СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал выступления на педсовете "Воспитательный потенциалпилотной площадкиРоссийского Движения Школьников" (статья и презентация)

Просмотр содержимого документа
«Формирование граждаской активности школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аленькина Т.Г., Осянина В. А.,

учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева

Федеральный государственный стандарт образования определил «портрет выпускника», в котором на первые места поставлены такие личностные характеристики выпускника: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции»; «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества», «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством».

Перед современным педагогом ставится одной из главных задач: «Сформировать гражданскую позицию у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности». Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное, ответственное отношение людей к обществу


Выделены  составляющие  гражданской  позиции  ученика,  которыми  могут  являться    следующие качества личности:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

  • активная жизненная позиция;

  • нравственность;

  • творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Выражением гражданской позиции личности является ее отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение    к    людям,    обществу,    найти    способы    практической    реализации    себя    во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить  себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» .

В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента:

  • познавательный,

  • мотивационно-ориентировочный,

  • поведенческий.

Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.

Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в  социальном  утверждении  и  признании  своей  личности  ощущает  каждый  человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.

Гражданское   становление   подрастающего   человека   определяется   всем   укладом   его    жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтому так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика.

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни. 

Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а следовательно, и социальной активности личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта   -  личность,   в  различных   ее   аспектах,   необходимо   помнить,   что   он  будет   жить   и  действовать в определенном государстве и обществе, что человек в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен   быть   гражданином.   Следовательно,    процесс    формирования    гражданской    позиции    является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, является необходимость формирования личностных  качеств   гражданина,   ориентированных   на   общепринятые   нормы   и   нравственные   ценности и включающих   высокие    общечеловеческие    и   профессиональные    свойства,    широкие    коммуникативные и адаптационные возможности.

Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из этих направлений:

Воспитание Человека  Культуры  (по  теории  Е.В. Бондаревской):  свободной  личности, способной к самоопределению    в     мире,     гуманной     личности,     духовной     личности,     личности  творческой и адаптирующейся к любым жизненным изменениям, гражданина своей Родины. Это достигается путем привития ребенку норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога. Содержание образования (обществознание, литература) также способствует формированию этого аспекта личности ученика.

Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории  современности. Преследуются две цели: имиджевая политика школы и воспитание патриотических чувств по   отношению к своей школе. Имиджевая политика реализуется слабо, а патриотическое отношение к своей школе формировалось у детей на протяжении всего обучения: это и участие в районных олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать  честь своей школы, это  и подготовка таких общешкольных мероприятий    как, «1 сентября», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников». В школе существует и работает орган ученического самоуправления, в котором принимают участие ученики.

Направление «Профессия». Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации. Это направление реализуется не только классным руководителем, но и психологом школы и заместителем директора по воспитательной работе. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся  анкетирования,   классные   часы   и   родительские   собрания,   направленные   помочь  детям и их родителям в определении будущей профессии ребенка.

Направление  «Интеллект».  В  школе  проводятся  межпредметные,  общие  предметные      недели и мини-погружения на классных часах и уроках, учебные декады, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

Направление «Нравственность и эстетика», которое включает в себя как воспитательную среду (оформление  интерьера   учебных  кабинетов  и  рекреаций),  так  и  психологическую  атмосферу  на    уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей.  Школьники принимают участие  в смотрах-конкурсах.  За время обучения детей на   средней и высшей    ступенях    школы    было    проведено    много    классных    часов,    посвященных    нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия направлены воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

Направление   «Патриотическое    воспитание»    призвано    формировать    чувство  причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Проводятся мероприятия памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся.  Проведение  уроков  Мужества,  классных  часов,  посвященных  Дням  Воинской  славы, встреч с ветеранами Великой  Отечественной  войны.  Поздравление  ветеранов  войны  и  труда  Сбор  материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни,  смотров строя и песни, 8 и 9 мая в День великой Победы ребята несут почетный караул у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

  • понятия основных социальных ролей - дочери, сына;

  • преемственность поколений, семейные традиции;

  • любовь к Родине, гордость;

  • гражданский долг; 

  • активность жизненной позиции;

  • соблюдение правил и норм поведения;

  • верность долгу;

  • профессиональное самоопределение и польза обществу;

  • призвание и успех в жизни;

  • роль коллектива;

  • уважение других людей;

  • сопереживание и участие;

  • лидерская позиция и др.

Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:

  1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

  2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

  3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.

  4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.

  5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.

  6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи каждого направления:

«Я и я»:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и  исполнительности,   точности  при   соблюдении  правил  поведения   в  школе,   дома, в общественных местах;

  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.

