СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения на уроках географии»

Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения на уроках географии   Учитель МБОУ “СОШ №8” г. Красновишерска  Радостева Татьяна Егоровна

Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения на уроках географии

Учитель МБОУ “СОШ №8”

г. Красновишерска

Радостева

Татьяна Егоровна

Функциональная грамотность   способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Функциональная грамотность

способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Естественнонаучная грамотность   Компетенции  способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями научно объяснять явления интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов применять естественно- научные методы

Естественнонаучная грамотность

Компетенции

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

научно объяснять явления

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

применять естественно-

научные

методы

Требования к заданиям по ЕНГ

Требования к заданиям по ЕНГ

Типы научного знания   Содержательное Процедурное знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы» (физика, химия), «Живые системы» (биология) и «Науки о Земле и Вселенной» (география, геология, астрономия) знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур

Типы научного знания

Содержательное

Процедурное

  • знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы» (физика, химия), «Живые системы» (биология) и «Науки о Земле и Вселенной» (география, геология, астрономия)
  • знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур
Контекст Познавательные уровни здоровье природные ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологий низкий - выполнять одношаговые процедуры, (распознавать факты, термины, понятия) средний - использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений высокий - анализировать сложную информацию, обобщать, оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы

Контекст

Познавательные уровни

  • здоровье
  • природные ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологий
  • низкий - выполнять одношаговые процедуры, (распознавать факты, термины, понятия)
  • средний - использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений
  • высокий - анализировать сложную информацию, обобщать, оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы

Задание 1. Море без берегов

Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн. кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Это между Гольфстримом, Канарским, Северо - Атлантическим и Северным Пассатным. Температура воды на поверхности от +18 до +23°С зимой, до +26 … +28°С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы. Название этого моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в воды моря и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. Моряки назвали эту часть Атлантического океана Виноградным. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.

Задание 1.1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?

Задание 1.2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С?

Задание 1.3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана.

Задание 1.1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?   Характеристика задания предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал Компетенция научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Тип естественно-научного знания содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» Контекст окружающая среда Уровень сложности низкий Система оценивания 1 балл Саргассовое море, саргассум (бурая водоросль) 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 1.1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?

Характеристика задания

предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал

Компетенция

научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Тип естественно-научного знания

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

Контекст

окружающая среда

Уровень сложности

низкий

Система оценивания

1 балл

Саргассовое море, саргассум (бурая водоросль)

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 1.2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С? Характеристика задания предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал Компетенция научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Тип естественно-научного знания содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» Контекст Уровень сложности окружающая среда средний Система оценивания 2 балла Температура воды в море зависит от широт. Это связано с круговоротом течений, который образовал в море район с тёплыми поверхностными водами. 1 балл Правильно указана одна из причин. 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 1.2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С?

Характеристика задания

предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал

Компетенция

научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Тип естественно-научного знания

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

Контекст

Уровень сложности

окружающая среда

средний

Система оценивания

2 балла

Температура воды в море зависит от широт. Это связано с круговоротом течений, который образовал в море район с тёплыми поверхностными водами.

1 балл

Правильно указана одна из причин.

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 1.3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана. Характеристика задания предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал Компетенция научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Тип естественно-научного знания содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» Контекст окружающая среда Уровень сложности средний Система оценивания 1 балл Причина кроется в круговороте четырёх мощных течений: Гольфстрима (на западе), Северо-Атлантического (на севере), Канарского (на востоке) и Северного Пассатного (на юге). Из-за разной направленности потоков в этой части океана они образуют гигантский круговорот по часовой стрелке. 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 1.3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана.

Характеристика задания

предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал

Компетенция

научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Тип естественно-научного знания

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

Контекст

окружающая среда

Уровень сложности

средний

Система оценивания

1 балл

Причина кроется в круговороте четырёх мощных течений: Гольфстрима (на западе), Северо-Атлантического (на севере), Канарского (на востоке) и Северного Пассатного (на юге). Из-за разной направленности потоков в этой части океана они образуют гигантский круговорот по часовой стрелке.

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 2.  Мэри Поппинс в своей знаменитой  песенке поет:  Это было прошлым летом  В середине января  В тридесятом королевстве,  Там, где нет в помине короля …

Задание 2.

