Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Методическая разработка.
Ф
ормирование и оценка читательской грамотности.
(Из опыта работы)
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г. Березники - 2021
Формирование и оценка читательской грамотности
В настоящее время мы все чаще слышим сочетание «читательская грамотность». Читательская грамотность — способность человека понимать, осмысленно читать тексты, анализировать, размышлять, логически рассуждать и достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы обучающиеся смогли проявить такие важные умения, как найти в тексте нужную информацию, осмыслить содержание текста, проанализировать информацию, оценить. Важно прививать обучающимся желание работать с текстами разных видов, извлекать из них нужную информацию.
Такое осмысленное чтение помогает школьникам прививать желание к чтению, развивать стремление читать и применять знания на практике.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
беглое чтение;
толкование текста в буквальном смысле;
оценка языка и формы сообщения;
поиск информации и ее извлечение;
преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
формулирование основных идей и выводов;
общее понимание текста;
размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой.
Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное.
У развитого читателя сформированы важные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.
Приведу несколько собственных разработок по формированию и оценке читательской грамотности
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром, в шесть часов, вышел с лопатой разгребать снег, лежащий перед домом. Расчищая дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа увидел дорожку, аккуратно утоптанную. На следующее утро опять выпал снег, мокрый, тяжёлый. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит, а у соседа дорожка, уже проложенная. На третий день снегу намело очень много, почти по колено. Встал еще раньше первый сосед, любитель наводить порядок. А у соседа дорожка уже ровная, прямая. Просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят! |
Задания. 1) Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему текста. 2) Как бы вы озаглавили фотографию? Какие детали подтверждают время года и время дня? 3) Какая связь между фотографией и текстом? 4) Выписать предложения с обособленным определением, объяснить причину обособления. 5) Выписать предложение о обособленным обстоятельством, объяснить причину обособления. 6) Какие ещё типы обособления даны в этом тексте? Выписать предложения с обособленными членами, объяснить причину обособления. 7) В котором выделенном предложении два одиночных прилагательных не являются обособленными определениями? Почему? |
Темы. Мир, окружённый друзьями. Тема дружбы. Счастье человека. Два соседа. Фотография. В мире снежной красоты. Зима.
Тема. Двойная функция художественного текста. (Обособленные члены
предложения и идейно-тематическая значимость текста-притчи).
Цель. 1. Оценить функциональную грамотность учащихся в области
чтения.
2. Умение найти и извлечь информацию из текста;
3. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически
проанализировать содержащуюся в нём информацию.
Наглядность: рисунки, презентация (фотографии, таблицы, тесты,
текст - притча).
На экране слайды. Школьники внимательно рассматривают эти фотографии.
1) О чём вы задумались, глядя на эти фотографии? Какое впечатление они
произвели на вас?
Составьте по ним предложения с обособленными членами.
Яркое солнце, садясь за огромные песчаные горы, озарило пустыню загадочно-золотистым цветом. (Учитель предлагает дополнительно предложение для разбора).
Обучающимся предлагается для чтения и анализа текст - притча.
2) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче?
3) Прочитайте текст, назовите ключевых слова, озаглавьте текст.
Притча, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но, ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они, два друга, продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Друг, получивший пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Придя в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. |
Таблица даётся после ответов учащихся.
Заголовок текста. Варианты. | Ключевые слова |
Два друга в пустыне. | песок - камень |
Обиды и радости в дружбе. | обиды - радости |
Самое ценное в дружбе. | |
Два друга. | |
4. Которая из этих фотографий наиболее полно характеризует притчу?
Аргументировать свой ответ.
5. Работа по тесту.
Отметьте одно утверждение, которое не противоречит идейно-
тематической направленности притчи. Почему?
А. Обиды не забываются.
Б. Самый лучший друг - тот, кто дал пощёчину.
В. Обиды проходят, радости нет.
6. Что особенного в притче? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Описание красивых мест.
Б. Образность.
В. Диалог.
Г. Информация к размышлению.
7. Из дополнительных ответов вы бы выбрали один или оба? Почему?
Пластичность (как отражение луны в воде).
Отличает широта обобщения, а также значимость идеи.
