СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики в малокомплектной школе»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики в малокомплектной школе»»

« Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики в малокомплектной школе »  Белова Юлия Алексеевна Учитель математики  МОУ Маймерской ООШ  2022

« Формирование функциональной грамотности школьников

на уроках математики в малокомплектной школе »

Белова Юлия Алексеевна

Учитель математики

МОУ Маймерской ООШ

2022

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.  Аристипп

Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Способность взаимодействовать с окружающим миром   Способность решать учебные и житейские задачи   Готовность и способность строить отношения   Владение рефлексивными умениями

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Способность взаимодействовать с окружающим миром

Способность решать учебные и житейские задачи

Готовность и способность строить отношения

Владение рефлексивными умениями

Математическая грамотность  Пониманием роли математики в реальном мире  Умением высказывать аргументированные математические суждения Применением математики для удовлетворения потребностей человека.

Математическая грамотность

Пониманием роли математики в реальном мире

Умением высказывать аргументированные математические суждения

Применением математики для удовлетворения потребностей человека.

Методы и приемы  Практические методы, нестандартное мышление  Словесные методы Наглядные методы Опорные схемы, таблицы.  Игровые приемы Проблемно-поисковые методы

Методы и приемы

Практические методы, нестандартное мышление

Словесные методы

Наглядные методы

Опорные схемы, таблицы.

Игровые приемы

Проблемно-поисковые методы

Действительные числа Мой заработок за последний месяц вместе со сверхурочными составляет 250 рублей. Основная плата на 200 рублей больше, чем сверхурочные. Как велика моя заработная плата без сверхурочных? Характеристика задачи: Область содержания – неопределенность и данные Компетентностная область оценки – рассуждать и формулировать Контекст – личный Уровень сложности – легкий Формат ответа – развернутый ответ Объект оценки – нахождение заработной платы Система оценивания - 1 балл(неполный ответ),2 балла(полный ответ), 0 баллов (ответа и решения нет).

Действительные числа

Мой заработок за последний месяц вместе со сверхурочными составляет 250 рублей. Основная плата на 200 рублей больше, чем сверхурочные. Как велика моя заработная плата без сверхурочных?

Характеристика задачи:

Область содержания – неопределенность и данные

Компетентностная область оценки – рассуждать и формулировать

Контекст – личный

Уровень сложности – легкий

Формат ответа – развернутый ответ

Объект оценки – нахождение заработной платы

Система оценивания - 1 балл(неполный ответ),2 балла(полный ответ), 0 баллов (ответа и решения нет).

Выбирать нужную информацию и использовать ее. Задача: Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4 км/ч, скорость его дочери 3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того, как Жучка начала бегать

Выбирать нужную информацию и использовать ее.

Задача: Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4 км/ч, скорость его дочери 3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того, как Жучка начала бегать

Решение. 300 * 3 = 900 м - расстояние, которое пробежала Жучка. Условия скорости мужчины и его дочери были лишними. Сложная задача оказалась очень простой Проблемно-поисковые методы.

Решение. 300 * 3 = 900 м - расстояние, которое пробежала Жучка. Условия скорости мужчины и его дочери были лишними. Сложная задача оказалась очень простой Проблемно-поисковые методы.

Наглядные методы . Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?

Наглядные методы .

Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?

Ответ: С 1 этажа на третий 2 проёма, значит, на 1 проём 6:2=3 сек, тогда с1 по5 - 4 проёма, 4 *3 = 12 секунд.

Ответ: С 1 этажа на третий 2 проёма, значит, на 1 проём 6:2=3 сек, тогда с1 по5 - 4 проёма, 4 *3 = 12 секунд.

Закрепления материала в 6 класс. Старинные задачи : Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Закрепления материала в 6 класс.

Старинные задачи : Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

  (x + 12):12 = x + 5, где x руб. — стоимость кафтана. Но можно и проще: работник не получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев),   поэтому за один месяц ему платили 7:5 = 1,4 (руб.),   а за 7 месяцев он получил 7 ·1,4 = 9,8 (руб.), тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).

  (x + 12):12 = x + 5, где x руб. — стоимость кафтана.

Но можно и проще:

работник не получил 12 – 5 = 7 (руб.) за 12 – 7 = 5 (месяцев),  поэтому за один месяц ему платили 7:5 = 1,4 (руб.),  а за 7 месяцев он получил 7 ·1,4 = 9,8 (руб.),

тогда кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).

Тема «Площади» 5 класс.

Тема «Площади» 5 класс.

  «Урок одной задачи» Цель урока  - рассмотреть несколько арифметических способов решения одной и той же задачи, научить учащихся выбирать наиболее рациональный путь решения. За три дня турист прошёл 40 км. В первый день он прошёл 40%, а во второй день — 30% всего пути. Сколько километров прошёл турист в третий день?

  «Урок одной задачи»

Цель урока  - рассмотреть несколько арифметических способов решения одной и той же задачи, научить учащихся выбирать наиболее рациональный путь решения.

За три дня турист прошёл 40 км. В первый день он прошёл 40%, а во второй день — 30% всего пути. Сколько километров прошёл турист в третий день?

