Формирование функциональной грамотности на уроке обществознания «Безработица и занятость» в 11 классе
Саенко Майя Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ В-Ханжоновской СОШ
Определение темы урока
Тема урока
Безработица и занятость
Цель урока: научить старшеклассников действиям и путям поиска работы
- Задачи урока:
- - дать обучающимся теоретический материал, чтобы выяснить уровень их осведомленности по теме урока;
- - подготовить к встрече с работодателем;
- - развивать умения вести деловые переговоры;
- - обучить составлению резюме.
- - развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей старшеклассников.
Знакомство с понятийным материалом
- Прочитайте выдержки статей с 1-3 закона. Дайте определение понятиям занятость, безработица, рынок труда, работник и работодатель, трудовая биржа, резюме, служба занятости. Кто относиться к занятому населению, а кто к нетрудоспособному населению в РФ?
Каковы причины безработицы?
Повышенный запрос к зарплате и условиям труда
Экономический кризис; массовые сокращения
Демографические проблемы в государстве
Причины
Молодые специалисты (первая работа)
Технологический прогресс
Сезонные изменения
Увольнение по собственному желанию
задания
« Что и как поможет в поиске работы? »
Шаг 1. Поиск работы по объявлениям в газете
Шаг 2. «Телефонный звонок».
- Возможные вопросы работодателя:
- -какой вакансией Вы интересуетесь?
- -Вы занимались работой такого рода раньше?
- -какое у Вас образование?
- -сколько Вам лет?
- -сообщите Ваши данные (фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон).
Шаг 3. Диалог двух сторон – безработный и работодатель.
Шаг 4. «Самореклама»
Ответьте на предложенные вопросы:
- -чем Вы больше всего любите заниматься?
- -что Вы умеете?
- -что Вам в себе нравится?
- -что другим людям в Вас нравится?
- -что Вы можете предложить работодателю?
- -какие Ваши самые важные достижения?
- - есть ли у Вас хобби?
Шаг 5. Резюме – документ, необходимый для того, чтобы встретиться с работодателем для получения работы.
- Резюме состоит из следующих реквизитов:
- - Ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.
- - Должность, которую Вы хотите получить.
- - Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).
- -Образование в обратном порядке.
- -Личные данные (увлечения, семейное положение).
- -Рекомендации (если они имеются).
В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.
Если у Вас нет опыта работы практической работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.
Пример резюме
- Резюме
- Фамилия, имя, отчество: Иванова Римма Александровна
- Дата рождения: 12.05.1967
- Адрес: 138490, Москва, ул. Матросова, д.5, кв.16
- Тел.: 456-13-18 (р), 334-12-12 (д)
- Семейное положение: замужем, имею сына
- Цель: получение должности начальника юридического отдела
- Образование:
- 1984-1989 гг. – Московская государственная юридическая академия по специальности «Юриспруденция»;
- 1974-1984 гг. – гимназия № 56 (Москва)
- Профессиональный опыт:
- С 1998 г. до настоящего времени – заместитель начальника юридического отдела строительной компании «МИАМ»
- 1994-1998 гг. – главный инспектор юридического отдела ГНИ № 27 по Юго-Восточному округу г. Москвы
- 1989-1994 гг. – юрист финансовой компании «СИБТРАСТ»
- Дополнительные сведения: владею английским и немецким языками.
- По требованию могу представить необходимые рекомендации.
- 16.05.2005 Подпись Р.А.Иванова
Личная беседа, дополняющая резюме
Примерные вопросы:
- -что интересует в этой работе?
- -каковы Ваши обычные обязанности?
- -всегда ли они Вас устраивают?
- -чем Вы занимаетесь в свободное время?
- -что помогает Вам добиться успеха?
- -с какими трудностями приходилось Вам сталкиваться?
- -как Вы с ними справлялись?
- -были ли у Вас ошибки, разочарования?
- -с какими людьми Вам трудно иметь дело на работе?
- -сколько времени займет у Вас дорога на работу?
- -с чего предлагаете начать работу на новом месте?
- -на какую заработную плату рассчитываете?
и еще….
- Имидж
- Харизма
- Стиль одежды
Практическая работа: умение завязывать галстук
Какие документы необходимы для трудоустройства?
Центр занятости Неклиновского района
Домашнее задание
- Учебник, параграф 10.
- Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы «Как я буду заниматься поиском работы»; «Подходящая работа – что это такое», «Как зарегистрироваться в центре занятости населения»; «Проблема безработицы в нашем городе: пути решения данной проблемы»; «Анализ статистических данных уровня безработицы и занятости по Ростовской области или по России».