на уроках литературного чтения.
Согласно требованиям ФГОС, следует выделить следующие работы с текстом на уроках литературного чтения.
1 класс. Обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
2 класс. Обучение детей работать с текстом.
3 класс. Обучение находить информацию, давать оценку прочитанному.
4 класс. Обучение находить нужную информацию, понимать содержание, анализировать, размышлять, делать выводы и давать оценку прочитанному.
Приведу примеры формирования читательской грамотности в 1 классе (из опыта работы).
Постоянное повторение букв. Систематические повторы автоматизируют знание букв.
(алфавит, «паровоз» с пройденными буквами, с новыми буквами, буквы на магнитах в различных позициях: узнавание букв.)
Далее идёт работа со слогом. Слог – основная единица чтения.
Слоги, состоящие из гласных букв (АУ)
Слоги, образующие слияния (МА, НА…)
Слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СОН, КОТ…)
Закрытые слоги (ОН, ОК…)
Чтение слов. Слово – одна из основных структурных единиц языка. Когда совершенствую техническую сторону чтения, параллельно работаю над смысловым чтением. Ученик должен понимать, для чего он читает: он читает, чтобы узнать новое слово, понять его значение, построить с ним словосочетание или предложение. Если дети систематически читают специально подобранные столбики слов с последующим усложнением, скорость чтения увеличивается, дети быстрее понимают смысл прочитанных слов. Такую работу надо вести ежедневно на каждом уроке.
Одна из важных задач в 1 классе - научить детей работать с предложением. Определять границы предложения, расставлять слова в правильном порядке, исправлять деформированные предложения, учить произносить и читать предложения с разной интонацией. Отвечать на вопросы, понимать, о чём или о ком говорится в предложении.
Затем переходим к тексту. Текст – это определённое количество предложений, которые объединены лексическими, логическими связями. Они передают определённую смысловую информацию, которую ребёнок должен понять и проанализировать. На этом этапе работы учимся выделять абзацы, смысловые части. Знакомимся со структурой текста: начало текста, основная часть, концовка. Обращаем внимание на последовательность событий, учимся подбирать заголовок, отвечать на вопросы по содержанию, находить выборочный материал к иллюстрациям текста, пытаемся составить план текста под руководством учителя, находим верное или неверное утверждение, начинаем работать с тестами.
Основная задача, стоящая перед учителем на период первого года обучения ребёнка в школе, научить понимать содержание и смысл прочитанного, при этом читать в темпе, правильно, выразительно.
Слова в слове. Рогатка, марка, дорога, собаки…
Назови лишнее слово: а) чашка, ложка, кошка, тарелка
б) лиса, рыба, волк, рысь
в) лыжи, санки, коньки, велосипед.
г) узнай сказку по опорным словам:
- метла, тыква, бал, часы, туфелька.
- Шапочка, пирожки, волк, бабушка.
Работа с деформированными предложениями.