Составить рисунок – график условия задачи. 1-й способ. 40% + 30% = 70%  = 0,7 пути прошёл турист за 2 дня.  40 * 0,7 = 28 (км) прошёл турист за 2 дня.  40 – 28 = 12 (км) прошёл турист за 3-й день. Ответ : 12 км. 2-й способ. 40% = 0,4,   30% = 0,3.  40 * 0,4 = 16 (км) прошёл турист за 1ый день.  40 * 0,3 = 12 (км) прошёл турист за 2ой день.  16 + 12 = 28 (км) прошёл турист за два  дня.  40 – 28 = 12(км) прошёл турист за 3ий день. Ответ : 12 км.

Составить рисунок – график условия задачи.

1-й способ.

40% + 30% = 70%  = 0,7 пути прошёл турист за 2 дня. 40 * 0,7 = 28 (км) прошёл турист за 2 дня. 40 – 28 = 12 (км) прошёл турист за 3-й день.

Ответ : 12 км.

2-й способ.

40% = 0,4,  30% = 0,3. 40 * 0,4 = 16 (км) прошёл турист за 1ый день. 40 * 0,3 = 12 (км) прошёл турист за 2ой день. 16 + 12 = 28 (км) прошёл турист за два  дня. 40 – 28 = 12(км) прошёл турист за 3ий день.

Ответ : 12 км.

3-й способ. 100% составляет весь путь.  40% + 30% = 70%  пути прошёл турист за 2 дня.  100% – 70% = 30% пути осталось пройти в 3ий день.  40 * 0,3 = 12 (км) прошёл турист за 3ий день. Ответ : 12 км. 4-й способ. 40 – (40 *0,4 + 40 * 0,3) = 40 – (16 + 12) = 40 – 28 = 12 (км) прошёл турист за 3ий  день. Ответ : 12 км. 5-й способ. 40 : 100 = 0,4 (км) составляет 1%.  0,4 * 40 =16  (км) прошёл турист за 1ый день  0,4 * 30 = 12 (км) прошёл турист за 2ой день.  16 + 12 = 28 (км) прошёл турист за два  дня.  40 – 28 = 12(км) прошёл турист за 3ий день. Ответ : 12 км.

3-й способ.

100% составляет весь путь. 40% + 30% = 70%  пути прошёл турист за 2 дня. 100% – 70% = 30% пути осталось пройти в 3ий день. 40 * 0,3 = 12 (км) прошёл турист за 3ий день.

Ответ : 12 км.

4-й способ.

40 – (40 *0,4 + 40 * 0,3) = 40 – (16 + 12) = 40 – 28 = 12 (км) прошёл турист за 3ий  день.

Ответ : 12 км.

5-й способ.

40 : 100 = 0,4 (км) составляет 1%. 0,4 * 40 =16  (км) прошёл турист за 1ый день 0,4 * 30 = 12 (км) прошёл турист за 2ой день. 16 + 12 = 28 (км) прошёл турист за два  дня. 40 – 28 = 12(км) прошёл турист за 3ий день.

Ответ : 12 км.

Игровые методы (технологии):  игровые формы обучения на уроках позволяют эффективно взаимодействовать педагогу и учащимся, в непосредственной обстановке проявлять школьникам элементы соревнования и искреннего интереса;  в процессе игр дети узнают дополнительную информацию об окружающем мире;  в игре заложены большие педагогические и образовательные возможности.

Игровые методы (технологии):

  • игровые формы обучения на уроках позволяют эффективно взаимодействовать педагогу и учащимся, в непосредственной обстановке проявлять школьникам элементы соревнования и искреннего интереса;
  • в процессе игр дети узнают дополнительную информацию об окружающем мире;
  • в игре заложены большие педагогические и образовательные возможности.
“ Кнопка лифта” В девятиэтажном доме есть лифт. На первом этаже живут два человека, но чем выше, тем количество жильцов становится больше. Подумайте, какая кнопка нажимается этими людьми чаще остальных?

Кнопка лифта”

В девятиэтажном доме есть лифт. На первом этаже живут два человека, но чем выше, тем количество жильцов становится больше. Подумайте, какая кнопка нажимается этими людьми чаще остальных?

“ Страйк!” Давайте поиграем в боулинг? Нужно выбить 100 очков! Чтобы получилось такое число, какие три кегли должны упасть?

Страйк!”

Давайте поиграем в боулинг? Нужно выбить 100 очков! Чтобы получилось такое число, какие три кегли должны упасть?

“ Карточку, пожалуйста” Посмотрите внимательно на номера кредитных карточек. Какие три цифры нужно написать на месте вопроса? Уже есть догадки?

Карточку, пожалуйста”

Посмотрите внимательно на номера кредитных карточек. Какие три цифры нужно написать на месте вопроса? Уже есть догадки?

Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты. За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки? Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?

Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.

За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки?

Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?

Сравнительная таблица результатов за 2020/22уч.г

Сравнительная таблица результатов за 2020/22уч.г

Данные задания позволяют проверять следующие группы умений: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Данные задания позволяют проверять следующие группы умений: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!