8. Похожа ли премудрость этой притчи на айсберг? (На экране слайд)
9. Ответы обучающихся.
10. Слово учителя:
- Да, ничто не лежит на поверхности. Важная, глубинная мысль этой притчи
многопланова, её нужно понять, оценить, принять или нет. Поражают слова-символы: песок - ветер: обида унесена, забыта, оценена друзьями.
ветер - камень: помощь, спасение, оценка, понимание того, что добро вечно и оно необходимо в настоящей дружбе.
Притча, как правило, не содержит морали - она "информация к размышлению". В ней два плана: внешняя забавная история и внутренний смысл ( а иногда и несколько), ради которого эта история и рассказывается. Притча очень пластична (как отражение луны в воде).
Короткие премудрости похожи на айсберг. В них, как и в этой глыбе льда, на поверхности находится только незначительная часть преподносимой идеи.
Короткие премудрости, поражающие нас своей философской глубиной, похожи на айсберг.
11. Определите тип обособления в этом предложении.
12. Которое из этих изречений, на ваш взгляд, наиболее удачно передаёт
содержание притчи? Чем осложнены данные предложения?
Друг - это одна душа, живущая в двух телах. Аристотель. |
Люди, приходящие в твою жизнь и заставляющие видеть солнце там, где ты раньше видел тучи, и есть лучшие друзья. |
Настоящий друг - это тот, кто держа тебя за руку, будет чувствовать твоё сердце. |
Мы, окружая себя хорошими людьми и добрыми мыслями, начинаем чувствовать, что жизнь начинает меняться в лучшую сторону. |
13. Какие типы обособления даны в тексте - притче? Выписать эти
предложения. Назвать типы обособления. Объяснить причины
обособления.
Притча, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне. |
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». |
Они, два друга, продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. |
Друг, получивший пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. |
Придя в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». |
14. Вывод. О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Говорили о друзьях, о настоящей дружбе.
Текст - притча не только текст, представляющий особый интерес с точки зрения информации, идейно-тематической направленности, но и текст по проверке знаний по теме "Обособленные члены предложения". На уроке этот художественный текст имел двойную функцию. Мы подошли к этому тексту с двух позиций: обособленные члены предложения и его тематика.
15. Рефлексия. Оцените свою работу на этом уроке? "Лестница к успеху".
16. Д/з. Повторить тему "Типы обособления.
Написать эссе "Для меня дружба - это..."
А.С.Пушкин. Повесть "Станционный смотритель". 8 класс.
Задания.
Сравните два портрета одного и того же человека. Почему так изменился внешне Самсон Вырин?
Какие жизненные обстоятельства могли повлиять на такое превращение?
1. ...человека лет 50, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертюк с тремя медалями на полинялых лентах. | 2. Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! ... Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как 3 или 4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. |
3. Отвечал угрюмо. Старик нахмурился. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса. Почему? |
А.С.Пушкин. Повесть "Станционный смотритель". 7 класс.
Задание для работы в группе.
1. Счастлива ли Дуня, дочь Самсона Вырина?
2. Была бы Дуня счастливой, если бы не покинула своего отца?
Было ли её решение правильным? Тогда почему она всю дорогу
плакала?
Тема. М.Шолохов. Главы из романа "Они сражались за Родину".
Задание.
Назвать художественные приёмы, которые помогают автору передать настроение героев, напряжение, царящее на высотке.
№ п/п | Предложения |
1 | Высушенная солнцем целинная земля на высоте была тверда, как кремень. |
2 | Лопата с трудом вонзалась в неё на несколько сантиметров, откалывая мелкие, крошащиеся куски, оставляя на месте среза глянцевито блестящий след. |
3 | Бойцы окапывались с лихорадочной поспешностью. |
4 | Николай вырыл обчин глубиной в колено, выпрямился, чтобы перевести дух. |
5 | Гимнастёрка на спине его (Звягинцева) стала влажной и тёмной, по лицу бисером катился пот. |
6 | ... сказал он, бурно дыша, вытирая рукавом багровое лицо. |
7 | В глаза и ноздри лезла едкая пыль, тяжело колотилось сердце и трудно было дышать. |
8 | ... россыпью лежали патроны... |
9 | Солнце по-прежнему нещадно калило землю. |
10 | Горький запах вянущей полыни будил неосознанную грусть. |
11 | В томительном ожидании прошло ещё с полчаса. |
12 | Николай жадно докуривал вторую папиросу, когда послышался далёкий гул моторов. Он рос, ширился и звучал всё отчётливее и грознее . |
13 | И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца, и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску. |
14 | Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. |
15 | Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти не видимые в дневном свете язычки пламени. |
(Работа в парах)
Тема. М.Шолохов. Главы из романа "Они сражались за Родину". 7 класс.
