СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской позиции и развитие практических навыков средствами музейной педагогики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о возможностях музейной педагогики для развития патриотических чувств учащихся. Об использовании возможностей музея в работе с учащимися по развитию практических навыков: коммуникативных, исследовательских, творческих. О роли музейного предмета в процессе изучения истории.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской позиции и развитие практических навыков средствами музейной педагогики.»

Формирование гражданской позиции и развитие практических навыков средствами музейной педагогики.


Никитина А.В. учитель истории и обществознания ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области.


Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности в едином образовательном процессе. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Используя эффект первичности, достоверности, и наглядности экспонируемых ценностей истории и культуры, музей может обеспечить относительную завершенность воспитательного процесса. Информационно-просветительское воздействие музей дополняет системой вовлечения учащихся в различные формы историко-культурного творчества, что способствует преобразованию историко-культурных знаний в нравственные убеждения, в формы и принципы гражданского поведения.

Музей Великой Отечественной войны, созданный сотрудниками учреждения, является мощным средством воспитания молодых людей. Сама обстановка музея, его экспонаты развивают чувство патриотизма, уважение к славным боевым традициям нашего народа, стремление перенимать эти традиции.

Все экспонаты музея были собраны сотрудником колонии и школьниками города Можайска, которые работали в группе «Поиск».

В музее организована работа кружка «Героические страницы истории». Воспитанники под руководством педагогов изучают события Великой Отечественной войны, связанные с боями на Можайской линии обороны. Изучаются действия 5 ударной армии, 32 дивизии, которые сражались на Бородинском поле. В Можайском районе активно действовали партизанские отряды. Хотя оккупация района продолжалась всего четыре месяца, партизанские отряды, сформированные в деревне Уваровке, продолжали борьбу с фашистами и после освобождения Можайского района. В музее создан макет партизанской землянки, который передает атмосферу военного времени.

В музее проводятся уроки истории, семинары и ученические конференции, посвященные важным датам и событиям Великой Отечественной войны. Учащиеся готовят доклады и презентации, которые проводятся в дни начала контрнаступления советских войск под Москвой, в день освобождения Можайска от немецких оккупантов и накануне Дня защитника Отечества. Занятия в кружке помогают ученикам познакомиться с основами музейной работы, а также попробовать себя в роли экскурсовода. Проводятся учебные экскурсии и конкурсы экскурсоводов. Состав воспитанников постоянно меняется и не всем удается выработать устойчивые навыки, но все желающие могут испытать себя в этом виде деятельности.

В музее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых осталось в живых очень мало, а также с ветеранами других военных конфликтов. Несмотря на очень почтенный возраст, ветераны являют собой удивительный пример необыкновенной жизненной силы, стойкости, оптимизма, интереса к происходящим событиям, к людям, которые их окружают, к проблемам молодого поколения, к перспективам развития страны. Их пример способен многих побудить задуматься об истинных ценностях, заронить стремление изменить свою жизнь к лучшему.

Программа кружка «Героические страницы истории» рассчитана на один год обучения. Набор в группу свободный, занятия проводятся с малыми группами до двенадцати человек, а также индивидуально. Программа состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен заочному знакомству с великими музеями мира. Занятия проводятся в классе и музее на основе имеющейся литературы, видеоматериалов и виртуальных экскурсий. Видеозаписи, содержащие описание музеев Москвы и Санкт-Петербурга содержат очень большой объем информации и могут быть просмотрены лишь частично. Большой интерес вызывают фильмы об Оружейной палате, башнях и соборах Московского Кремля и об Алмазном фонде, а также виртуальная экскурсия «Кремль больше, чем власть», которая знакомит с залами Большого Кремлевского Дворца, Патриарших палат. Интересно, что фильм о башнях и соборах Кремля был создан в конце 70-х годов двадцатого века, а виртуальная экскурсия – 2010 году. Это погружает в интересный контекст: можно сравнивать и фиксировать изменения. Учащиеся обращают внимание на качественные ремонтные работы, которые были проведены на территории Кремля, замечают, что тогда не было Казанского собора, но, в то же время, отмечают, что комментарий, который был сделан в семидесятые годы Иннокентием Смоктуновским более глубокий, содержательный и с более высоким смыслом. Просмотр фильмов о великих музеях расширяет кругозор учащихся, развивает их эстетический вкус, создает положительный эмоциональный настрой.

Второй раздел программы «Экскурсионное дело» включает в себя семь тем, которые знакомят учащихся с основами экскурсионной работы. Раздел рассчитан на пятнадцать часов, из них 6 часов лекции, 9 часов практические занятия. В ходе практических занятий учащиеся проводят пробные экскурсии и готовятся к конкурсу экскурсоводов, в котором принимают учащиеся, добившиеся реальных успехов и все желающие. Из числа тех, кто не проявил себя в ходе занятий, желающих немного, но они все же есть. И некоторые из них прилагают определенные усилия, и проводят экскурсию. Разумеется, они не занимают никаких мест, но уже сам факт того, что человек провел экскурсию от начала до конца, является для него достижением.

Третий раздел программы «Основы музееведения» включает в себя 6 : 1) Музей как социокультурный институт; 2) Музееведение как научная дисциплина; 3) Музей как научно-исследовательское учреждение; 4) Фонды музея; 5) Научно-фондовая работа; 6) Музейная экспозиция. Следует отметить, что содержание этого раздела вызывает меньше интереса, так как связаны с кропотливой, последовательной, систематической канцелярской работой, которую юноши по определению любить не могут. Поэтому первые темы излагаются в лекции очень коротко. Больше внимания уделяется темам, связанным с описанием музейных предметов, их комплектованием, учетом, хранением и транспортировкой. Организация практической научно-фондовой работы – дело будущего. Причем учащиеся могут привлекаться к этой работе только под жестким контролем и поэтому целесообразно привлекать к этому только тех, кто действительно проявляет склонность к подобному роду деятельности.

Самый большой интерес вызывают практические занятия или уроки в музее. Учащиеся хотят сразу пойти в музей и после первой обзорной лекции желают сразу приступать проведению экскурсий. Но, разумеется, никто не может провести экскурсию без подготовки. Проводятся лекции, затем каждый получает некий фрагмент текста обзорной лекции, который должен выучить. Затем на практическом занятии каждый пробует провести часть экскурсии. На следующих занятиях некоторые учащиеся проводят готовую стандартную обзорную экскурсию самостоятельно. Если есть возможность сделать видеозапись, то она производится и на следующих занятиях проводится анализ и разбор ошибок. Затем часть учащихся готовится проводить стандартную обзорную лекцию на конкурс. Некоторые готовят самостоятельные экскурсии, как правило, тематические. Чаще всего это экскурсии, посвященные Можайской линии обороны, партизанскому движению в Можайском районе, полководцам Великой Отечественной войны.

Возможности музея в процессе воспитания нравственного сознания учащихся не исчерпаны. Используются урок-экскурсия, разновидности комбинированного урока и работа кружка. В дальнейшем планируется проводить занятия в сотрудничестве с преподавателями литературы по темам, связанным с Великой Отечественной войной, в частности при изучении творчества А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского. Намечено составление нескольких презентаций и разработка виртуальной экскурсии. Развитие коммуникативных и исследовательских навыков, расширение кругозора учащихся, реализация и развитие их творческих способностей – все это способствует их духовному развитию. Во всяком случае, об этом свидетельствует их положительное отношение к изучению тем, связанных с Великой Отечественной войной и уважение, которое они питают к ветеранам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!