Мэри Поппинс в своей знаменитой песенке поет: Это было прошлым летом В середине января В тридесятом королевстве, Там, где нет в помине короля …

Назовите хотя бы три государства, которые соответствуют  названным условиям.   Характеристика задания Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения Компетенция Тип естественно-научного знания объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой Научное объяснение явлений, распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления Контекст содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. окружающая среда Уровень сложности средний Система оценивания 1 балл Этим условиям соответствуют государства Южного полушария. Например, Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея и другие. В этих странах самая высокая летняя температура бывает в январе. 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Назовите хотя бы три государства, которые соответствуют названным условиям.

Характеристика задания

Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения

Компетенция

Тип естественно-научного знания

объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой

Научное объяснение явлений, распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Контекст

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.

окружающая среда

Уровень сложности

средний

Система оценивания

1 балл

Этим условиям соответствуют государства Южного полушария. Например, Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея и другие. В этих странах самая высокая летняя температура бывает в январе.

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 3. В далеком 1664 году итальянский герцог Тосконский захотел в саду своего дворца соорудить фонтан, что было в принципе обычным делом для тех времен. Чтобы подавать воду в этот фонтан, рабочие построили огромный насос, который, как оказалось впоследствии, не работает. Вода в нем достигала уровня 10,3 м, а дальше не двигалась. Конечно, народ был удивлен, раньше таких ситуаций не встречалось. В этом же городе проживал некий Торричелли, ученик самого Галилея. Он предположил, что вода в насосе испытывает действие тяжести атмосферы. Столб воды высотой 10,3 метра в точности уравновешивает это давление. Торричелли проделал такой опыт: он взял длинную, около одного метра стеклянную трубку, запаянную с одного конца. Затем наполнил эту трубку ртутью и, повернув, опустил другим концом в другой сосуд с ртутью. Ртуть не вылилась, а только немного опустилась.

Задание 3.

В далеком 1664 году итальянский герцог Тосконский захотел в саду своего дворца соорудить фонтан, что было в принципе обычным делом для тех времен. Чтобы подавать воду в этот фонтан, рабочие построили огромный насос, который, как оказалось впоследствии, не работает. Вода в нем достигала уровня 10,3 м, а дальше не двигалась. Конечно, народ был удивлен, раньше таких ситуаций не встречалось. В этом же городе проживал некий Торричелли, ученик самого Галилея. Он предположил, что вода в насосе испытывает действие тяжести атмосферы. Столб воды высотой 10,3 метра в точности уравновешивает это давление. Торричелли проделал такой опыт: он взял длинную, около одного метра стеклянную трубку, запаянную с одного конца. Затем наполнил эту трубку ртутью и, повернув, опустил другим концом в другой сосуд с ртутью. Ртуть не вылилась, а только немного опустилась.

Задание 3.1. Что помешало ртути вылиться из трубки в сосуд? Характеристика задания предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал Компетенция научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Тип естественно-научного знания содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» Контекст окружающая среда Уровень сложности низкий Система оценивания 1 балл Причиной служит давление воздуха на поверхность ртути, налитой в сосуд. 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 3.1. Что помешало ртути вылиться из трубки в сосуд?

Характеристика задания

предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал

Компетенция

научное объяснение явлений, применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Тип естественно-научного знания

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

Контекст

окружающая среда

Уровень сложности

низкий

Система оценивания

1 балл

Причиной служит давление воздуха на поверхность ртути, налитой в сосуд.

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 3.2. Без кислородных приборов человек может подняться только на высоту 5 километров. Если быстро подниматься, например на самолёте, выше этого уровня, человек может погибнуть от того. Почему?   Характеристика задания Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения Компетенция объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой Научное объяснение явлений, распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления Тип естественно-научного знания Контекст содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной» ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. окружающая среда Уровень сложности средний Система оценивания 1 балл С высотой давление уменьшается, поэтому внутреннее давление его тела разорвёт лёгкие и повредит кровеносные сосуды. 0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 3.2. Без кислородных приборов человек может подняться только на высоту 5 километров. Если быстро подниматься, например на самолёте, выше этого уровня, человек может погибнуть от того. Почему?

