Здравствуйте, тема моего доклада
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках истории в 5 классе».
Для того, чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность? Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Поскольку формирование функциональной грамотности является одной из основных задач современной педагогической деятельности, ее реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе и история.
На уроках истории, применяя различные формы работы учитель может формировать все составляющие функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Я хочу рассмотреть задания для учащихся 5 класса, направленных на формирование ряда компонентов функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира. Подобного рода задания, которые в том или ином объеме могут применятся на уроках, позволяют учителю регулярно, не отходя от темы, развивать необходимые компетенции.
Хочу остановиться на читательской грамотности. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. На уроках истории читательская грамотность формируется при чтении текста параграфа и ответе на вопросы учителя, в процессе выделения основной мысли и составлении плана параграфа, при формулировании определений исторических терминов с опорой на текст, выполнении заданий на поиск ошибок в тексте.
Задание 1. Найдите ошибки.
Один ученик написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями он напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у других медные.
Тут в загоне заблеяли козы. Они сломали загородку и убежали. Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было – в е времена их еще не приручили…»
Тема «Жизнь первобытных людей»
Задание: найдите фактические ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад … Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Задание 2. Завоевания Тутмоса III
Самым выдающимся из фараонов захватчиков и великих стратегов, был Тутмос III, живший в 15 веке до нашей эры. Его походы считаются самыми значимыми. При правлении Тутмоса III, границы Египта на много расширились, а схватка при Мегидо вошла в исторические летописи не только как масштабное сражение, но и как сражение, в котором были применены тактика и стратегия боя.
В дальнейшем Тутмос III полностью захватил Палестину и Сирию. Фараон часто совершал военные экспедиции в захваченные районы и закреплял военные победы, возводил на этих землях крепости и военные сооружения. Другие государства платили большую дань, во избежание военных действий с хорошо выученной армией Египта.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Какие страны захватил Тутмос III ?
- Какими способами фараон закреплял свое могущество ?
- Попробуйте составить короткий рассказ от имени Тутмоса III.
Тема «Первый властелин единого Китая»
Задание: подготовьте развернутый ответ
на вопрос «Чему учил китайский мудрец Конфуций?».
Для этого вспомним:
- Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям и сестрам)?
- Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании старинных книг?
- Какой китаец считался воспитанным и учтивым?
- Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?
Сделайте вывод.
Тема «Древняя Индия»
Задание: прочитать текст параграфа, заполнить пропуски в схеме.
На уроках истории также можно формировать и креативное мышление. Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Перед вами задания для формирования и креативного мышления на уроках истории Древнего мира в 5 классе
Тема «Древняя Греция»
Задание: Подумайте, какое значение имели изобретения древних греков для развития человечества. Приведите минимум два факта в подтверждение своего мнения.
Тема «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
Задание: Составьте рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.
Тема «Библейские сказания»
Задание: Опишите рисунок
«В Древней Палестине». Почему
на рисунке не видно кирпичных и деревянных домов
Тема «В городе богини Афины»
Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.