СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка»

Формирование грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Самылина Софья Николаевна


Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков. Особое внимание обращается на формы компьютерной поддержки, которые целесообразно использовать при работе с младшими школьниками в соответствии с уровнем их психического и физического развития.


Сегодня трудно представить современную школу без минимального набора компьютерной техники. Связано это с тем, что существующая педагогическая система преподавания нуждается в компьютеризации и информатизации основных учебных процессов. Компьютер в современном обществе служит не только мощным техническим средством обучения, но и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии младших школьников. Использование ЭВМ в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Компьютерные технологии могут применяться в образовательном процессе на самых его начальных этапах и на всех изучаемых учебных предметах, а также во время внеурочной и внеклассной работы.

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе. Важное место при изучении английского языка должно уделяться формированию грамматических навыков (наряду с остальными навыками), «представляющих собой автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи и на письме». Следовательно, перед учителем английского языка встает задача правильной организации учебного процесса, выбора методов и средств, наиболее эффективно способствующих формированию грамматических навыков.

Поскольку одним из ведущих средств обучения иностранному языку на сегодняшний день выступает компьютер, нами была поставлена цель выяснить, влияет ли использование компьютерных технологий на эффективность формирования грамматических навыков, а также выяснить, какие именно компьютерные технологии и каким образом могут быть использованы для формирования этой группы навыков.

Главной целью в педагогических коллективах является создание климата для нахождения и формирования определенных склонностей каждого ученика, а также становление индивида, обладающего крепкими знаниями и возможностями адаптации к условиям нынешней жизни. Процесс информатизации социума необходимо принимать как одно из важнейших средств, для достижения имеющейся цели. При этом необходимо понимать решение определенных задач: техническое обеспечение, формирование дидактических средств, создание новых технологий в изучении, которые и определяют сам процесс модернизации.

В настоящее время серьезные преобразования в сфере образовательной системы затронули и изучение иностранного языка в школе. В частности активно стали использоваться в учебном процессе ресурсы интернет-пространства, различные обучающие программы и, т.п.

При организации урока, отборе его содержания, методов и средств необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их уровень сформированности таких психических функций как память, внимание, восприятие и мышление. Следует отметить, что особенность памяти школьников такова, что им свойственно непроизвольное запоминание учебного материала, преподнесенного в игровой форме, а также, связанного с яркими наглядными пособиями. Также учащиеся начальной школы уже способны концентрировать внимание не только на тех действиях, которые представляют для них интерес, но все же, в этот период еще преобладает непроизвольное внимание, отличающееся небольшим объемом и малой устойчивостью. Что касается восприятия учащихся начальной школы, то оно становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим, также в нем выделяются такие произвольные действия, как наблюдение, рассматривание, поиск. Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под влиянием обучения меняются соотношения между его конкретными и абстрактными компонентами. Анализ авторской программы курса английского языка М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой «EnjoyEnglish» показал, что у выпускника начальной школы должны быть сформированы грамматические навыки по следующим темам:

– артикли (неопределенный, определенный, нулевой) в пределах наиболее распространенных случаев их употребления; существительные в единственном и множественном числе, исчисляемые и неисчисляемые существительные.

– правильные и неправильные глаголы; глагол-связка tobe; вспомогательный глагол todo; модальные глаголы can, may, must, would; глаголы в действительном залоге в Present, Future, PastSimple.

– местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные), неопределенные местоимения some и any.

– качественные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе и исключения.

– количественные и порядковые числительные до 100.

– простые предлоги места и направления (in, on, at, into, to, from, of, with), сочинительные союзы and и but.

– предложения с простым глагольным сказуемым (Не speaksEnglish.), составным именным сказуемым (Myfriendisbrave.) и составным глагольным (в том числе с модальными глаголами can, may, must) сказуемым (I liketoread. Shecanswimwell).

– некоторые формы безличных предложений (ItisSaturday. It is sunny. It is three o'clock» It is early. Itisinteresting.).

– предложения с оборотами thereis/ thereare в PresentSimple, а также с оборотом neither... nor..., с конструкцией as... as.

– сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and и but,

– Сложноподчиненные предложения с because.

К изучению английского языка младшие школьники в основном приступают с интересом, у них изначально присутствует высокая мотивация, детям хочется услышать, как произносятся отдельные слова и предложения на изучаемом языке и самим говорить на нем. В задачу учителя входит удовлетворить желания учащихся, поддерживать и развивать интерес к языку.

Практически в каждой школе сегодня кабинеты оснащены компьютерной техникой, кабинет иностранного языка исключением не является. Обычно в классе находится один или несколько стационарных компьютера, которые учитель может использовать на уроке во время работы со всем классом, так и для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Нами были рассмотрены возможности применения стационарного компьютера, находящегося в классе, как для формирования грамматических навыков при работе со всей аудиторией класса, так и во время индивидуальной работы.

При использовании компьютера как компьютерной технологии, способствующей формированию грамматических навыков иноязычной речи, мы можем использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации, тренажеры, видео- и аудиозаписи. Мы остановились на более подробном рассмотрении таких форм цифровых образовательных ресурсов, как компьютерная презентация и электронные тренажеры, которые могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе.

Компьютерная презентация достаточно широко применяется при обучении иностранным языкам. При формировании грамматических навыков у учащихся она может использоваться при фронтальной работе во время изучения нового материала или повторении материала, изученного несколькими уроками ранее.

При создании компьютерной презентации к уроку необходим правильный отбор ее содержания, который включает основные понятия, алгоритм применения грамматического правила, или может быть предложен материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Также в содержание презентации могут входить упражнения по изученному грамматическому материалу, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска и решения и разрешения грамматических задач. Стоит также грамотно подходить к внешнему оформлению презентации, предлагаемой учащимся, которое должно быть ярким, привлекающим внимание и доступным для понимания.

Также широко использование электронных тренажеров, которые применяются для отработки уже сформированных грамматических навыков на предыдущих уроках английского языка. В основном электронные тренажеры применяются во время индивидуальной работы с учащимися, но могут быть использованы и при работе со всеми учащимися класса, если оснащение кабинета иностранного языка позволяет это.

Нами были рассмотрены несколько сайтов, содержащих электронные тренажеры для формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы. Укажем два из них для примера:

- сайт https://uchi.ru/. На сайте содержатся несколько электронных тренажеров по грамматическим явлениям, изучаемым в курсе начального изучения английского языка: глаголы действия, PresentSimple, PastSimple, IrregularVerbs. Перед началом работы с тренажером учащимся предлагается прочитать теоретические сведения о грамматическом явлении, а затем уже приступать к выполнению заданий. В каждом тренажере представлено 18–20 заданий на отрабатываемый грамматический навык. Кроме того, имеется возможность выбрать тренажеры с заданиями различной степени сложности, что также может обеспечить индивидуальный подход в работе с учащимися.

- система https://puzzle-english.com представляет собой сайт для изучения английского языка, выстроенного на основе игры в пазлы. Для развития грамматических навыков предлагаются короткие видеозаписи с теоретическим пояснением, а затем ученик получает задание, состоящее из паззлов — набор слов, которые нужно составить в правильном порядке. Минус данной системы состоит в том, что использование возможно только при наличии подключения к сети Интернет.

С помощью электронного тренажера учащийся сможет не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Такой образовательный ресурс может быть использован на обобщающем уроке по теме или предшествовать контрольному уроку, как для рефлексии учащихся, так и для анализа своей работы учителем.

Использование информационно-коммуникационных средств на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы и на любом этапе урока. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками. На основе тестовых программ и оказания справочно-информационной поддержки можно интереснее провести контроль уровня сформированности грамматических навыков.




Литература:


Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009.

Биболетова М. З. Программа курса английского языка к учебно-методическому комплексу «Английский с удовольствием» («EnjoyEnglish») для учащихся 2–9 классов общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. — Обнинск: Титул, 2006.

Савенков А. И. Педагогическая психология. — М.: Юрайт, 2012. — 672 с. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2014. — 244 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!