  1. «Я и семья»:

  • формировать уважение к членам семьи;

  • воспитание семьянина, любящего своих родителей .

  1. «Я и культура»:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус;

  • формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

  1. «Я и школа»:

  • формировать у школьников осознание  принадлежности  к школьному  коллективу,  стремление к сочетанию личных и общественных интересов;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни;

  • воспитывать сознательную готовность знать  и  соблюдать  законы  государства, выполнять Устав школы.

  1. «Я и мое Отечество»:

  • развивать общественную  активность  учащихся,  воспитывать  в них  сознательное   отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

  1. «Я и планета»:

  • воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой;

  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника –  помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам  других  людей  и  ответственности  перед  обществом.  Идет  обогащение  сознания  и    мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах   общества,   о   правах   людей,   определяется   гражданская   позиция   человека,   его    социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека культуры и гражданина своей страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности. – М.: Просвещение, 1998. – 85 с.

  2. Мясищев В.Н. Структура личности и отношений человека к действительности. – М.: Просвещение, 1956. -156 с.

  3. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.

  4. Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности.- М.:Просвещение, 1980. - 99 с.

  5. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Академия, 1992. - 70 с.

  6. Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. – Алматы Просвещение, 1986. – 207 с.


Просмотр содержимого презентации
«Формирование гражданской активности школьников»

«Быть человеком трудно, стать человеком – большая работа»» Э.Межелайтис

«Быть человеком трудно, стать человеком – большая работа»»

Э.Межелайтис

«В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией».  В.В.Путин

«В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией».

В.В.Путин

Портрет современного выпускника : «…любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции»; «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества», «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством».

Портрет современного выпускника :

«…любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции»; «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества», «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством».

формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности формирование правовой культуры и социально-политической компетентности формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания
  • формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России
  • формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России
  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности
  • формирование правовой культуры и социально-политической компетентности
  • формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства
  • воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания
Одна из главных задач педагога: «Сформировать гражданскую позицию у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности»

Одна из главных задач педагога:

«Сформировать гражданскую позицию

у учащихся в процессе

урочной и внеурочной деятельности»

патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
  • активная жизненная позиция;
  • нравственность;
  • творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий
  • познавательный,
  • мотивационно-ориентировочный,
  • поведенческий
необходимость формирования личностных  качеств   гражданина,    ориентированных   на   общепринятые    нормы   и   нравственные   ценности и включающих   высокие    общечеловеческие     и   профессиональные    свойства,     широкие    коммуникативные и адаптационные возможности.

необходимость формирования личностных  качеств   гражданина,   

ориентированных   на   общепринятые   

нормы   и   нравственные   ценности

и включающих   высокие    общечеловеческие  

  и   профессиональные    свойства,    

широкие    коммуникативные и адаптационные возможности.

когнитивный (познавательный) эмоционально-оценочный (коннотативный) ценностно-ориентировочный (аксиологический) деятельностный (поведенческий)
  • когнитивный (познавательный)
  • эмоционально-оценочный (коннотативный)
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический)
  • деятельностный (поведенческий)
Воспитание Человека Культуры; Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории современности: Направление «Профессия», Направление «Интеллект», Направление «Нравственность и эстетика», Направление «Патриотическое воспитание».
  • Воспитание Человека Культуры;
  • Воспитание чувства принадлежности к школе,
  • ее традициям, истории современности:
  • Направление «Профессия»,
  • Направление «Интеллект»,
  • Направление «Нравственность и эстетика»,
  • Направление «Патриотическое воспитание».
•  понятия основных социальных ролей –  дочери, сына; •  преемственность поколений, семейные традиции; •  любовь к Родине, гордость; •  гражданский долг; •  активность жизненной позиции; •  соблюдение правил и норм поведения;

• понятия основных социальных ролей –

дочери, сына;

• преемственность поколений,

семейные традиции;

• любовь к Родине, гордость;

• гражданский долг;

• активность жизненной позиции;

• соблюдение правил и норм поведения;

верность долгу;
  • верность долгу;

• профессиональное самоопределение

и польза обществу;

• призвание и успех в жизни;

• роль коллектива;

• уважение других людей;

• сопереживание и участие;

• лидерская позиция и др.

1.  «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе. 2.  «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье. 3.  «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству. 4.  «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе. 5.  «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству. 6.  «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.

4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.

5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека культуры и гражданина своей страны.

Формировать гражданскую позицию

у подрастающего поколения

возможно только при условии реализации

единой учебно-воспитательной системы,

в которой и задачи, и механизмы, и способы,

и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека культуры

и гражданина своей страны.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!