Для учителя
Задание.
Назвать художественные приёмы, которые помогают автору настроение
героев, напряжение, царящее на высотке.
№п/п | Предложения | Художественные приёмы |
1 | Высушенная солнцем целинная земля на высоте была тверда, как кремень. | Сравнение |
2 | Лопата с трудом вонзалась в неё на несколько сантиметров, откалывая мелкие, крошащиеся куски, оставляя на месте среза глянцевито блестящий след. | Эпитет |
3 | Бойцы окапывались с лихорадочной поспешностью. | Эпитет |
4 | Николай вырыл обчин глубиной в колено, выпрямился, чтобы перевести дух. | Фразеологизм |
5 | Гимнастёрка на спине его (Звягинцева) стала влажной и тёмной, по лицу бисером катился пот. | Сравнение (сущ. в тв. п.) метафора |
6 | ... сказал он, бурно дыша, вытирая рукавом багровое лицо. | Эпитет |
7 | В глаза и ноздри лезла едкая пыль, тяжело колотилось сердце и трудно было дышать. | Эпитет, метафора |
8 | ... россыпью лежали патроны... | Сравнение (сущ. в тв. п.) |
9 | Солнце по-прежнему нещадно калило землю. | Олицетворение, эпитет |
10 | Горький запах вянущей полыни будил неосознанную грусть. | Эпитет, олицетворение |
11 | В томительном ожидании прошло ещё с полчаса. | Эпитет |
12 | Николай жадно докуривал вторую папиросу, когда послышался далёкий гул моторов. Он рос, ширился и звучал всё отчётливее и грознее . | Эпитет, градация |
13 | И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца, и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску. | Эпитет, метафора |
14 | Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. | Олицетворение, эпитет |
15 | Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти не видимые в дневном свете язычки пламени. | Метафора |
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 8 класс.
Задания по выбору (на усмотрение учителя).
Вариант №1.
Какие пословицы, на ваш взгляд, помогают передать содержание новеллы?
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Вариант №2
1. Вспомните пословицы по ключевым словам:
синица - журавль,
жизнь - поле.
Можно ли по этим пословицам определить идейно-тематическую направленность
новеллы Ги де Мопассана "Ожерелье"?
(Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Жизнь прожить - не поле перейти.)
Вариант№3.
2. Какая связь между этой картинкой и новеллой Ги де Мопассана
"Ожерелье"?
(Синица и журавль в поговорке имеют символическое значение. Синица- символ стабильности, постоянства, того, чем человек обладает здесь и сейчас. Журавль в поговорке- символ интересного, недосягаемого, высокого и более привлекательного. Поговорка нам говорит о том, что нужно радоваться тому, что имеешь (это та самая синица), а не гнаться за чем-то непостижимым (журавлем). Конечно в жизни стоит стремиться быть лучше, но надежнее держаться за синицу. Гнаться за журавлем неплохо, но так можно и не насладиться в жизни тем, что имеем.)
Индивидуальные карточки для работы в группах или в парах.
