Формирование функциональной обучающихся
на уроках физики.
Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения. Поэтому работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность.
В Декларации ЮНЕСКО отмечается, что «личности должны быть способны...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности».
Функционально грамотным человеком можно считать человека, который способен «использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Различают несколько форм функциональной грамотности: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям функциональной грамотности можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.
Остановим внимание на естественнонаучной функциональной грамотности. Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.
Эффективность обучения при таком подходе определяется полнотой и систематичностью знаний, а также способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях.
На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно через переход от решения задач по алгоритму проведения исследований. На центральное место ставится создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.
При составлении заданий на формирование естественно-научной грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики).
Приведем несколько примеров заданий на формирование естественно-научной грамотности обучающихся по физике.
Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»). Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов. Дайте ответ на вопросы: что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее? Когда огурцы заливают рассолом, они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Почему?
Задание 2 (7 класс, тема «Диффузия»)
1. Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком случае? Дайте свой ответ.
2. Совет от соседки тети Анны: если селёдка пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее соленой.
А соседка Любовь Ивановна советует: если селёдка очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем селёдку холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду вымачиваем еще 1-2 часа в зависимости от того насколько соленая рыба. Ответьте на вопросы: почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают?
Задание 3 (8 класс, тема «Теплопроводность»)
1. Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах –наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.
2. Вы уже знаете, что теплопроводность различных твёрдых веществ не одинакова. Перед вами значения теплопроводности некоторых из них.
Название вещества | Теплопроводность | Название вещества | Теплопроводность |
Серебро | 428,0 | Пластмасса | 0,15 |
Алюминий | 237,0 | Древесина | 0,2-0,1 |
Фарфор | 1,6 | Железо | 80,0 |
Золото | 308,2 | Олово | 64,0 |
Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы: почему для изготовления тарелок используется не алюминий, а фарфор? Почему кухонные лопатки изготавливают из дерева, а не из металлов? При объяснении укажите, как назначение предмета связано с материалом изготовления.
3. Почему в бане висит объявление «Перед входом в парную убедительно просим Вас снять все золотые и серебряные украшения. Вы можете их оставить в камере хранения»? Что может произойти, если этого не сделать?
Формирование естественно-научной функциональной грамотности - это очень длительный процесс и реализуется во всех образовательных областях, а не только на уроках физики. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:
- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;
- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;
- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;
- исследовательский метод направлен на решение практических задач;
- метод кейс-стадий, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.
Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…», «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.
Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».
Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.
Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (компьютер, зарядное устройство, лампочка).
Порядок выполнения работы (в первый день): 1. Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов. 2. Определите работу, совершенную током в этих приборах за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней). 3. Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле: Стоимость = Работа эл.тока * тариф. | Порядок выполнения работы (во второй день): 1. Не включайте электроприборы без надобности (в частности электрические лампочки, телевизор…) 2. Выполните расчет сэкономленной энергии за день, месяц, год. 3. Подсчитайте экономию в рублях и сделайте анализ проделанной работы. 4. Составьте план, куда можно потратить сэкономленный бюджет. |
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.
При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ). Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение; проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).
Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.