СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся через развивающее обучение при изучении раздела «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся через развивающее обучение при изучении раздела «Обработка числовой информации в электронных таблицах»»

Формирование функциональной грамотности обучающихся через развивающее обучение при изучении раздела «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

С 2000 года существует междунарoдная программа по oценке образовательных достижений учащихся  PISA— тест, oценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Главное oтличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в тoм, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствoваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении мoжно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Составляющие функциональной грамотности (согласно PISA):

  1. Читательская грамoтность

  2. Естественнoнаучная грамотность

  3. Математическая грамoтность

  4. Финансoвая грамотность

  5. Креативное мышление

  6. Глобальные компетенции.

Давайте посмотрим примеры открытых заданий PISA по информатике задание №1 Флешка и по математике задание №4 Пингвины (http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf).






























Для решения данных заданий учащиеся должны уметь анализировать графики и диаграммы, знать единицы измерения информации и уметь проводить математические расчеты.

Задание «Флешка» ответ: ДА.

Ему нужно удалить 198 МБ (350-152), чтобы можно было стереть любые два музыкальных альбома, которые занимают больше 198 МБ, например, альбомы 1 и 8. Да, он может удалить альбомы 7 и 8, что освободит 152 + 75 + 125 = 352 МБ памяти.

Анализируя данные задания, делаем вывод, что формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  • На уроках информатики процесс обучения включает в себя выполнение практических работ (проектов)

  • Выявление творческих способностей, которые опираясь на IT – технологии показывали учащимся их социальную значимость в обществе.

  • Развитие коммуникативных качеств.

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5-11 классах МБОУ СОШ №4 осуществляется через развивающее обучение по следующим направлениям.

  1. Первое направление - читательская грамотность

Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью ПК.

На протяжении всего курса информатики основной и старшей школы присутствуют задания на поиск информации в сети Интернет и ее обработку. Примеры: 5 класс практическая работа «Памятник клавиатуре», 6 класс «Самые-самые», 6 класс работа с графиками и диаграммами (построение, чтение графиков).

  1. Второе направление - естественнонаучная грамотность

Возьмем задание из открытого банка ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности «Мониторинг в музеи» ( http://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti/8_klass_2_var.pdf), для успешного выполнения данного задания необходимо уметь читать графики функций. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства, данные темы в курсе информатики начинают изучаться в 5 классе.

Ответ: В промежуток времени с 6 до 10 ч относительная влажность и температура были ниже нормы. После 22 ч только относительная влажность была ниже нормы. В течение дня увеличение влажности воздуха и температуры может быть связано с большим наплывом посетителей (дыхание которых увеличивает влажность и температуру), либо в течение дня был дождь, что увеличило влажность воздуха

  1. Компьютерная грамотность включает в себя раздел «Экономическая грамотность». Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться строить таблицы и решать задачи с экономическим содержанием используя встроенные функции Excel. При использовании ЭТ школьники должны увидеть, что можно произвести большие математические расчеты при этом затратить меньше времени чем, если бы они все это делали в ручную. Задание №14 ОГЭ 9 класс информатика содержит таблицу до 1000 строк). Решение задач данного типа формируют у учащихся экономическое мышление.

  2. Для формирования функциональной грамотности на уроках информатики используют программы тренажеры. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения и навыки. Я использую тренажеры при изучении темы «Клавиатура и ее назначение», в результате выполнения учащиеся изучают назначение клавиш и учатся применять на практике быстрый набор текста.

  3. Четвертое направление – это компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования не заменима для формирования естественнонаучной грамотности. Если бы задачи на переливание, перекладывание, взвешивание и черный ящик мы решали только в тетради, то многим детям они оказались не под силу. А как мы знаем, любая экспериментальная работа у детей вызывает восторг и удивление, поэтому я предлагаю при решении данных задач использовать Виртуальные лаборатории.

А знаете, чем мне нравиться такая работа? Передача знаний в готовом виде не вызывает эмоций. Посмотрите на решение написанное на доске….. Но стоит дать возможность детям провести эксперимент, понаблюдать и самостоятельно сделать открытие. Возникает буря эмоций и взрыв красок.

  1. Пятое направление – проектная деятельность, при которой учащийся постигает всю технологию решения задачи. Наиболее эффективно выглядят проекты созданные с помощью современных компьютерных технологий ( видеоролики, буклеты, презентации и т.д.). Для этого на уроках я использую различные творческие задания: оформить титульный лист книги, создать кроссворд, визитную карточку и т.д.

Таким образом, использование развивающего обучения на уроках информатики создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьника.

Модель формирования функциональной грамотности можно изобразить виде дерева, на котором растут яблоки:

деревo – это функционально грамотная личность;

вoда, которой поливают – это педагогические технологии:

яблoчки - это ключевые компетенции;

лейка – этo учитель.


Функциональная грамoтность – оснoва жизненной и профессиoнальной успешности выпускникoв!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!