Выступление на педагогическом совете по теме
«Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях».
Цель выступления:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность»;
2. Определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
3. Повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев)
Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
креативное мышление;
глобальные компетенции.
Между направлениями есть общее – связь с жизнью.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире. В сегодняшней школе ребенок не только должен получать знания, но и применять их на практике. В обновленных ФГОС уточнено, что для реализации программ для участников образовательных отношений должны быть созданы условия по формированию функциональной грамотности, чтобы научить детей быть гибкими, коммуникабельными. Одной из задач педагогических работников, чтобы в рамках ежедневной деятельности на своих уроках решать те задания, которые связаны с функциональной деятельностью, которые помогают сформировать функциональную грамотность. Это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу.
В работе по формированию функциональной грамотности в школе должны применятся:
-Учебные задания: задания на перенос знаний из пассивных в активные;
-Мотивирующие учебные ситуации: создание ситуации инициирующие учебную деятельность школьников;
-Межличностные отношения: общение на основе сотрудничества: учитель- ученик.
Системно-деятельностный подход поможет учащимся развивать свою функциональную грамотность).
Также даются следующие рекомендации для работы школы по формированию функциональной грамотности:
• Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
• Обучение должно носить деятельностный характер.
• Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
• Использовать продуктивные формы работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);творческие задания, ролевые и деловые игры, исследовательская работа.
• Применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
• Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
• Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
• Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Функциональная грамотность в школе должна развивается в рамках:
1. Уроков (достижение метапредметных результатов)
2. Проектной деятельности
3. Введения курса внеурочной деятельности
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Индикаторами функциональной грамотности школьников являются следующие показатели:
Индикаторы функциональной грамотности школьников | Показатели функциональной грамотности школьников |
Общая грамотность | Написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на все вопросы без затруднений в построении фраз и подборе слов; написать заявление, заполнять анкеты и бланки |
Компьютерная | Искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях | Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботится о своём здоровье; как вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности |
Информационная | Искать и выбирать нужную информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию |
Коммуникативная | Работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы |
Владение иностранными языками | Перевести со словарём несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своём городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов, бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы |
Грамотность при решении бытовых проблем | Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой |
Правовая и общественно-политическая грамотность | Отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. |
Отвечая вызовам общества, учитывая поставленные государством задачи по формированию и развитию функциональной грамотности школьников, федеральные государственные образовательные стандарты «заточены» на решение проблем повышения качества общего образования, имеют целевые установки именно на те позиции, в которых мы проваливаемся в сравнении с другими странами.
Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.