Характеристика задания

Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения

Компетенция

объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой

Научное объяснение явлений, распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Тип естественно-научного знания

Контекст

содержательное знание, «Науки о Земле и Вселенной»

ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.

окружающая среда

Уровень сложности

средний

Система оценивания

1 балл

С высотой давление уменьшается, поэтому внутреннее давление его тела разорвёт лёгкие и повредит кровеносные сосуды.

0 баллов

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Познавательный интерес вызывают: • в заданиях присутствует научность • в заданиях присутствует проблема • задания носят практико-ориентированный характер • задания связаны с жизненными ситуациями

Познавательный интерес вызывают:

• в заданиях присутствует научность

• в заданиях присутствует проблема

• задания носят практико-ориентированный характер

• задания связаны с жизненными ситуациями

Функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: • работу с текстом • работу с географической картой • работу со статистическими данными

Функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

• работу с текстом

• работу с географической картой

• работу со статистическими данными

Наводнение в Бангкоке в 2011 году. 23 октября 2011 года город Бангкок объявлен зоной стихийного бедствия. В минувшее воскресенье в реке Чао Прая был зарегистрирован рекордный уровень воды  — 253 сантиметра над уровнем моря, что на 3 сантиметра выше гидротехнических заграждений. Вода разрушила часть гидротехнического заграждения на канале Пра-Кханонг и затопила одну из главных улиц города  — Сухумвит. Были затоплены еще две крупные улицы  — Чароен Крунг и Сонгвад. Уровень воды там достигал 50 сантиметров.В настоящий момент практически полностью затоплен район Донмыанг на севере Бангкока, уровень воды там местами достигает двух метров. Затоплены районы города на западном берегу реки Чао Прая, под водой оказались пригороды Бангкока на севере, востоке и западе, подтоплены улицы китайского квартала. По данным муниципалитета, в эвакуационных центрах Бангкока размещены 10 343 человека, которые были вынуждены покинуть свои затопленные дома, передает ИТАР-ТАСС. Объясните, что являлось главной причиной такого резкого подъема воды в реке Чао Прая?

Наводнение в Бангкоке в 2011 году.

23 октября 2011 года город Бангкок объявлен зоной стихийного бедствия. В минувшее воскресенье в реке Чао Прая был зарегистрирован рекордный уровень воды  — 253 сантиметра над уровнем моря, что на 3 сантиметра выше гидротехнических заграждений. Вода разрушила часть гидротехнического заграждения на канале Пра-Кханонг и затопила одну из главных улиц города  — Сухумвит. Были затоплены еще две крупные улицы  — Чароен Крунг и Сонгвад. Уровень воды там достигал 50 сантиметров.В настоящий момент практически полностью затоплен район Донмыанг на севере Бангкока, уровень воды там местами достигает двух метров. Затоплены районы города на западном берегу реки Чао Прая, под водой оказались пригороды Бангкока на севере, востоке и западе, подтоплены улицы китайского квартала. По данным муниципалитета, в эвакуационных центрах Бангкока размещены 10 343 человека, которые были вынуждены покинуть свои затопленные дома, передает ИТАР-ТАСС.

Объясните, что являлось главной причиной такого резкого подъема воды в реке Чао Прая?

КЛИМАТ,7 класс Тебе предстоит поездка в Таиланд. Так вышло, что твои каникулы и отпуск родителей совпали с временем прихода в Таиланд муссонов. Вылет состоится уже через неделю, поэтому необходимо подготовиться к нему -приготовить вещи в поездку. Для этого нужно составить список предметов, которые могут понадобиться в это время года на отдыхе. Однако есть условие: родители выделили только 3500 рублей на расходы, связанные с приобретением принадлежностей для поездки. Нужно составить личный финансовый план, в котором будет отражен набор необходимых вещей для поездки в сезон муссонов в Таиланд. Бюджет: 3500 рублей. Крем от солнечных ожогов 250 Перчатки 700 Солнцезащитные очки 450 Свитер 1200 Водонепроницаемый чехол 700 Резиновые сапоги 1000 Шорты 500 Дождевик 750 Термос 800 Зонт 550 Шерстяные носки 300 Термобелье 500 Чем можно объяснить такой выбор предметов личного пользования при планировании поездки в Таиланд в сезон муссонов?

