СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматического строя речи в дошкольном возрасте

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены нормы формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте, требования к речи дошкольника. Задания и игры.

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи в дошкольном возрасте»















Клуб для родителей «Красивая речь»



Консультация для родителей:

«Формируем и совершенствуем грамматический строй речи у детей»





Учитель-логопед

Якупова А. Ф.



















Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему

грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически

правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап

формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения

способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми.


Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:

  • 3-4 года. Ребенок должен повторять за взрослым небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.

  • 4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.

  • 5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.


Какие бывают задания и игры

Основным, и, конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка.


Задание «Дайте ласковые имена»

Вася — Васечка

Даша — Дашенька

Зина — Зиночка

Ира — Ирочка и т.д.


Задание «Покажи на кукле и на себе и назови»

Ребенок держит куклу в руках, и воспитатель просит его показать (и назвать) на кукле, а потом на себе — нос, лоб, ручку, ножку и т.д.


Задание «Один — много»

Помидор — помидоры

Огурец — огурцы

Мандарин — мандарины

Баклажан — баклажаны

Кабачок — кабачки


Задание «Считаем овощи до трех»

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец, два огурца, три огурца

Один мандарин, два мандарина, три мандарина

Один баклажан, два баклажана, три баклажана и т.д.


Задание «Подбери как можно больше определений к каждому предмету»

Лимон (какой?) — кислый, желтый, сочный;

Вишня (какая?) — сладкая, красная, маленькая;

Апельсин (какой?) — сочный, оранжевый, сладкий;

Грушка (какая?) — зеленая, сладкая;

Яблоко (какое?) — ..

Мандарин (какой?) — ..


Задание «Правильно назвать маленькие предметы»

Булка — булочка

Стол — столик

Салфетка — салфеточка

Диван — диванчик

Нож — ножик

Стул — стульчик


Задание «Как называется сок? Как называется варенье?»

Сок:

Из апельсинов — апельсиновый

Из вишен — вишневый

Из груши — грушевый

Из яблок — яблочный

Варенье:

Из лимона — лимонное

Из абрикосов — абрикосовое

Из слив — сливовое

Из земляники — земляничное


Задание «Дополнить предложения, изменив слово в скобках»

На дорогах ездит много (машина)

В корзине лежит один (огурец)

В лесу растет много (дерево)

Коля собрал столько же (ягода) сколько и Маша


Задание «Доскажи слово»

Мальчик из школы (выходит)

Девочка на скакалках (прыгает)

Машина по дороге (едет)

Старушка через улицу (переходит)


Следующее задание используется для согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Кроме того, дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребенок слушает предложения и отвечает на вопросы:

  1. Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

  2. На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)

  3. Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)

  4. Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)

  5. Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)

  6. Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?


Игра на словообразование - «Назови профессию человека»

Машину водит — водитель.

Часы чинит — часовщик.

Песни поет — певец.

Сапоги шьет — сапожник.

Дома строит — строитель.


Это лишь малая часть используемых упражнений и игр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!