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 1. Причина страданий Матильды. Причина её слёз. Имела она на это веские причины? Может, надо жить и радоваться жизни, которая тебе дана Что, по-вашему, самое главное в жизни человека? Какую роль играет зависть в жизни Матильды? Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рожденной для изящной жизни, для самой утонченной роскоши. Она страдала от бедности своего жилья, от убожества голых стен, просиженных стульев, полинявших занавесок. У нее не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана. Ей так хотелось нравиться, быть обольстительной и иметь успех в обществе, хотелось, чтобы другие женщины ей завидовали. Изредка она навещала богатую подругу, с которой они вместе воспитывались в монастыре, и каждый раз, возвращаясь от этой подруги, она так страдала, что клялась не ездить гуда больше. Целые дни напролет она плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния. |
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 2. Как относился муж к слезам Матильды? Любит ли он свою жену? Что вас удивляет в поведении г-на Луазеля? |
Тут он увидел, что жена плачет, и замолчал, растерянный и огорченный. Две крупные слезы медленно катились по ее щекам к уголкам рта. Он произнес, заикаясь: - Что с тобой? Ну что? Сделав над собой усилие, она подавила горе и ответила спокойным голосом, вытирая мокрые щеки: - Ничего. Только у меня нет туалета и, значит, я не могу ехать на этот вечер. Он слегка побледнел: как раз такая сумма была отложена у него на покупку ружья, чтобы ездить летом на охоту в окрестности Нантера с компанией приятелей, которые каждое воскресенье отправлялись туда стрелять жаворонков. Однако он ответил: - Хорошо. Я тебе дам четыреста франков. Только постарайся, чтобы платье было нарядное. Они долго смотрели друг на друга, убитые горем. Потом Луазель оделся. - Пойду, - сказал он, - проделаю весь путь, который мы прошли пешком, посмотрю, не найдется ли ожерелье. И он вышел. Она так и осталась в бальном платье, не зажигая огня, не в силах лечь, так и застыла на месте, словно мертвая. Муж вернулся к семи часам утра. Он ничего не нашел. Каждый месяц надо было платить по одним векселям, возобновлять другие, выпрашивать отсрочку по третьим. Муж работал вечерами, подводя баланс для одного коммерсанта, а иногда не спал ночей, переписывая рукописи по пяти су за страницу. Такая жизнь продолжалась десять лет. Су - старинная французская разменная монета — сначала золотая, серебряная и медная. Сегодня слово «су» во Франции также употребляется в значении «мелочь». |
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 3. Какова роль ожерелья для Матильды? А какую роль играет ожерелье в судьбе героини? Ожерелье - это символ .... Много ли места в новелле занимает описание бала? Почему? Была ли счастлива Матильда в этот вечер? Что является счастьем в её жизни? Какова роль выражения "облако счастья"? А ваше понятие счастья? |
Вдруг ей попалось великолепное бриллиантовое ожерелье в черном атласном футляре, и сердце ее забилось от безумного желания. Она схватила его дрожащими руками, примерила прямо на платье с высоким воротом и замерла перед зеркалом в восхищении. Потом спросила нерешительно и боязливо: - Можешь ты мне дать вот это, только это? - Ну конечно, могу. Госпожа Луазель бросилась на шею подруге, горячо ее поцеловала и убежала со своим сокровищем. Настал день бала. Г-жа Луазель имела большой успех. Изящная, грациозная, веселая, словно опьяневшая от радости, она была красивее всех. Все мужчины на нее смотрели, спрашивали, кто она такая, добивались чести быть ей представленными. Чиновники особых поручений желали вальсировать только с ней. Сам министр ее заметил. Она танцевала с увлечением, со страстью, теряя голову от радости, не думая ни о чем, упиваясь триумфом своей красоты, фимиамом успеха, окутанная, словно облаком счастья, всем этим поклонением, всеми желаниями, пробужденными ею, торжествуя полную победу, всегда сладостную для женского сердца. |
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 4. Жизнь героев до и после бала. Что изменилось в жизни Матильды? Случайно ли в жизни героев такое испытание? Кто в виноват в случившемся? |
Рассчитали прислугу, переменили квартиру - наняли мансарду под самой крышей. Она узнала тяжелый домашний труд, ненавистную кухонную возню. Она мыла посуду, ломая розовые ногти о жирные горшки и кастрюли. Она стирала белье, рубашки, полотенца и развешивала их на веревке; каждое утро выносила на улицу сор, таскала воду, останавливаясь передохнуть на каждой площадке. Одетая, как женщина из простонародья, с корзинкой на руке, она ходила по лавкам - в булочную, в мясную, в овощную, торговалась, бранилась с лавочниками, отстаивала каждое су из своих нищенских средств. Муж работал вечерами, подводя баланс для одного коммерсанта, а иногда не спал ночей, переписывая рукописи по пяти су за страницу. Такая жизнь продолжалась десять лет. |
Ги де Мопассан. Новелла "Ожерелье". 5. Почему героиня любила вспоминать тот бал? Роль этого вечера в жизни Матильды. Был ли неожиданным для вас финал новеллы? Почему? Роль выражения "фальшивые бриллианты". |
Но иногда, в те часы, когда муж бывал на службе, она садилась к окну и вспоминала тот бал, тот вечер, когда она имела такой успех и была так обворожительна. Что было бы, если бы она не потеряла ожерелья? Кто знает? Кто знает? Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека. Госпожа Форестье остановилась как вкопанная. - Ты говоришь, вы купили новое ожерелье взамен моего? - Да. А ты так ничего и не заметила? Они были очень похожи. И она улыбнулась торжествующе и простодушно. Госпожа Форестье в волнении схватила ее за руки. - Бедная моя Матильда! Ведь мои бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большое пятьсот франков. |
1. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем. Назовите
их.
Конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми. |
2. Определите кульминацию новеллы.
Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и ее муж обнаруживают пропажу ожерелья. |
3. Что такое миг счастья? Какова плата за этот миг счастья?
Супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг они платят годами тяжелой работы. |
4. На сколько смысловых частей вы разделили бы эту новеллу?
В смысловом отношении “Ожерелье” распадается (и графически разделяется самим автором) на три части : в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объему, дается сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжелые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки. |
5. "Госпожа Луазель узнала страшную жизнь бедняков". Это случайность или
наказание?
6. Что Матильда любила больше всего на свете? Почему для неё именно это
было важнее всего на свете? Можно ли говорить о красоте её внутреннего
мира?
7. Как вы оценили смысл слова "жизнь" после прочтения новеллы
Мопассана "Ожерелье"? Какой жизни достоин человек?
8. Можно ли утверждать, что случай правит жизнью?
9. Задание "Проверю себя" (работа в группе).
Настал день бала. Г-жа Луазель имела большой успех. Изящная, грациозная, веселая, словно........, она была красивее всех. ....... на нее смотрели, спрашивали, кто она такая, добивались ...... быть ей представленными. Чиновники особых поручений желали вальсировать только с ней. Сам ....... ее заметил. Она танцевала с увлечением, со страстью, ........ от радости, не думая ни о чем, ....... триумфом своей красоты, фимиамом успеха, окутанная, словно ....... , всем этим поклонением, всеми желаниями, пробужденными ею, торжествуя ........ , всегда сладостную для женского сердца. |
Внимательно прочитайте данный художественный отрывок, вставьте пропущенные слова, словосочетания, определите душевное состояние героини новеллы. Испытала ли Матильда счастье? Почему в данном тексте много однородных членов предложения? А что такое настоящее счастье? |
Настал день бала. Г-жа Луазель имела большой успех. Изящная, грациозная, веселая, словно опьяневшая от радости, она была красивее всех. Все мужчины на нее смотрели, спрашивали, кто она такая, добивались чести быть ей представленными. Чиновники особых поручений желали вальсировать только с ней. Сам министр ее заметил.
Она танцевала с увлечением, со страстью, теряя голову от радости, не думая ни о чем, упиваясь триумфом своей красоты, фимиамом успеха, окутанная, словно облаком счастья, всем этим поклонением, всеми желаниями, пробужденными ею, торжествуя полную победу, всегда сладостную для женского сердца.
10. Объяснить смысл высказываний. Соответствуют ли они идейно-тематической
направленности новеллы?
Сделать жизнь значительно трудней.
(В.В.Маяковский)
Лев Николаевич Толстой говорил: «Пора перестать ждать
неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь».
11. Прокомментировать.
Что значит красивая и счастливая жизнь?
Такая кропотливая работа по развитию читательской грамотности даёт результаты: обучающиеся внимательно читают текст, находят в нём нужную информацию, определяют тему, ключевые слова, убедительно, приводя аргументы, анализируют текст, сравнивают изучаемый текст с пройденным материалом, умеют работать в группе, в паре и индивидуально. Речь аргументированная, выразительная, школьники тактично выслушивают ответ друг друга. И как результат высокие показатели: победители, призёры олимпиад, конкурсов.