СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.»

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению, письму, говорению и слушанию.

5 причин, по которым надо читать книги:

  1. чтение содействует успешному освоению детьми грамотного письма.

  2. Успешность ребёнка в учёбе находится в прямой зависимости от его начитанности.

  3. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.

  4. Читая книги, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память, воображение.

  5. Ребёнок учится сопереживать, развивается эмоционально.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Такой навык формируется на каждом из предметов, в том числе и на уроках литературного чтения.

Согласно требованиям ФГОС, следует выделить следующие работы с текстом на уроках литературного чтения.

1 класс. Обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

2 класс. Обучение детей работать с текстом.

3 класс. Обучение находить информацию, давать оценку прочитанному.

4 класс. Обучение находить нужную информацию, понимать содержание, анализировать, размышлять, делать выводы и давать оценку прочитанному.

Приведу примеры формирования читательской грамотности в 1 классе (из опыта работы).

  1. Постоянное повторение букв. Систематические повторы автоматизируют знание букв.

(алфавит, «паровоз» с пройденными буквами, с новыми буквами, буквы на магнитах в различных позициях: узнавание букв.)

  1. Далее идёт работа со слогом. Слог – основная единица чтения.

  • Слоги, состоящие из гласных букв (АУ)

  • Слоги, образующие слияния (МА, НА…)

  • Слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СОН, КОТ…)

  • Закрытые слоги (ОН, ОК…)

  1. Чтение слов. Слово – одна из основных структурных единиц языка. Когда совершенствую техническую сторону чтения, параллельно работаю над смысловым чтением. Ученик должен понимать, для чего он читает: он читает, чтобы узнать новое слово, понять его значение, построить с ним словосочетание или предложение. Если дети систематически читают специально подобранные столбики слов с последующим усложнением, скорость чтения увеличивается, дети быстрее понимают смысл прочитанных слов. Такую работу надо вести ежедневно на каждом уроке.

  2. Одна из важных задач в 1 классе - научить детей работать с предложением. Определять границы предложения, расставлять слова в правильном порядке, исправлять деформированные предложения, учить произносить и читать предложения с разной интонацией. Отвечать на вопросы, понимать, о чём или о ком говорится в предложении.

  3. Затем переходим к тексту. Текст – это определённое количество предложений, которые объединены лексическими, логическими связями. Они передают определённую смысловую информацию, которую ребёнок должен понять и проанализировать. На этом этапе работы учимся выделять абзацы, смысловые части. Знакомимся со структурой текста: начало текста, основная часть, концовка. Обращаем внимание на последовательность событий, учимся подбирать заголовок, отвечать на вопросы по содержанию, находить выборочный материал к иллюстрациям текста, пытаемся составить план текста под руководством учителя, находим верное или неверное утверждение, начинаем работать с тестами.

Основная задача, стоящая перед учителем на период первого года обучения ребёнка в школе, научить понимать содержание и смысл прочитанного, при этом читать в темпе, правильно, выразительно.



Слова в слове. Рогатка, марка, дорога, собаки…

Назови лишнее слово: а) чашка, ложка, кошка, тарелка

б) лиса, рыба, волк, рысь

в) лыжи, санки, коньки, велосипед.

г) узнай сказку по опорным словам:

- метла, тыква, бал, часы, туфелька.

- Шапочка, пирожки, волк, бабушка.

Работа с деформированными предложениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!