СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской позиции и развитие практических навыков средствами музейной педагогики.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача школы воспитательной колонии - создание необходимых условий для каждого воспитанника, формирование у него потребностей в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской позиции и развитие практических навыков средствами музейной педагогики.»

Формирование нравственных и духовных качеств воспитанников в современных условиях.

Никитина А.В., учитель истории и обществознания.

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня многие идеалы и ценности недавнего прошлого многими гражданами не разделяются. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и востребована.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Перед школой встала необходимость скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Но следует сохранить все хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.

Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Конкретные задачи педагогического коллектива можно выразить в следующих положениях:

  • Оказание помощи воспитаннику в его мировоззренческом гражданском самоопределении

  • Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;

  • Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых человеку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Основные источники нравственного опыта

  1. Учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

  2. Внеурочная деятельность

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки творческих работ. Почти все из названных форм используются педагогическим коллективом, несмотря на специфику учебного заведения. Особенно результативными являются факультативные занятия, кружки, а также работа по подготовке праздничных мероприятий.

Процесс воспитания нравственного сознания может осуществляться в процессе индивидуальной творческой деятельности учащихся. Например, в ходе проведения предметных недель проходит конкурс рисунков, посвященный Дню защитника Отечества. Учащиеся, обладающие хорошими способностями к рисованию, стараются изобразить сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной. проводится выставка работ, в которой принимают участие все, кто сможет создать рисунок. Часть учащихся охотно создают компьютерные презентации, хотя это сопряжено с некоторыми трудностями технического характера. Учащимися были созданы презентации «Священники-фронтовики», «400-летие династии Романовых», а также презентация по тексту проповеди Патриарха Кирилла, произнесенной в 2003 году «О воспитании плоти». Текст проповеди был сокращен преподавателем, иллюстрации тоже были предоставлены преподавателям.

Отдельные учащиеся принимают участие в конкурсах, которые требуют значительных усилий и углубленного освоения отдельных тем. Так в 2013-14гг. ученик 10 класса Александр Борисов принимал участие в двух конкурсах: во Всероссийском патриотическом конкурсе «Алтарь Отечества», где занял 3 место, а также в конкурсе «Лучший учащийся УФСИН», где занял 2 место. В 2014-15 учебном году Редченко Никита принимал участие в таком же конкурсе и занял первое место.

Формированию гражданской позиции и развитию высоких нравственных качеств способствуют средства музейной педагогики. Музей Великой Отечественной войны, созданный сотрудниками учреждения, является мощным средством воспитания молодых людей. Сама обстановка музея, его экспонаты развивают чувство патриотизма, уважение к славным боевым традициям нашего народа, стремление перенимать эти традиции. В музее организована работа кружка «Героические страницы истории». Воспитанники под руководством педагогов изучают события Великой Отечественной войны, связанные с боями на Можайской линии обороны. Изучаются действия 5 ударной армии, 32 дивизии, которые сражались на Бородинском поле. проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых осталось в живых очень мало, а также с ветеранами других военных конфликтов. Несмотря на очень почтенный возраст, ветераны являют собой удивительный пример необыкновенной жизненной силы, стойкости, оптимизма, интереса к происходящим событиям, к людям, которые их окружают, к проблемам молодого поколения, к перспективам развития страны. Их пример способен многих побудить задуматься об истинных ценностях, заронить стремление изменить свою жизнь к лучшему.

Таким образом, нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. И любое воспитательное воздействие имеет отношение к воспитанию нравственного сознания человека.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!