ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аленькина Т.Г., Осянина В. А.,
учителя начальных классов
МБОУ СШ №7 г. Ярцева
Федеральный государственный стандарт образования определил «портрет выпускника», в котором на первые места поставлены такие личностные характеристики выпускника: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции»; «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества», «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством».
Перед современным педагогом ставится одной из главных задач: «Сформировать гражданскую позицию у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности». Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное, ответственное отношение людей к обществу
Выделены составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности:
патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
активная жизненная позиция;
нравственность;
творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.
Выражением гражданской позиции личности является ее отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» .
В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента:
Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.
Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в социальном утверждении и признании своей личности ощущает каждый человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.
Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтому так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика.
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.
Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а следовательно, и социальной активности личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта - личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином. Следовательно, процесс формирования гражданской позиции является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, является необходимость формирования личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.
Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из этих направлений:
Воспитание Человека Культуры (по теории Е.В. Бондаревской): свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптирующейся к любым жизненным изменениям, гражданина своей Родины. Это достигается путем привития ребенку норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога. Содержание образования (обществознание, литература) также способствует формированию этого аспекта личности ученика.
Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории современности. Преследуются две цели: имиджевая политика школы и воспитание патриотических чувств по отношению к своей школе. Имиджевая политика реализуется слабо, а патриотическое отношение к своей школе формировалось у детей на протяжении всего обучения: это и участие в районных олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своей школы, это и подготовка таких общешкольных мероприятий как, «1 сентября», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников». В школе существует и работает орган ученического самоуправления, в котором принимают участие ученики.
Направление «Профессия». Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации. Это направление реализуется не только классным руководителем, но и психологом школы и заместителем директора по воспитательной работе. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся анкетирования, классные часы и родительские собрания, направленные помочь детям и их родителям в определении будущей профессии ребенка.
Направление «Интеллект». В школе проводятся межпредметные, общие предметные недели и мини-погружения на классных часах и уроках, учебные декады, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.
Направление «Нравственность и эстетика», которое включает в себя как воспитательную среду (оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций), так и психологическую атмосферу на уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей. Школьники принимают участие в смотрах-конкурсах. За время обучения детей на средней и высшей ступенях школы было проведено много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия направлены воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.
Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Проводятся мероприятия памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся. Проведение уроков Мужества, классных часов, посвященных Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление ветеранов войны и труда Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, 8 и 9 мая в День великой Победы ребята несут почетный караул у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.
Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
преемственность поколений, семейные традиции;
любовь к Родине, гордость;
гражданский долг;
активность жизненной позиции;
соблюдение правил и норм поведения;
верность долгу;
профессиональное самоопределение и польза обществу;
призвание и успех в жизни;
роль коллектива;
уважение других людей;
сопереживание и участие;
лидерская позиция и др.
Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:
«Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
«Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
«Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.
«Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.
«Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
«Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи каждого направления:
«Я и я»:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.
«Я и семья»:
«Я и культура»:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус;
формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.
«Я и школа»:
формировать у школьников осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни;
воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав школы.
«Я и мое Отечество»:
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
«Я и планета»:
воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека культуры и гражданина своей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности. – М.: Просвещение, 1998. – 85 с.
Мясищев В.Н. Структура личности и отношений человека к действительности. – М.: Просвещение, 1956. -156 с.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.
Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности.- М.:Просвещение, 1980. - 99 с.
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Академия, 1992. - 70 с.
Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. – Алматы Просвещение, 1986. – 207 с.