Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках физической культуры
Физическая культура одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учёбе, поведение в быту, в общении. Чаще всего физическая культура для нас это просто выполнение каких-нибудь упражнений, или действий на уроках. Но кроме этого нужно ещё использовать теоретические знания, математические знания, естественнонаучные знания, таким образом на уроках физической культуры
необходимо развивать функциональную грамотность. Впервые термин «функциональная грамотность» введён ЮНЕСКО в 1957г. И понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».
Функциональная грамотность- это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Функциональная грамотность подразделяется на несколько типов: математическая; финансовая; естественнонаучная; глобальные компетенции; читательская; критическое мышление. На уроках физической культуры мы развиваем математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность. Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Главная задача урока физической культуры- это обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятий. Но мы не должны забывать и о теоретических сведениях, это могут быть исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнений, примеры возможных ошибок и как их избежать. Нужно не только рассказывать всё это учащимся, но и проверять усвоение ими этих знаний. Самое простое – это рефлексия, т.е опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнение таблицы, подготовить сообщение по теме, написать реферат. Дети должны понимать, чему они научились, для чего они это делают. Также функциональную грамотность можно развивать принимая участие с детьми в интернет конкурсах и олимпиадах. На уроке можно использовать задания творческого характера – это отгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, различных головоломок, задания с выбором ответа, а также открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Это и есть основа функциональной грамотности.
В начале своего выступления, я уже говорил о том, что на уроках физической культуры, чаще всего развиваются определённые типы функциональной грамотности – это читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. В чём же заключается основа математической грамотности – это когда ребёнок на уроке производит математические расчёты, умеет перевести одну единицу измерения в другую, вычислять проценты. Я сейчас приведу пример, как можно и нужно развивать математическую грамотность: даётся задание измерить пульс : пульс подсчитывают обычно за 10- секундный интервал, используя секундомер. На какое число нужно умножить полученный показатель, чтобы получить значение ЧСС за 1 мин?
А – на 10
В – на 15
С – на 6
Д – на 9
Здесь ученики вспоминают и применяют соответствующие математические знания. Демонстрируют знания и понимание математических понятий. Также для развития математической грамотности на уроках можно использовать комплексы упражнений на 32 счёта, построения в 1-2-3 шеренги, колонны, различные перестроения из колонны или шеренги по 1 в колонну или шеренгу по два и по три, на месте и в движении. Участие в судействе. Также для развития этой грамотности ребёнок может участвовать в различных эстафетах. Например эстафета «лесенка»: дети делятся на две команды, по одному из каждой команды, участники эстафеты бегут к гимнастической стенке (лесенке), на ступеньках которой прикреплены карточки с примерами, срывают по одной карточке и возвращаются обратно к своей команде, где дети коллективно решают пример, ответ записывают маркером. После окончания эстафеты, ответы сдают учителю. Побеждает та команда, у которой больше всего правильных ответов.
Также можно провести эстафету которая называется «живая арка».
В этой эстафете дети должны принять положение упор лёжа, кроме первого. По сигналу первый перепрыгивает через всех учащихся и принимает упор лёжа впереди всех – это сигнал для второго участника, он выполняет то же самое задание и так все по очереди, пока не доберутся до математического задания. Решают задания все вместе и возвращаются обратно таким же (образом принимая упор лёжа).
Также можно провести игру под названием «молекулы»: дети свободно перемещаются по залу, затем по сигналу учителя, взявшись за руки, образуют пары, тройки, пятёрки и т.д.
Следующий тип функциональной грамотности – это читательская грамотность, формирование смыслового чтения, то есть когда ребёнок понимает и использует письменные тексты разных форматов для достижения различных целей, находит и извлекает нужную для достижения цели информацию. Например, тема « кувырок вперёд перекатом назад в стойку на лопатках». Вначале я даю детям отрывок из текста в произвольном порядке, в разбросанном виде, например: 1. Переворачиваясь через голову. 2. Принять упор присев, далее. 3. Из упора присев. 4. Удерживать туловище в вертикальном положении. 5. Наклоняя голову вперёд. 6. Поднять их вверх. 7. Сделать перекат на шею и лопатки взять группировку. 8. Перекат назад лёжа на спине. 9. Руками опереться в поясницу.
Здесь как вы видите получается какой-то ребус, я думаю, что всё сказанное мною ни кто не понял. А вот как будет звучать правильный текст: Из упора присев, наклоняя голову вперёд, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки взять группировку, принять упор присев, далее перекат назад лёжа на спине, выпрямляя ноги, поднять их вверх, руками опереться в поясницу, удерживать туловище в вертикальном положении. Здесь дети должны из отрывков текста, правильно сформулировать и собрать текст, в правильном порядке.
И ещё один из примеров который может дать учитель ученикам. Предлагает учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 мин. Для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности. Также можно использовать тесты, где нужно выбрать один правильный ответ, это тоже один из приёмов развития читательской грамотности.
Следующий тип функциональной грамотности естественнонаучные знания, когда ученик умеет формулировать гипотезу, провести эксперимент, интерпретировать результаты исследования, объяснять явления и процессы с научной точки зрения. Один из вариантов который можно дать ребёнку на уроке: вопрос №1 При лёгкой физической нагрузке, пульс достигает 100-120 уд/мин., во время средней 130-150 уд/мин, при высокой 160-190 уд/мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?
А - Ходьба
В – Прогулка на велосипеде
С – Бег по пересечённой местности.
В данном случае при решении этой задачи, ребёнок вспоминает, распознаёт и применяет соответствующие естественнонаучные знания. Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий.
Здесь можно ещё дать задание на установление правильной последовательности: 1. Установить правильную последовательность обучения техники броска баскетбольного мяча двумя руками от груди.
А – Броски мяча со средней дистанции ( 3 м. – 3.60 м ).
Б – Согласованность движений рук и ног.
В – Броски мяча в сочетании с другими техническими приёмами.
Г – Исходное положение.
Д – Бросок мяча с близкой дистанции ( 1.5 – 2 м ).
Е – Выпуск мяча с различной траекторией полёта.
На основании представленных примеров мы можем сделать вывод, для чего же нужна функциональная грамотность на уроках физической культуры, для того чтобы: 1. Активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий. 2. Создавать условия для проявления самостоятельности. 3. Личной ответственности за свою работу, за поведение в целом. 4. Приучать их владеть своими эмоциями.