Фамилия, имя, отчество автора:
Секрет Ксения Анатольевна
Преподаваемый предмет:
английский язык
Стаж работы: 4 года
Образование: высшее
Тема: «Формирование грамматических навыков на уроках английского языка с использованием игр»
Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.
Обучение иностранным языкам — занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме.
Значительная роль при обучении иностранным языкам, особенно английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра — это всегда эмоции. А где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
По цели использования игры могут быть:
занимательные (проводятся для снятия усталости);
учебные (проводятся с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки).
Можно использовать различные наглядные пособия, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные или групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры, как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше?», «Картинка» и т. д.
Учащиеся 5–6 классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться — прекрасные мотивы для изучения языков.
Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Игры — это активный способ достичь многих образовательных целей.
Можно использовать игры, чтобы закрепить пройденный материал.
Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество).
После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра — это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.
Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти.
Игры делают процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.
Примеры грамматических игр
Цели:
научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;
развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игры:
Nonsense
Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
Twenty Questions
Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
Is his (her) hair longer than mine?..
Hide-and-seek in a picture
Учитель вывешивает картинку, на которой нарисованы предметы мебели. Учащиеся мысленно должны спрятаться на картинке. Выбирается водящий. Учащиеся начинают его искать: Are you behind the wardrobe? — No, I am not. Тот, кто угадал, получает право прятаться.
Приведем пример некоторых игр, направленных на изучение времен английского языка.
– Guess who is speaking
Ученик подходит к доске и поворачивается к классу спиной. Один из сидящих учеников говорит, на иностранном языке, что у него с детства получается делать хорошо, например: I have been playing chess since childhood. Стоящий должен понять по голосу, кто именно это сказал. А затем он должен повторить его фразу и назвать его имя: Mary has been playing chess since childhood.
— Where were you?
Учащиеся делятся на две команды. Участники одной команды — это посетители. Они на иностранном языке говорят представителям второй команды: I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you? Участники же второй команды должны по очереди ответить. При этом нельзя повторять чужое предложение. I was at my uncle`s house. I was at the airport. I was in the mountains. I was in the park. После того, как выскажутся участники одной из команд, продолжить могут участники второй. За каждый ответ команда получает по одному очку. Затем первая команда задает следующие вопросы: «I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you doing?». (так тренируются простое и длительное прошедшие времена)
–A day in the life
Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается один из игроков, который должен покинуть класс. Затем команда пробует представить себе, как проводит день их удаленный участник и записывает на английском языке, чем он занимался, с кем общался, где находился. Затем удаленный игрок возвращаются в свою команду. Задавая разные вопросы, этот игрок пытается определить, о каком из дней говорила до него группа. После того, как он догадается, о каком дне шла речь, участники команды задают ему вопросы, чтобы понять, как он на самом деле провел этот день. (так тренируется простое прошедшее время).
— Кубики (Bricks). Эта игра имеет определенную цель — довести до автоматизма использование конструкций в бытовой иноязычной речи. Для этого занятия нужно подготовить кубики, на грани которых наклеить картинки с изображениями разных предметов. Обучающихся нужно разделить на две группы. Каждая из них по очереди подходит к столу, бросает кубик и произносит предложение с изучаемой конструкцией, учитывающей сюжет картинки. С помощью игр можно повысить эффективность занятий только в том случае, если правильно использовать различные методики. Опыт использования игр на уроках показывает, что нужно постепенно внедрять в занятия новые виды игр, использовать разные вариации для уже внедренных. Благодаря играм ученики перестраиваются психологически, они начинают думать о процессе игры, а не об изучаемом языке. Дети могут на практике применить имеющиеся у них знания английской грамматики. Преподаватель иностранного языка при этом стимулирует интерес у детей к предмету, развивает их грамматические навыки и коммуникативную компетенцию.
Литература: Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения [Текст] / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы. — 2007. — № 139. — С. 68–69. Ильченко, Е. В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка [Текст] / Е. В. Ильченко. — М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. — 449 с. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения [Текст] / А. В. Конышева. — М.: Просвещение, 2007. — 352 с. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка [Текст]/ Ю. Я. Пучкова. — М.: АСТ, 2003. — 338 с. Сафонова, В. В. Программа начального образования по английскому языку [Текст] / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс [Текст] / Е. Н. Соловова. — М. АСТ: Астрель 2010. — 127 с. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка [Текст] / М. Ф. Стронин. — М.: Просвещение, 1994. — 231 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Отыншинова М. Б. Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 317-319. — URL https://moluch.ru/archive/157/44448/ (дата обращения: 19.01.2019).
http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/using-games/