Родительское собрание в 6-7 классах
«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»
Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, не все из них оправдались, и для некоторых ребят учение уже превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует.
Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Что нужно делать, чтобы достигнуть этих целей? (ответы записываются во второй столбик таблицы).
Что же нужно, чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия? (необходимо, чтобы он захотел их выполнять).
Как раз это желание и называется мотивом.
Как вы думаете, что такое мотив?
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
5. Создание опыта, расширение знаний по теме мотивация.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивы бывают внешние и внутренние.
внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д.
Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов. Она работает, пока есть стимул (отметка, поощрение, угроза наказания).
Мы воздействуем на человека, и добиваемся того, чтобы он делал то, что нам нужно. Однако, когда воздействия нет, то мотивация пропадает. Если человек что-то делал, потом он это делать прекращает.
внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
«Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется ощущение потока» (Чикзентмихали М.) Упражнение «Мы на необитаемом острове»
Группа делится на несколько подгрупп. Каждая из подгрупп в течение нескольких минут готовит рисунок на тему «Мы на необитаемом острове». Рисунки кратко представляются остальным участникам. Затем продолжается работа в подгруппах. Каждая из них получает список основных школьных предметов. Необходимо отметить, какой из них может помочь на необитаемом острове (например, с помощью английского языка можно общаться с иностранными спасателями, с помощью биологии различать съедобные и несъедобные растения). Результаты работы подгрупп обсуждаются в общем кругу.
Все предметы необходимы в любой жизненной ситуации. Можно родителям провести эту игру в семье.
8.Упражнение «Карточки»
Каждый участник по очереди вытаскивает из коробки стоящей в центре круга, карточку с незаконченным предложением. Нужно придумать для него окончание и озвучить его на общем кругу. После «хозяина» карточки при желании могут высказаться другие участники. Количество карточек не должно быть меньше, чем количество участников группы. Родители хотят, чтобы дети ходили в школу, потому что…
Образование важно, так как…
Я думаю, что в будущем школьные знания пригодятся мне хотя бы для того, чтобы…
Учиться все равно необходимо, поскольку иначе…
Школьная форма нужна для того, чтобы …
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем х и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (группы). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос
«Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время па работу - 8 (10) минут. По моему сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют выбор, а один участник из группы прикрепляет «листья».
Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналогии.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника.
Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант проблемной ситуации. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ним и представить как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации.
Тренинговые упражнения для групповой работы родителей:
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил биологию. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?
Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?
Ситуация четвертая: «Ребенок не любит какой – то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».
Участники представляют свое видение разрешения ситуаций.
Общий вывод обычно бывает таков: Я: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
Я: Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст).
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.
1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Я: (подходит к «дереву проблем»):
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).
Заповеди воспитания
• Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
• Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
• Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.
• Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
• Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.
• Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать
• Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.
• Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.