Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности при проведении уроков математики с учетом применения межпредметных связей»
Формирование функциональной грамотности при проведении уроков математики с учетом применения межпредметных связей
Учитель математики
МБОУ «Мельничновская СШ»
Билялов Э.Э.
Определение математической грамотности
Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Образовательный предмет математики по праву стоит в центре межпредметных связей. Более того, он является метапредметным, и многие его элементы содержания обучения и соответствующие компетенции являются общеобразовательными. То есть он обладает большим и неисчерпаемым потенциалом межпредметных связей и отношений с возможностями позитивного влияния на другие образовательные предметы в ходе их активного и плодотворного сотрудничества.
Развитие умений, составляющих основу математической грамотности
Рассмотрим еще определение функциональной грамотности. Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Таким образом общим для двух приведенных определений является то, что обучающиеся должны обладать знаниями и умениями для решения широкого диапазона жизненных задач. Но как было сказано, для развития функциональной грамотности требуется специально организованная деятельность по решению практических (или надпредметных) задач.
Пример 2. (Задание ВПР математика 8 класс)
Прочтите текст
Масса самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера — в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли — Луна — самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землёй равно в среднем 380000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. Сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше силы тяжести, действующей на поверхности Земли. Например, автомобиль, масса которого 600 кг, на Луне весил бы не 6000 Н, как на Земле, а 1000 Н, что соответствует 100 кг на Земле. Чтобы покинуть Луну, тела должны иметь скорость не 11 км/с, как на Земле, а 2,4 км/с. А если бы человек высадился на Юпитер, масса которого во много раз больше массы Земли, то там он весил бы почти в 3 раза больше, чем на Земле.
Сможет ли семиклассник поднять на Земле предмет, который на Луне весит 60 Н? Ответ обоснуйте .
В рамках рассмотрения данного задания следует отметить, что, во-первых, изучение материала о весе различных объектов на разных небесных телах в курсе физики изучается в 9 классе, а значит обучающиеся должны абстрагироваться от физического содержания текста, что достаточно тяжело без специальной подготовки. Во-вторых, сам текст достаточно обширен и требует от ученика умения извлечь из текста необходимую информацию и составить необходимую математическую модель.
ВЫВОДЫ
Успешная деятельность учителя по реализации метапредметных связей требует специальных условий:
- - координацию учебных планов и программ;
- - координацию учебников и методических пособий;
- - разработанную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую;
- - эффективные способы проверки этого умения.
Улучшение системы межпредметных связей предполагает и совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в обучении, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов одновременно, с участием двух или нескольких учителей.
Спасибо за внимание!