СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"»

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе Выполнила работу: Симеонова Ксения Эдуардовна учитель начальных классов МБОУ СШ№1 первая квалификационная категория Тейково 2021г.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения

в начальной школе

Выполнила работу:

Симеонова Ксения Эдуардовна

учитель начальных классов МБОУ СШ№1

первая квалификационная категория

Тейково 2021г.

 «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  А. Н. Толстой.    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности. За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом : I этап Работа с текстом до чтения II этап Работа с текстом во время чтения III этап Работа с текстом после чтения

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

  • За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап

Работа с текстом до чтения

II этап

Работа с текстом во время чтения

III этап

Работа с текстом после чтения

Приёмы для формирования функциональной грамотности  I этап. Работа с текстом до чтения 1. Постановку цели чтения 2. Определение характера текста 3. Просмотр заголовка текста 4. Предположение о цели его написания. Приёмы ФГ

Приёмы для формирования функциональной грамотности I этап. Работа с текстом до чтения

1. Постановку цели чтения

2. Определение характера текста

3. Просмотр заголовка текста

4. Предположение о цели его написания.

Приёмы ФГ

Приёмы для формирования функциональной грамотности  I этап. Работа с текстом до чтения Стратегия «Анаграмма» Учащимся предлагается собрать из букв фамилию автора или ключевое слово из произведения с которым проводится работа. Например, из отдельных букв собирают фамилию автора Н О С О В  «Верите ли вы, что…» Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главным героем рассказа будет шляпа? Верите ли вы, что шляпы бывают живыми?  «Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте (Например, Н.Носов «Живая шляпа») Стратегия «Кластер» то графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей.

Приёмы для формирования функциональной грамотности I этап. Работа с текстом до чтения

Стратегия «Анаграмма»

Учащимся предлагается собрать из букв фамилию автора или ключевое слово из произведения с которым проводится работа.

Например, из отдельных букв собирают фамилию автора

Н

О

С

О

В

«Верите ли вы, что…»

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

  • Верите ли вы, что главным героем рассказа будет шляпа?
  • Верите ли вы, что шляпы бывают живыми?

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте (Например, Н.Носов «Живая шляпа»)

Стратегия «Кластер»

то графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей.

Приёмы формирования функциональной грамотности.  II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста 2. Перечитывание текста 3. Беседа по содержанию текста Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).  Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения. Приёмы ФГ

Приёмы формирования функциональной грамотности. II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста

2. Перечитывание текста

3. Беседа по содержанию текста

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

Приёмы ФГ

Приёмы формирования функциональной грамотности.  II этап. Работа с текстом во время чтения.  «Чтение с вопросами» Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая всё более усложняющиеся вопросы. «Чтение с остановками» Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения. Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.  «Чтение про себя с пометками» Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. «Ключевые слова».  Это наиболее важные слова в тексте. «Восстанови текст»  (развивает логическое мышление). «Пирамидная история»  (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

Приёмы формирования функциональной грамотности. II этап. Работа с текстом во время чтения.

«Чтение с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая всё более усложняющиеся вопросы.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

«Ключевые слова».  Это наиболее важные слова в тексте.

«Восстанови текст»  (развивает логическое мышление).

«Пирамидная история»  (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

Приёмы формирования функциональной грамотности.  III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Смысловая беседа по тексту 2. Работа с заглавием, иллюстрациями 3. Творческие задания, опирающиеся  на какую-либо сферу читательской  деятельности учащихся Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Приёмы ФГ

Приёмы формирования функциональной грамотности. III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловая беседа по тексту

2. Работа с заглавием, иллюстрациями

3. Творческие задания, опирающиеся

на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы ФГ

Приёмы формирования функциональной грамотности.  III этап. Работа с текстом после чтения. Стратегия «А что чувствовали бы вы на его месте?»  Наример, по рассказу Н.Носова «Живая шляпа». Даю детям шляпу они одевая ее на голову должны предположить, что чувствовал котенок. Как вы думаете, какие чувства испытал котенок? Стратегия «Мой эпиграф» На доске перемешались несколько пословиц. Необходимо составить их и подобрать более подходящую к тексту. Стратегия «Кроссворд». Дети отвечают на поросы по тексту и записывают ответ.  «Тайм-аут» Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.  «Вопросы после текста»  Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов» «Написание творческих работ»  хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Приёмы формирования функциональной грамотности. III этап. Работа с текстом после чтения.

Стратегия «А что чувствовали бы вы на его месте?»

Наример, по рассказу Н.Носова «Живая шляпа». Даю детям шляпу они одевая ее на голову должны предположить, что чувствовал котенок.

Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?

Стратегия «Мой эпиграф»

На доске перемешались несколько пословиц. Необходимо составить их и подобрать более подходящую к тексту.

Стратегия «Кроссворд». Дети отвечают на поросы по тексту и записывают ответ.

«Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов»

«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Стратегия «Написание творческих работ»  по рассказу Э.К.Киселёвой  «Мальчик-Огонёк»

Стратегия «Написание творческих работ» по рассказу Э.К.Киселёвой «Мальчик-Огонёк»

Заключение  При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.   Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов  в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Заключение

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов

в формировании читательской грамотности

у младших школьников работа в этом

направлении должна вестись целенаправленно,

системно и непрерывно.

 «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».   А. Н. Толстой

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».

А. Н. Толстой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!