СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование глобальных компетенции школьников в рамках интегрированного урока русского языка и литературы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье анализируется влияние глобализационных процессов на казахстанское образование. Рассматривается проблема формирования функциональной грамотности и соответствия мировым образовательным стандартам.  Проводится анализ интегрированного урока как способа формирования глобальных компетенции у учащихся основного среднего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенции школьников в рамках интегрированного урока русского языка и литературы.»

Автор:Сайдахметова Айгуль Турдалиевна учитель первой категории русского языка и литературы КГУ «Средняя школа-интернат

им. О. Жандосова» Енбекшиказахского района Алматинской области.


Формирование глобальных компетенции школьников в рамках интегрированного урока русского языка и литературы.


Аннотация: В данной статье анализируется влияние глобализационных процессов на казахстанское образование. Рассматривается проблема формирования функциональной грамотности и соответствия мировым образовательным стандартам. Проводится анализ интегрированного урока как способа формирования глобальных компетенции у учащихся основного среднего образования.

Аннотация:Берілген мақалада қазақстандық білім жүйесіне жаһандық процесының ықпалы талданады.Функционалдық сауаттылық қалыптасуы мен әлемдік білім стандарттарына сәйкестік проблемалары қаралады.Негізгі орта білім оқушыларының жаһандық құзыреттілігін қалыптастыру амалы ретінде біріктірілген сабақтарының талдауы жасалады.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, глобализация, PISA, функциональная грамотность, глобальные компетенции, Болонский процесс, образовательные стандарты

Тірексөздер:интеграция,интеграцияланғансабақ,жаһандану,PISA,функционал-дық сауаттылық,жаһандық құзыреттілік, ,Болон процесы,білім стандарттары.

Сегодня в условиях ускоренной глобализации, когда развиваются новые технологии и возникают новые ориентиры определения успешности молодого человека, очень важно научить подрастающее поколение навыкам функциональной грамотности. Под данным термином лучше всего процитировать слова В.А. Сухомлинского. Он видел цель образования в подготовке разносторонне развитой личности гражданина, воспитанной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию [1].

Цель данной статьи:

а) определить сущность глобальной компетентности как компонента функциональной грамотности и в системе казахстанского образования;

б) выявить взаимосвязь глобальной компетентности и обновленного содержания государственного образовательного стандарта основного общего образования;

в) просмотреть пути формирования глобальной компетенции на примере интегрированного урока русского языка и литературы.

Глобализационные процессы всегда выступали неотъемлемой частью окружающей действительности, но в 21-веке они стали доминирующими. Можно судить, как о её положительных, так и об отрицательных моментах. Так по мнению французского исследователя Б.Бади глобализация имеет три вектора измерений :1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс; 2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира; 3)глобализация как «размывание» национальных границ. [2].

Но быть функционально грамотным и при этом сохранить свою национальную культуру и самобытность в условиях глобализации, когда стираются культурные границы, всегда была актуальной задачей для любого государства и этноса, в том числе и для нашей республики. Понимание и принятие иной культуры и образа мышления, например: американской, восточной или западной не могут служить основанием для отказа от своей культуры и миропонимания.

Кроме этого, наша страна в целях повышения качества образования и соответствия международным стандартам образования подписала в 2010 году Болонскую декларацию став ее 47 участником. [3].

С учетом всего вышеперечисленного, содержательная структура функциональной грамотности расширяется, что отражают и международные исследования качества образования. Соответственно и в Казахстане в этом направлении проделана большая работа по обновлению всей структуры школьного образования.

Так обновление содержания образования в Казахстане преследовало конкретные цели:

  • обновление общеобязательных стандартов общего среднего образования (ГОСО)

  • системы оценки (Критериальная система оценивания)

  • подготовки педагогических кадров (ПК- повышение квалификации)

  • взгляда на воспитательную работу

  • управление и лидерство

  • УМК (учебно-методический комплекс ученика и учителя) и учебно-материальной базы.

Исходящие из целей задачи:

-совершенствование педагогического мастерства учителей. Чтобы у педагогов не возникало стандартных вопросов: «как учить в век информатизации?», «Как повысить качество знаний на уроках и помогут ли эти знания ученику в жизни?»

-внедрение системы критериального оценивания взамен изжившей себя традиционной 5-бальной системы оценивания. Это по мнению инициаторов внедрения данной системы оценивания позволит обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам

-формирования у учащихся определенного набора компетенции. Под определенным набором необходимых школьнику компетенции следует понимать не только математическую, естественнонаучную или читательскую, но и глобальные.

Конечным результатом должен быть социальный портрет нового выпускника: Ответственный, проявляющий активную гражданскую позицию; Уважающий разнообразие культур и мнений; Мыслящий творчески и критически; Социально-ответственный и заботливый; Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Но чтобы соответствовать как международным стандартам, так и политике ГОСО по повышению функциональной грамотности учащихся и формированию у них глобальных компетенции, в школах стали актуально проводить занятия в интегрированном формате. В нашей работе мы рассмотрим интеграцию на примере дисциплины «Русский язык и литература». Но согласно логике нашего исследования, мы бы хотели остановится на таких ключевых терминах как «глобальные компетенции» и «интегрированный урок».

