СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по «Финансовой грамотности» в 3 классе по теме: «Что такое деньги?» (предмет «Окружающий мир»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на формирование финансовой грамотности  для обучающихся 3 классов.  Методическая разработка раскрывает вопросы о том, что такое деньги, историю возникновения денег, их использование. Методической разработкой могут пользоваться педагоги начального общего образования  разных образовательных организаций для проведения уроков так и занятий во внеурочной деятельности по  формированию функциональной или финансовой грамотности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по «Финансовой грамотности» в 3 классе по теме: «Что такое деньги?» (предмет «Окружающий мир»)»


Управление общего и профессионального образования администрации

Чайковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


Муниципальный смотр-конкурс методических материалов



Номинация:

ФГОС начального общего образования

формирование метапредметных результатов















Методическая разработка

урока по «Финансовой грамотности»

в 3 классе по теме: «Что такое деньги?»

(предмет «Окружающий мир»)
























Авторы:

Яшенина Людмила Ивановна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 4






Чайковский, 2019

Аннотация

Методическая разработка направлена на формирование финансовой грамотности для обучающихся 3 классов. Методическая разработка раскрывает вопросы о том, что такое деньги, историю возникновения денег, их использование. Методической разработкой могут пользоваться педагоги начального общего образования разных образовательных организаций для проведения уроков так и занятий во внеурочной деятельности по формированию функциональной или финансовой грамотности младших школьников.



Ключевые слова:

финансовая грамотность, экономика, смысловое чтение, бюджет, деньги, критическое мышление, сплошной текст, несплошной текст































Содержание



  1. Введение…………………………………………………………………с. 4-5


  1. Основная часть

    1. Общие сведения об уроке………………………………………….с. 6

    2. Технологическая карта урока……………………………………..с.7-10

  2. Заключение……………………………………………………………...с.11

  3. Список использованных источников………………………………..с.12

Приложения……………………………………………………….с.13-18


































Введение


«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость, 

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах



Своевременность разработки урока обусловлена потребностью обучающихся в реализации способностей и возможностей в аспекте овладения финансовой грамотностью и навыками смыслового чтения как основы социализации.

Новизна методической разработки состоит в объединении двух дисциплин вокруг работы с текстом и формированию основ финансовой грамотности и смыслового чтения младших школьников через возможность интегрирования тем по данным дисциплинам в образовательные программы различных учебных предметов: математика, окружающий мир.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений.

В ФГОС также подчеркивается важность обучения смысловому чтению школьников, так как посредством чтения осваиваются и другие дисциплины.

Считаем, что связующим звеном смыслового чтения и финансовой грамотности является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.  Работу с текстом предлагаем проводить, используя технологии критического мышления, проблемного обучения на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения и технологии. А также можно организовывать занятия во внеурочное время, привлекая родителей обучающихся, педагогов-предметников, старшеклассников.

Цель

  • формирование у младших школьников навыков смыслового чтения и основ рационального финансового поведения через организацию работы с текстом.

Задачи

  • знакомить с основными экономическими понятиями;

  • осваивать приёмы работы с экономической информацией;

  • учить грамотно действовать в повседневной жизни, используя экономические навыки;

  • учить вычленять и осмысливать актуальную информацию из сплошных и несплошных текстов и переводить из одной формы в другую.


Планируемые результаты

Предметные:

  • представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики.


Метапредметные

Познавательные: 

  • умение выбрать способы и найти информацию для её решения и структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

Регулятивные:

  • планирование, прогнозирование коррекция и оценка результата.

Коммуникативные: 

  • умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей,  доказывать свои суждения.

Личностные:

  • воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости.



















Основная часть


Методическая разработка урока

по окружающему миру по теме: «Что такое деньги?»

в 3 классе

(с элементами смыслового чтения и финансовой грамотности)

УМК «Школа России»



Общие сведения урока

Тема урока: Деньги: что это такое?

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: раскрыть роль денег в экономике страны

Дидактические задачи:

  • изучить историю денег;

  • научить называть виды денежных знаков;

  • научить находить актуальную финансовую информацию из разных источников (с денежной банкноты).

Дидактические средства на уроке: учебник, раздаточный материал для обучающихся, денежные банкноты, монеты, компьютер, проектор

Планируемые результаты

Личностные:

  • Воспитания бережливость и уважительного отношения к деньгам

Предметные:

  • Познакомится с понятием «деньги»

  • Рассмотреть виды денег

  • Выяснить необходимость денег

  • Научиться извлекать информацию из банкноты

  • Применять полученные знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

  • Регулятивные: выполнять учебные занятия в соответствии с целью, контролировать выполнение действий и вносить изменения, оценивать результаты решения поставленных задач

  • Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке

  • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Основные понятия: деньги, банкнота, монета, номинал

Форма обучения: групповая (в парах)

Межпредметные связи: смысловое чтение, финансовая грамотность

Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал


На уроке использована технология «Смыслового чтения». Целью смыслового чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