КЛИМАТ,7 класс

Тебе предстоит поездка в Таиланд. Так вышло, что твои каникулы и отпуск родителей совпали с временем прихода в Таиланд муссонов. Вылет состоится уже через неделю, поэтому необходимо подготовиться к нему -приготовить вещи в поездку. Для этого нужно составить список предметов, которые могут понадобиться в это время года на отдыхе. Однако есть условие: родители выделили только 3500 рублей на расходы, связанные с приобретением принадлежностей для поездки. Нужно составить личный финансовый план, в котором будет отражен набор необходимых вещей для поездки в сезон муссонов в Таиланд.

Бюджет: 3500 рублей.

Крем от солнечных ожогов 250 Перчатки 700

Солнцезащитные очки 450 Свитер 1200

Водонепроницаемый чехол 700 Резиновые сапоги 1000

Шорты 500 Дождевик 750

Термос 800 Зонт 550

Шерстяные носки 300 Термобелье 500

Чем можно объяснить такой выбор предметов личного пользования при планировании поездки в Таиланд в сезон муссонов?

КЛИМАТ, 7 класс Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатограмме. 1.А 2.Б 3.С 4.D

КЛИМАТ, 7 класс

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатограмме.

1.А

2.Б

3.С

4.D

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ, 7 класс

Для жителей некоторых территорий и даже целых стран вопрос страхования стоит особенно остро. Существует целый ряд стран, которые часто испытывают землетрясения и извержения вулканов. Они расположены в сейсмоопасных районах планеты. У нас в стране это, например, Сахалинская область. Там в любую секунду может начаться крупное землетрясение. Что может быть ужаснее потери имущества, здоровья или даже близких людей? Люди, чьи страны целиком находятся в сейсмоопасных районах, вынуждены защищать себя от возможных стихийных бедствий. Тебе нужно выбрать из перечня только те страны, жители которых находятся в зоне повышенного личного и имущественного риска из-за стихийных бедствий, поэтому им необходимо чаще других пользоваться услугами страхования:

1) Иран 2) Австралия 3) Перу 4) ЮАР 5) Финляндия 6) Япония 7) Мексика 8) Чили 9) Великобритания10) Венесуэла 11) Мадагаскар 12) Греция 13) Индонезия

Чтобы выполнить это задание, сопоставь карту сейсмических поясов с политической картой мира. Таким образом ты сможешь определить, какие страны находятся в сейсмоопасных районах.

1) Какие изменения численности населения произошли за период с 1800 по 2019 г.? 2) В чем причины изменения численности населения? 3) В какие промежутки времени темпы изменения численности населения были наименьшими и наибольшими? С чем это связано? Год 1800 Численность населения мира, млн чел. 1000 1900 1950 1656 1999 2528 2007 6000 2017 6665 7531 2019 2030 (прогноз) 7678   1) В каком регионе мира с 1800 по 1999 г. численность населения была наибольшей, а в каком – наименьшей? 2) Какие изменения в численности населения по регионам мира произошли за данный период времени? Объясните причины. 3) В каком регионе мира с 1999 по 2019 г. численность населения была наибольшей, а в каком – наименьшей? 4) Какие изменения в численности населения по регионам мира произошли за данный период времени? Объясните причины.

1) Какие изменения численности населения произошли за период с 1800 по 2019 г.?

2) В чем причины изменения численности населения?

3) В какие промежутки времени темпы изменения численности населения были наименьшими и наибольшими? С чем это связано?

Год

1800

Численность населения мира, млн чел.

1000

1900

1950

1656

1999

2528

2007

6000

2017

6665

7531

2019

2030 (прогноз)

7678

 

1) В каком регионе мира с 1800 по 1999 г. численность населения была наибольшей, а в каком – наименьшей?

2) Какие изменения в численности населения по регионам мира произошли за данный период времени? Объясните причины.

3) В каком регионе мира с 1999 по 2019 г. численность населения была наибольшей, а в каком – наименьшей?

4) Какие изменения в численности населения по регионам мира произошли за данный период времени? Объясните причины.

Используемые источники

Используемые источники

“ Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор”   Брюс Ли

“ Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор”

Брюс Ли

   “ Вам не обязательно видеть всю лестницу целиком, просто  сделайте первый шаг”   Мартин Лютер Кинг-младший

“ Вам не обязательно видеть всю лестницу целиком, просто сделайте первый шаг”

Мартин Лютер Кинг-младший