Понятие «глобальные компетенции», сравнительно новый компонент функциональной грамотности введенный международным мониторингом PISA в 2018 году в качестве исследования.

Под понятием глобальные компетенции следует понимать способность

- эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.

- критически рассматривать с различных точек зрения

проблемы глобального характера и межкультурного

взаимодействия;

- осознавать как культурные, религиозные, политические,

расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды наши собственные и других людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное

взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого

всеми уважения к человеческому достоинству

Глобальные компетенции включают в себя:

-заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития

-управление поведением

-открытость к новому и эмоциональное восприятие нового [4]

Если же рассматривать термин-интеграция, то в словаре Ожегова дано следующее понятие: «интегрировать – это объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей качественно новое в единое целое. Данное понятие не ново, оно возникло несколько веков назад идея о необходимости интеграции содержания учебных дисциплин с целью дать целостные знания учащимся развивается в наше время довольно продуктивно. Они в своей совокупности перекликаются с обновленным государственным общеобязательным стандартом казахстанского школьного образования, где одним из перспективных направлений в современном школьном образовании является разработка и внедрение в традиционное предметное преподавание интегрированных уроков. Такие уроки реализуют интегративный подход к изучению родственных учебных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, применение которого связано с пересмотром как содержательной, так и процессуальной сторон обучения.

 Методика интегрированного обучения  имеет  следующие цели:

  • помочь учащимся научиться познавать,

  • научиться жить вместе,

  • научиться жить в ладу с самим собой.

В современной методике преподавания выделяются несколько уровней интеграции характерных для преподавания русской литературы: уровень межпредметной связи, уровень дидактического синтеза и уровень целостности [5]

Учителям русского языка и литературы, создавая модель интегрированного урока, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Определить цель урока на основе анализа области реализации целей обучения.

2.Цели урока могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера ЦО.

3. Сформулировать цель урока в соответствии со SMART-критериями:

4. Определение категории ценностей (ценности «Мәңгілік ел»/национальные ценности Казахстана/общечеловеческие ценности).

А) Указание конкретных ценностей в раках выбранной категории.

Б) Указание способа привития ценностей.

В) Определение предметов, с которыми осуществляется интеграция.

Г) Указание способа интеграции предметов.

При этом, развитие как языковых так и мыслительных навыков у казахстанских школьников будет проходить путем внедрения заданий связанных с моделированием проблемных ситуации. Подобные задания прививают учащимся такие коммуникативные навыки как толерантность, эмпатия, умение быстрой социализации и творчески подходить к решению проблем.

Примеры учебных стратегии по слушанию и говорению в ходе интегрированого урока по русскому языку и литературе:

- составление диалога, принятие точки зрения собеседника;

- постановка вопросов и формулирование ответов на основе прослушанного текста;

- составление высказываний на знакомые и интересные для учащихся темы;

- составление рассказов по личным впечатлениям, картинкам, по аналогии с прочитанным;

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Как слушать?

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать.

Примеры заданий по чтению:

- использование различных видов чтения (чтение по ролям, ознакомительное чтение, поисковое чтение, комментированное чтение, чтение для нахождения информации, чтение для высказывания точки зрения, руководимое чтение.

Примеры заданий по письму:

- письмо по памяти, творческое письмо

- корректирование собственных текстов

Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение различных публикации, научной литературы и просмотр видеороликов с альтернативной точкой зрения на заданную тему. Т.е умение работать с различными источниками информации.

Виды речевой деятельности объединяют следующим образом: «говорение-слушание, чтение», «говорение-слушание, чтение» ,«письмо-чтение».

В процессе обучения обучающиеся будут:

  1. осознавать цели и задачи речевых навыков

  2. развивать и углублять потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности;

  3. воспринимать, осмысливать, запоминать учебный материал, применять знания в практике коммуникации;

  4. проявлять интерес к учебно-познавательной деятельности.

Также одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления» Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [6 ]

В заключение хотелось бы сказать, что запланированные интегрированные уроки, в которых учитель сам демонстрирует понимание определяемого им конечного результата, облегчают для него как подготовку к уроку, так и сам процесс работы на уроке с учащимися, позволяют развивать навыки аналитического критического мышления, способности сочувствовать и гибкости. Соответственно исходя из навыков у них формируется понимание значимости глобальных проблем и осознания культурных различий. В связи с этим обучение учащихся на интегрированных уроках русского языка и литературы представляется важным компонентом в процессе формирования у них глобальных компетенции.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


1.Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. –Киев, 1975. стр-15.

2.Глобализация: человеческое измерение.–М.: Московский институт международных отношений: «Российская политическая энциклопедия»,2002 стр.9

3Долгова, К. О. Процессы глобализации и их влияние на казахстанское образовательное законодательство / К. О. Долгова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 287-291.

4.Ocenka-sformirovannosti-globalnyh-kompetenciy-v-mezhdunarodnom-issledovanii-pisa-2018.

5. Берулава М.Н.Инеграция содержания образования-М-Совершенство 1998 г.

6. Хабибова М.О., Ходжиматова Г.М., Сафарова М.А.-Обогащение словарного запаса учащихся в условиях интегрированного обучения русскому языку. Душанбе: Изд-во «Тадж. нац. ун-т», 2016. 115 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!