примечание

Организационный момент

Приветствие учеников

Приветствие учителя


Мотивационный момент

Организация выставки денежных купюр и монет

Формулировка темы урока

Использование элементов смыслового чтения

Приложение 1

Приложение 2

Актуализация знаний учащихся

Применение приема критического мышления: игра «Верю-не верю»

Отвечают на вопросы

Изучение новых знаний
























Первичная проверка пониманий изученного

1. Организует чтение текста «История денег» и предлагает выполнить задание по тексту

2.Рассказ учителя о первых деньгах

1.Чтение небольшого текста об истории денег, отмечают в тексте:

«+» неожиданный интересный факт

«v» мне было это известно

«?» у меня возник вопрос

2. Предлагает задание: рассмотреть купюру и ответить на вопрос: «Что вы увидели на купюре?»

2.Чтение несплошного текста (денежная банкнота),

отвечают на вопрос


Пример ответов:

а) число – это номинал купюры

б) памятник – это говорит о том, что деньги РФ

в) признаки подлинности банкноты

3. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68.

4. Ответы на вопросы по прочитанному тексту:
– Назовите два способа обмена…..
– Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)
– Приведите пример бартера.
– Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты).
– Назовите денежные единицы разных стран

Читают текст, отвечают на вопросы учителя


Физкультминутка


- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

«Дорого - дешево»:

На вес золота – дорого

За бесценок – дешево

Не подступиться – дорого

Как задаром – дешево

Цена кусается – дорого

Не по карману – дорого

Влетит в копеечку – дорого

За грош – дешево

Выполняют упражнения:

если дорого – прыгаем слегка вверх, если дешево – приседаем


Закрепление изученного

Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.

Организует проверку

Отвечают на вопросы викторины



Приложение 3

Контроль и самоконтроль

Заполните карточки.

(Деньги)____- особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Для этого происходит _____ (обмен товарами).

Есть два способа обмена: ­­­­­_____ (бартер и купля – продажа).

Стоимость товара указывает ____(цена).

В качестве оплаты за работу получают ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____(зарплату)

Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения).

Заполняют карточки


Обобщение и систематизация

Задает вопрос: «Где люди используют деньги?»

Отвечают на вопрос

(в магазине,

в аптеке,

в транспорте

и т.д.)


Домашнее задание

- Найти пословицы о деньгах. Узнать как по-другому называются

стороны монеты.

-Творческое задание нарисовать какие могут быть деньги на других планетах?

Записывают в дневник и выполняют по выбору


Подведение итогов

Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?

Что такое деньги?

Как появились деньги?

Какими были первые деньги?

Отвечают на вопросы


Рефлексия

Приём «Что, если…?»

выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий



Оцените себя:

Если у вас всё получилось поставьте себе-5 баллов;

Если вам нужна была помощь на уроке-4 балла,

Если вы ничего не поняли: 3 балла

Дети оценивают себя на листах оценки




























Заключение


Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Применение в работе педагога методической разработки даёт возможность формировать у детей грамотное финансовое поведение, учит пользоваться и уметь применять деньги в современной быстро меняющейся реальности. Ведь взрослым не хватает знаний и умений в финансовой грамотности. Школа должна идти на шаг впереди, чтобы научить ребёнка жить в современном времени.






























Список литературы


  1. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.

  2. . Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. М.- 1997.- 78с.

  3. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.

  4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

  5. Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

  6. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.- М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.































Приложение 1

Игра «Верю -не верю»

  1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?

(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).

  1. Верите ли вы, что жители островов Санта- Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта- Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10сантиметров).

  1. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)

  1. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?

(Да. В Бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий Архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как«Остров каменных денег»)





























Приложение 2

В качестве денег древние люди использовали оригинальные предметы различных форм, размеров, видов. Так, например, в качестве платежного средства в Африке использовали деньги в виде брусков соли. Что еще использовали в качестве денег?

Раковины улитки – одни из самых первых форм древней валюты. Они компактные, легкие и прочные, к тому же их очень трудно подделать. Приведем семь необычных форм древней валюты:

— грецкие орехи,
— домашний скот,
— какао бобы,
— «кирпичный чай»
— пряности,
— беличьи шкурки,
— зубы дельфинов.

Со временем в роли денег наиболее активно «выступили» драгоценные металлы.

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.























Приложение 3

«Какой обмен совершается?»

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.

"Сказка о петушке и бобовом зернышке".

"Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку" (бартер)

"Сказка о мужике-бедняке".

"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" (Купля – продажа)

«Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха, 
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

(Купля – продажа)

«По щучьему велению»

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)

«Гуси – Лебеди»

– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)







Приложение 4

Основные виды денег





Центральный банк – главный банк государства



Приложение 5

Контроль

  • ____- особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

  • Для этого происходит __________________.

  • Есть два способа обмена: ­­­­­__________________.

  • Стоимость товара указывает __________________.

  • В качестве оплаты за работу получают ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________.

  • Часть денег откладывают на будущее – это ________.