СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной обучающихся на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной обучающихся на уроках физики.»

Формирование функциональной обучающихся

на уроках физики.

Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения.  Поэтому работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность.

В Декларации ЮНЕСКО отмечается, что «личности должны быть способны...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности».

Функционально грамотным человеком можно считать человека, который способен «использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» 

Различают несколько форм функциональной грамотности: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям функциональной грамотности можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.

Остановим внимание на естественнонаучной функциональной грамотности.  Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.

Эффективность обучения при таком подходе определяется полнотой и систематичностью знаний, а также способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях.

На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно через переход от решения задач по алгоритму проведения исследований.  На центральное место ставится создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.

При составлении заданий на формирование естественно-научной грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики).

Приведем несколько примеров заданий на формирование естественно-научной грамотности обучающихся по физике.

Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»). Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов. Дайте ответ на вопросы: что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее?  Когда огурцы заливают рассолом, они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Почему?

Задание 2 (7 класс, тема «Диффузия»)

1.                 Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком случае? Дайте свой ответ.

2.                 Совет от соседки тети Анны: если селёдка пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее соленой.

А соседка Любовь Ивановна советует: если селёдка очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем селёдку холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду вымачиваем еще 1-2 часа в зависимости от того насколько соленая рыба. Ответьте на вопросы: почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают?

Задание 3 (8 класс, тема «Теплопроводность»)

1. Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах –наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.

2. Вы уже знаете, что теплопроводность различных твёрдых веществ не одинакова. Перед вами значения теплопроводности некоторых из них.

Название вещества

Теплопроводность  

Название вещества

Теплопроводность  

Серебро

428,0

Пластмасса

0,15

Алюминий

237,0

Древесина

0,2-0,1

Фарфор

1,6

Железо

80,0

Золото

308,2

Олово

64,0

Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы: почему для изготовления тарелок используется не алюминий, а фарфор?  Почему кухонные лопатки изготавливают из дерева, а не из металлов? При объяснении укажите, как назначение предмета связано с материалом изготовления.

3. Почему в бане висит объявление «Перед входом в парную убедительно просим Вас снять все золотые и серебряные украшения. Вы можете их оставить в камере хранения»?  Что может произойти, если этого не сделать?

Формирование естественно-научной функциональной грамотности - это очень длительный процесс и реализуется во всех образовательных областях, а не только на уроках физики. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:

- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;

- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;

- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;

- исследовательский метод направлен на решение практических задач;

- метод кейс-стадий, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…»,  «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.

Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».

Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.

Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (компьютер, зарядное устройство, лампочка).

Порядок выполнения работы

(в первый день):

1.                 Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов.

2.                 Определите работу, совершенную током в этих приборах  за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней).

3.                 Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле:

Стоимость = Работа эл.тока * тариф.

Порядок выполнения работы

(во второй день):

1.                 Не включайте электроприборы без надобности (в частности электрические лампочки, телевизор…)

2.                 Выполните расчет сэкономленной энергии за день, месяц, год.    

3.                 Подсчитайте экономию в рублях и сделайте анализ проделанной работы.

4.                 Составьте план, куда можно потратить сэкономленный бюджет.

 

Таким образом, использование  активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.

При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ). Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение;  проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие  различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).  

Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.